Конспект викторины "Логоромашка" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Конева Ирина Александровна

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы.

Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических за­нятий является викторина, соревнования, конкурсы. Используемый при этом рече­вой материал зависит от соста­ва команд учащихся, их воз­раста, глубины проявления у них речевого дефекта. Участниками логопедичес­кой викторины могут быть дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста,  посеща­ющие занятия логопеда.

Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности.

Логопедическая  викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа,  активизации высших психических функций.

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

- образовательные: совершенствовать фонематический слух; учить составлять слова  из букв;  упражнять в составлении простых предложений; упражнять в составлении звуковых схем; закреплять умение делить слова на слоги; тренировать в умении образовывать слова множественного числа от единственного числа.

- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;

- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5»

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

Конспект викторины «Логоромашка»

для детей старшего дошкольного возраста

                           

                                   Составила:

Учитель-логопед Конева И.А.

                                                       

 Еманжелинск-2021

Пояснительная записка

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы.

Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических занятий является викторина, соревнования, конкурсы. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта. Участниками логопедической викторины могут быть дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста,  посещающие занятия логопеда.

Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности.

Логопедическая  викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа,  активизации высших психических функций.

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

- образовательные: совершенствовать фонематический слух; учить составлять слова  из букв;  упражнять в составлении простых предложений; упражнять в составлении звуковых схем; закреплять умение делить слова на слоги; тренировать в умении образовывать слова множественного числа от единственного числа.

- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;

- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: Карточки с шифровками;  набор карточек с  буквами; круги красного, синего и зеленого цвета, карты- таблички для составления схем; поезд и вагончики, предметные картинки;  фигурки девочка, собачка, мальчик, мишка; 2 мешочка с крупой; мяч; 2 мольберта;  презентация.

Предварительная работа: Упражнение «Подними флажок» , «Разноцветные круги»; Дидактическая игра «Делим слова на слоги», «Слоговая пирамидка »«Схема предложения», «Составь предложение», «Волшебный мешочек», «Найди звук», «Подбери признак», «Один-много», «Составь слово по картинкам».

Примечание: викторину можно проводить как  в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки. 

Ход викторины:

Организационный момент:

ЛОГОПЕД: — Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в круг. Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем интересную викторину «Логоромашка».

-Сейчас мы разделимся на две команды. Каждая команда займет место за своим столом.

-Наша ромашка потеряла свои лепестки, потому что давно не слышала правильной и красивой речи. Мы с вами будем играть, думать, отгадывать. За выполненные задания вы будете получать лепестки ромашки.

- Сейчас мы разделимся на две команды. Каждая команда займет место за своим столом. Какая команда получит больше лепестков, та и станет победителем викторины. Если вы справитесь с заданиями, в конце вас ждут интересные  призы!

- Чтобы получить первый лепесток к своей ромашке, приступим к первому испытанию.

Испытание № 1 «Представление команд»

1 Команда - Команда «Улыбка». Девиз: Жизнь без улыбки – ошибка, да здравствует смех и улыбка!

2 Команда  «Радуга». Девиз: Будем дружными всегда, как у радуги цвета.  

Испытание №2 «Чуткие  ушки»

Чтобы получить лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки. Ваша задача определить первый звук в словах, которые я покажу .

На картинку посмотри,

Первый звук определи.

1 команда:  Арбуз, самокат, кот, облако, ананас, утка.

2 команда: Аист, кошка, апельсин, удочка, сок, игла.

Испытание №3. «Какой? Какая? Какое?»

Чтобы получить следующий лепесток , вам нужно быть очень внимательным и правильно отвечать на мои вопросы. Вопросы буду задавать сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ вы будете получать жетончик. У кого больше жетонов, тот и получит лепесток для своей ромашки.

