Задания для детей по лексической теме "НАСЕКОМЫЕ"
материал по логопедии (старшая группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Лексическая тема "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_zadaniya_po_leksicheskoy_teme_nasekomye_.docx273.01 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Насекомые»

C:\Users\Наталья\Desktop\насекомые 1.jpg

 Дети усваивают: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.

Словарь  включает слова: названия насекомых; крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало; стрекочет, жужжит; летает, порхает, ползает, прыгает, сосет; больно, вредно, ярко.

Дыхательная гимнастика

«Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается.

«Жук»

Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу: 
(Ритмично переступать ногами)

«Пчёлка»

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 

«Сосчитай»

Цель:согласование существительных с числительными в роде, числе.
Один комар, три комара, пять комаров.
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Насекомые - великаны»

Цель: образованиесуществительных с увеличительными оттенками.
Не 
паук, а ... паучище (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Чей?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...

Связная речь

 Составь предложение из слов :
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.

Вспомни и назови насекомых, которых ты знаешь (не менее 4).

Цель:определи количество слогов в этих словах (для детей 6-7лет)

Назови перечисленных насекомых ласково:

 КОМАР,ЖУК,ПЧЕЛА, СТРЕКОЗА, ГУСЕНИЦА.

Составить предложения с предлогами

НА,ПОД,НАД,ОКОЛО,ЗА,ПЕРЕД по теме «Насекомые»

Например: Пчела летала НАД красивым цветком.

Исправь предложения:

- Червяк склевал скворца.
- Мохнатая гусеница съела кукушку.

- Муха поймала в сети большого паука.

Расскажи, какие части тела есть у насекомых.

 (ГОЛОВА, ТУЛОВИЩЕ, ЛАПКИ, УСИКИ, БРЮШКО, СПИНКА, КРЫЛЬЯ

«Один – много - нет». Скажи по образцу:

• Жук – жуки, нет жуков
• Бабочка - ……………………
• Стрекоза - ………………......
• Муравей - …………………..
• Пчела - ………………………

Подобрать слова – действия (глаголы): (к пяти разным насекомым

• Жук (Что делает?) – …………………………...
(летает, кружится, жужжит)
• Бабочка - ………………………………………..
(порхает, сидит, перелетает)

Д/и «Сосчитай» (1-5)

Трудолюбивая пчела.

Заботливый муравей.

Разноцветная бабочка.

Зелёный кузнечик.

Надоедливая муха.

Полосатый шмель.

Например:

Одна трудолюбивая пчела,

две трудолюбивые пчелы,

три трудолюбивые пчелы,

четыре трудолюбивые пчелы,

пять трудолюбивых пчёл.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»
Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Паук, голубь, синица, сорока.

Бабочка, паук, муха, комар.

Муха, моль, пчела, гусеница.

Игра «Скажи одним словом».

У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.

У стрекозы большие глаза – её называют …?

У таракана длинные усы – его называют…?

У паука мохнатые лапы – его называют …?

Отгадай загадки.

Летит – кричит; сядет – молчит;

Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук)

Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Упражнение на координацию речи с движением.

Вот какая стрекоза — очень круглые глаза.

Вертится как вертолет:

вправо, влево, взад, вперед.

Поднимайте плечики,

прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, сели,

Травушку покушали,

тишину послушали,

Выше, выше, высоко,

прыгай на носках легко!

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз.

Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны.

Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте.)

Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

·        людям: пчелы дают мед, воск;

·        лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;

·        животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:

·        людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;

·        лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;

·        животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Школа" (задания для детей старшей и подготовительной группы с ОНР)

В данной подборке содержаться задания педагогам и родителям  для коррекции лексико-грамматического строя речи, для развития общей и мелкой моторики детей старшей и подготовительной группы с ОНР....

Задания для детей подготовительной к школе группе по лексическим темам

Я ламинирую этот листок и занимаюсь с детьми. Фломастер легко стирается и задание можно использовать многократно....

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

Логопедические домашние задания для детей по лексической теме «Перелётные птицы».

Логопедические домашние задания для детей и родителей по лексической теме «Перелётные птицы»....

Домашние задания для детей по лексическим темам -Февраль

Игровые задания способствуют закреплению материала вместе с родителями...

Домашнее задание для детей по лексической теме "День Победы"

Данный материал предназначен для родителей для отработки лексической темы совместно с детьми дома....

Логопедические домашние задания для детей по лексическим темам

Задания по лексическим темам способствуют постепенному расширению кругозора детей, углубления их знаний в рамках выбранной педагогом темы. Дети знакомятся с новыми словами, которые неоднократно п...