Консультация для родителей "Как знакомить детей со звуками и буквами"
консультация по логопедии (старшая группа)

Газарян Татьяна Александровна

Данная консультация поможет родителям детей старшего дошкольного возраста,если ребёнок заболел, но не хочет пропустить знакомство с новой буквой. В данной статье можно найти подсказки и рекомендации, как это сделать в игровой форме, но в то же время соблюдая методические требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если ребёнок заболел, но не хочет отстать от детей группы в знакомстве с буквами.

«Как знакомить детей со звуком и буквой»

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, предложите детям рассмотреть книгу, картинки. Затем познакомьте детей со Слышем.

- на первом занятии представьте Слыша и поиграйте с ним в игры «Где звенит колокольчик?», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Что звучит в баночке?», «Какие звуки ты слышишь?»;

-на следующем занятии  предложите вспомнить, что больше всего любит делать Слыш, и поиграйте с детьми в другие игры: «Громко – тихо», «Кто говорит?», « Узнай по звучанию», «Покажи картинку» (таким образом, на знакомство со Слышем отведите 2-4 занятия);

- затем познакомьте детей с Буковкой (1-2 занятия), выполните графические упражнения «Нарисуй картинку», «Нарисуй узор по клеточкам»; предложите вспомнить что больше всего любит Буковка;

- на следующем занятии вспомните, что любят делать Слыш и Буковка, поиграйте в 2-3 игры, предложенные ранее. Затем перейдите к сказке про звук и букву «А»,

1. Прочитайте сказку, голосом выделяя нужный звук.

  Рассмотрите картинки.

2. Предложите детям выполнить упражнения для губ или язычка, прежде чем произносить новый звук (В сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если кто-то из детей ещё не выговаривает какие-либо звуки или произносит их не правильно, данные упражнения помогут детям развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.

Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5-7 раз, чтобы ребёнок мог контролировать движения губ, языка. Вы можете варьировать упражнения, добавляя или заменяя их.

3. Далее попросите детей произнести изучаемый звук. Обратите внимание  на правильную артикуляцию.

4. Затем познакомьте детей с характеристикой звука : какой он – гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука. Сначала объяснить детям, как можно узнать какой это звук.

- При произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ни чего не мешает : ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает ни какой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» - попросите детей дотронуться тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если ребёнок не чувствует, как «гудит» горлышко, помогите ему: приложите одну его руку к своему горлу, а другую его руку к своему горлу, произнесите звук (Ф) или (С) – горлышко не «гудит» ( не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук (А) – горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Ребёнок чувствует, как «работает» ваше горлышко, постарается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- При произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо зубы и губы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своём пути).

Чтобы определить звонкость – глухость согласного звука, используйте тот же приём с горлышком – если горлышко «гудит», значит звук звонкий, если не «гудит» - глухой. Можно прижимать ладошки к ушам : если уши «гудят», значит звук звонкий, если не «гудят» - глухой.

Чтобы определить твёрдость – мягкость звука, предложите детям обратить внимание на губы : при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твёрдый звук (Ф) ( губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук (Ф) ) губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твёрдого звука нужно сильно сжать кулачок при произнесении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем дети сами перечисляют все характеристики звука, используя предложенные приёмы.

5. Затем можно поиграть с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух ( фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, вы достаточно подготовите речевой слух ребёнка к усвоению навыков чтения и письма в школе.

6. Далее с помощью Буковки, введите графический образ звука – букву ( напишите её в альбоме или тетради, на листе, на доске, вывесите магнитную букву на магнитной доске или представьте любое другое изображение буквы). Расскажите стихотворение про букву.

7. Помогите запомнить букву, существует множество приёмов закрепления образа буквы:

- «напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе;

- выложите печатную букву из карандашей из счётных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- «напишите» букву пальчиком на манке, другой мелкой крупе, предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из под конфет;

- выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречки на столе;

- положите пластмассовые или магнитные буквы или же буквы вырезанные из картона, в мешочек. Предложите детям доставать буквы из мешочка и называть их. Вы можете предложить ребёнка предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать;

- пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребёнка, попросите его назвать эту букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия прочитайте слоги с изучаемой буквой ( слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если ребёнок уже хорошо читает слоги, можно переходить к чтению слов.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

- Начинайте каждое занятие с вопроса о том, какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии, вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву;

- Заканчивайте каждое занятие повторением пройденного: какой звук вы узнали, чья звучала «песенка»; повторите характеристики звука, стихотворение про букву;

-Если дети не усвоили материал, задержитесь на звуке, поиграйте со звуком и буквой ещё, используя игры, предложенные в других сказках.

ВАШЕ ЗАНЯТИЕ ПРОШЛО ОТЛИЧНО, ЕСЛИ ДЕТИ:

1. С нетерпением ждут следующего занятия.

2. С гордостью сообщают сверстникам и взрослым, что начал учиться и читать.

3. Чётко выделяя звук в словах, самостоятельно ищет слова, в которых есть данный звук.

4. Узнает букву везде, где видит (вывески, газетные заголовки, этикетки, рекламные щиты и др.)

Знакомство :СЛЫШ

В одной прекрасной сказочной стране жил – был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать как звучат разные звуки. А ещё у Слыша был большой рот, потому, что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему весёлый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш любил гулять в своём сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.

Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шёл по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошёл в дом.

А потом зазвенел другой колокольчик – на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Игра «Где звенит колокольчик?».


Получить полный текст 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Памятка для родителей "Знакомим ребёнка со звуками и буквами"

Советы родителям по грамотному ознакомлению детей с буквами и звуками.  Предложены некоторые игры со звуками....

Консультация учителя - логопеда для воспитателей «Различаем звуки и буквы»

Данная консультация будет полезна воспитателям ДОУ в целях уточнения знаний о звуках и буквах....

Проект для детей с ОВЗ (старший дошкольный возраст) «Знакомимся с гласными звуками и буквами»

Нарушение фонематического слуха не позволяет дошкольникам овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Одной из важнейших проблем при подготовке детей ...

Знакомимся с гласными. Звук и буква У.

Интерактивная игра, которая поможет малышу запомнить буквы через веселое стихотворение. Способствует развитию внимания, фонематического слуха, чувства ритма....

Знакомим детей со звуками.

Последовательность работы на занятии в старшем дошкольном возрасте при изучении новых звуков....