Развитие фонационного выдоха
консультация по логопедии

 
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха.
 
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Примерная продолжительность этапа – восемь недель.
 
УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного звука.
 
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э).
Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (Логопед делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А).
Теперь вы будете петь, а я послушаю, кто поет красиво и дольше всех.
Следите за моими руками».
Вначале рука логопеда быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.
 
УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым вдохом через рот).
 
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Давайте представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Логопед изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух). Давайте вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».
При возникновении затруднений логопед предлагает детям выполнить упражнение перед большим зеркалом.
В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, обязательно с паузой между ними.
Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.
 
УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.
 
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.
Затем будем медленно опускать руки и петь звук Л.
Посмотрите и послушайте, как я пою. (Логопед показывает упражнение).
А теперь давайте споем вместе».
 
Некоторые дети быстро заканчивают пение гласных и опускают руки. В этом случае логопед дает дополнительную инструкцию: «Руки опускаем еще медленнее и долго красиво поем».
Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.
 
УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса.
 
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.
Послушайте, как это у меня получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У).
А теперь вместе погудим, как большой паровоз».
Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.
Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У).
А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
 
УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.
 
Исходное положение: стоя, подбородок слегка при¬поднят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как большой медведь».
Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушайте, как я это сделаю. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И).
А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».
 
Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.
Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.
 
УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.
 
Длительность пения не фиксируется.
 
Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.
Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте. (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно продевает ряд гласных: АОУ).
А теперь поем вместе.
Давайте попробуем спросить на волшебном языке: "Как дела?"» (Логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?)
Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы.
 
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении двух недель.
 
УПРАЖНЕНИЕ 7. Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука. (Тренировка длительности фонационного выдоха.)
 
Исходное положение: произвольное.
Инструкция: «Я расскажу вам сказку, а вы внимательно ее слушайте.
Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: "Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку". Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: "А!" Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: "У-у", она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была лиса. Вы знаете, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей.
Ребята, как вы думаете, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку? Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голослнкой.А вот Лисичка все сделала правильно – вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с вами тоже устроим соревнование и будем тянуть голосянку. Послушайте, как я тяну голосянку. (Логопед быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз).
А теперь вы будете тянуть голосянку все вместе. Соревнование должно быть честным.
У кого голосянка закончится, больше не начинайте ее. Приготовились. Начали!»
Логопед быстрым движением руки подает детям сигнал для выполнения вдоха. При этом логопед слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения логопед медленно опускает руку вниз.
 
Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки логопеда вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается детьми как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.
Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении одной недели.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие длительного выдоха у детей младшего возраста

В данной статье представлены игровые приемы для формирования  правильного речевого  дыхания у детей, что будет в немалой степени способствовать  правильному  произношению звуков ро...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА

В пособии представленны игры и упражнения на развитие речевого дыхания . Их можно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка по развитию речи дошкольников, на логопедических заня...

Игрушка "китёнок" для развития силы выдоха своими руками

Данная памятка подробно знакомит родителей с изготовлением занимательной игрушки, которая направлена на развитие силы выдыхаемой струи воздуха....

Развитие фонационного выдоха у детей с нарушениями речи

Упражнения, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на « быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха....

Развитие силы выдоха

Развитие силы выдоха...

Развитие речевого выдоха

Интересные упражнения для развития речевого выдоха...

Игры на развитие речевого выдоха

Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и дл...