Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мещерякова Евгения Юрьевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л'] в словах исвязной речи с применением заданий на развитие межполушарного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

Конспект индивидуального логопедического занятия с

ребёнком старшей группы (ОНР III уровня речевого развития)

Тема

 «Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи с применением приёмов развития межполушарного взаимодействия»

Подготовила

Мещерякова Е.Ю.

учитель-логопед

Коркино

2021


Цель:

Автоматизация звука [Л’] в словах и связной речи.

 

Задачи: 

1. Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить чёткой артикуляции звука  [Л’];
  • продолжать учить давать характеристику звука [Л’];
  • продолжать учить правильно произносить звук [Л’] в словах и связной речи;
  • продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, середина, конец.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику,
  • развивать мелкую и общую моторику,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать межполушарное взаимодействие,
  • развивать связную речь.

3. Воспитательная:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять инструкции;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Лексика: 

  • слова со звуком [Л’].

Оборудование: зеркало, изображения деревьев (берёза, рябина, тополь, осина, дуб), мяч, «кленовый листочек» (из бумаги, на леске) для тренировки воздушной струи, картинки со звуком [Л’], межполушарная доска «BABYGAMES».

План занятия:

I. Организационный момент.

  • Называние времени года.
  • Характеристика звука [Л’].

II. Основная часть.

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 - будем листья собирать».
  • Проговаривание названий деревьев, их рассматривание.
  • Работа над фонематическими процессами:
  • выделение заданного звука в словах;
  • определение позиции звука [Л’] в словах: начало, середина, конец слова.
  • Гимнастика для глаз.
  • Игра с мячом «Листочек какой?».
  • Упражнение на развитие воздушной струи.
  • Игра с межполушарной доской «BABYGAMES».

III. Заключительная часть.

  • Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Этап

Содержание

Слова педагога

Предполагаемые ответы и действия ребёнка

I

Организационный момент

Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Совершенно верно, сейчас время года осень, и мы с тобой сегодня отправляемся в волшебный осенний лес.

Назови первый звук в слове ЛЕС.

Что ты знаешь про звук [Л’]?

Во время нашей прогулки по лесу мы будем внимательно следить, чтобы во всех словах ты этот звук произносил правильно.

Сейчас время года осень.

В слове ЛЕС первый звук - [Л’].

Звук [Л’] – согласный, звонкий, мягкий.

II

Основная часть

Прежде чем отправляться на прогулку, следует хорошо размять язычок.

Артикуляционная гимнастика:

  • улыбочка – трубочка (только губами)
  • качели
  • дразним обезьянку
  • прячемся за заборчики
  • часики
  • орешки
  • хвалим орешки
  • чистим зубки
  • белим потолок
  • покусывание всего языка
  • блинчики

(загибать пальцы, начиная с мизинца)

1,2.3,4,5 -

(сжимать и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.  

(разгибать пальцы, начиная с большого)

Листья березы,    

Листья рябины,    

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(«замо̀к»)

Маме осенний букет отнесем.

Давай вспомним названия деревьев, которые мы перечислили в пальчиковой гимнастике.

(Когда ребёнок называет деревья, учитель-логопед выкладывает перед ним картинки с изображением каждого дерева.)

В названии какого дерева мы слышим звук [Л’]?

Где мы слышим звук [Л’] в слове «тополь»: в начале, середине или конце слова?

Какие ещё слова со звуком [Л’] мы проговаривали в стихотворении?

Где мы слышим звук [Л’] в этих словах: в начале, середине или в конце?

Кроме тополя, какие ещё названия деревьев со звуком [Л’] ты знаешь?

В слове «клён» мы слышим звук [Л’] в начале, середине или в конце слова?

Гимнастика для глаз (учитель-логопед держит в руках бумажный кленовый листочек и водит им, указывая ребёнку направления движения глаз).

Мы зашли в лес и увидели высокий красивый клён. Мы смотрим только глазами вверх, вниз, вверх, вниз (10 повторов) и поражаемся высоте этого дерева. Вдруг, на наших глазах, один листочек оторвался от ветки, его подхватил ветерок и стал с ним играть, а мы двигаем глазами влево – вправо (10 повторов). Ветер закружил листочек («восьмёрка»). Он кружит листок в одну сторону, и мы делаем круговые движения глазами в одну сторону (10 раз), а теперь, в другую (10 раз). Закрыли глаза, расслабили (30 секунд). Открыли глаза и быстро-быстро поморгали.

Мы остановились на отличной полянке, где можно поиграть с мячом.

Игра с мячом «Листочек какой?»

Листочек, который упал с клёна, какой?

С эвкалипта?

С ольхи?

С липы?

Упражнение на развитие воздушной струи.

(учитель-логопед и ребёнок берут «кленовые листочки» (из бумаги, на леске) для тренировки воздушной струи)

Мы возьмём два опавших листочка.

Какие это листочки?

А теперь, как ветер, подуем на них.

Вдох – носом, плечи не поднимаем.

Выдох – ртом, щёки не надуваем.

(3 повтора).

Игра с межполушарной доской «BABYGAMES».

Пришла пора возвращаться домой. Мы пойдём вот по этим дорожкам. На пути нам будут встречаться разные слова. Мы будем останавливаться и правильно проговаривать их.

Выполняет артикуляционные упражнения.

Проговаривает слова и выполняет упражнения двумя руками.

Берёза, рябина, тополь, осина, дуб.

Мы слышим звук [Л’] в слове «тополь».

В слове «тополь» мы слышим звук [Л’] в конце слова.

Мы проговаривали слова «листья», «листики».

В словах «листья», «листики» мы слышим звук [Л’] в начале слова.

Клён, лиственница, эвкалипт, ольха, ель, липа.

В слове «клён» мы слышим звук [Л’] в начале слова.

Следит глазами за движениями кленового листочка, выполняет инструкции.

кленовый

эвкалиптовый

ольховый

липовый

Это кленовые листочки.

Выполняет инструкции.

Ребёнок в обеих руках держит фишки, двигает фишки по спиралям доски, останавливаясь рядом с картинками и называя их.

III

Подведение итогов занятия.

Мы вернулись с прогулки по волшебному осеннему лесу. У тебя получилось все слова со звуком [Л’] проговорить красиво и правильно. Старайся всегда проговаривать звук [Л’] также красиво, как это получалось в волшебном осеннем лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе (5 лет) на тему: “Постановка звука [Л]”.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Постановка звука [Л]»Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы.Тема: Звук [Л].Этап: Постановка звука [Л]....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе Тема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Конспект  подгруппового логопедического занятия  в старшей группеТема: «В гости к мышке Шуше». Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе.

Занятие на автоматизацию звука [Ш] изолированно, в слогах и словах, включающее в себя пальчиковую и артикуляционную гимнастику, задание на развитие фонематичексого слуха, согласование числительных с с...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.

В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя...

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: Автоматизация звука"Ш"

Индивидуальное логопедическое занятие в старшей группе. Возраст: 5 лет, логопедическое заключение ФФН у ребенка с дизартрическим компонентом. Тема: Автоматизация звука "Ш"....

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)

1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах.   3. Учить определять наличие и место звука [л]...