Сок из апельсинов – (апельсиновый)

Сок из груш – (грушевый)

Сок из ананасов – (ананасовый)

Сок из моркови – (морковный) 

Сок из яблок – (яблочный)

Сок из винограда – (виноградный)

Сок из персика – (персиковый)

Сок из вишни – (вишневый)

Дом из дерева — (деревянный)

Дом из кирпича – (кирпичный)

Самолётик из бумаги – (бумажный)

Стакан из стекла – (стеклянный)

Ложка из металла – (металлическая)

Решетка из железа – (железная)

Испытание №4 «Шифровальщики»

- Для получения лепестка, каждой команде предстоит отгадать расшифровать слово. На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово. Будьте очень внимательны.

1 команда: Машина

2 команда: Яблоко

Испытание № 5 «Хлопай – топай»

Слушай слово не зевай,

Звуки точно выделяй

1команда: На звук С – хлопать, если нет звука – топать. Сахар, рога,; суп; лист, пила, сом,

2 команда: На З – хлопать, если нет звука  – топать. Коза, кот, ваза, зонт, торт,  заяц,

Испытание № 6 «Составь из букв слова»

- Команды подходят к своим мольбертам и составляет слова.

1 команда: Лиса

2 команда: Коза

Испытание №7 для капитанов  «Составь схему слова»

1 команда: Нота

2 команда: Вода

Испытание №8 «Волшебный поезд»

У каждой команды по «волшебному» поезду. Дети расставляют картинки по вагонам поезда, соответствующих количеству слогов в словах. В первый вагон ставятся картинки с одним слогом, во второй вагон - с двумя слогами, в третий вагон – с тремя слогами.

1 команда: Лев, сыр, бусы, ваза, собака, дерево.

2 команда: Слон, кот, часы, рыба, самолет, корзина.

Испытание №8 «Найди игрушку и составь предложение»

У каждой команды по чудесному мешочку с крупой. Дети должны найти предметы и составить предложения.

1 команда: Девочка, собачка.

2 команда: Мальчик, мишка.

Испытание №9 «Один-много»

Книга – книги

Окно – окна

Стул – стулья

Туча – тучи

Парта – парты

Палец – пальцы

Дерево – деревья

Рука – руки

Дом – дома

Цветок – цветы

ЛОГОПЕД:  Молодцы ребята! Вы справились со всеми испытаниями. Сейчас предлагаю взять ваши лепестки и подарить их нашей «Логоромашке».

А вот и наша ромашка,

Белая рубашка.

Желтая середочка,

Листья – словно облачко.

ЛОГОПЕД: Какая красивая ромашка у нас получилась. В нашей замечательной викторине победила – дружба!  Спасибо, уважаемые команды за создание «Логоромашки». Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс.

Литература

  1. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2005.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
  4.  Гаврина С.,  Лутявина Н.  Делим слова на слоги. Тетрадь для детей 5-7 лет.- АстрельАкадемия Развития, 2009.
  5. Созонова Н., Куцина Е. Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие .- Екатеринбург, ООО «Издательский дом Литур», 2017.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая викторина « Логоромашка » Подготовила Учитель-логопед Конева И.А . МКДОУ д /с № 5 г. Еманжелинска

Слайд 6

Хлопай-топай

Слайд 8

Н О Т А В О Д А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста на тему:"Какая бывает одежда".

Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам:зимняя,летняя,демисезонная.Рассказать о свойствах ткани (толстая,тонкая,разноцветная, однотонная)....

Сценарии и конспекты для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по нравственному, патриотическому, физическому развитию.

Основной контингент, посещающий МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» – дети с речевыми нарушениями, для которых характерны:- неустойчивость внимания,- слабость мотивации и контроля,- трудности при ориентиро...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Пуговка и Шарик в гостях у ребят»

Цель:Создание веселого, праздничного настроения. Задачи: воспитание у детей коммуникативных качеств, чувства уверенности в себе;развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного;развитие чувства...

Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой».

Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой»....

Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Скрытые вредные продукты на детском столе»

Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...

Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....