Логопедическое обследование речи ФГОС
учебно-методическое пособие по логопедии

Ерёмина Наталья Николаевна

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_rechi_fgos.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование речи ФГОС

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями рассчитано на детей после 4 лет и начинается со сбора кратких анамнестических сведений, в процессе которых необходимо уточнить следующие данные:

  1. Возраст матери и отца при рождении ребенка.
  2. Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей.
  3. Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников.
  4. Протекание беременности:

- от какой по счету беременности;

- как протекала беременность (токсикоз 1-2-й половины, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции, применение медикаментозных средств – антибиотики, гормоны, наличие химических вредностей, радиации, употребление алкоголя, никотина, наркотиков).

  1. Протекание родов:

- досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные, слабость родовой деятельности, применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение);

- когда ребенок закричал, наличие асфиксии (синей, белой);

- резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость);

- травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма).

  1. Вес и рост ребенка при рождении.
  2. Вскармливание:

- когда принесли кормить;

- как сосал (активно, срыгивая, поперхиваясь);

- грудное вскармливание до ... месяцев.

  1. Состояние раннего психомоторного развития:

- голову держит с ... 1,5 мес.;

- сидит с ... 6 мес.;

- стоит с ... 11 мес.;

- ходит с ... 12 мес.;

- первые зубы 6-8 мес.

  1. Раннее речевое развитие:

- гуление 2–3 мес.;

- лепет 4-6 мес.;

- характер лепета;

- первые слова;

- первые фразы 1,5 года;

- прерывалось ли речевое развитие (по какой причине);

- использование жестов.

  1. Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, не замечают дефект, фиксируют внимание, переживают, но не принимают мер).
  2. Занимался ли ребенок с логопедом. Результаты логопедической работы.
  3. Перенесенные заболевания и время перенесения (тяжелые соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги при повышении температуры).

После проведения анализа полученных анамнестических сведений логопед приступает к проведению логопедического обследования. Если необходимо, то проводится дополнительное психологическое исследование (например, памяти, внимания, мышления, интеллекта и т.д.).

Логопедическое обследование при общем недоразвитии речи включает в себя следующие направления.

Обследование звукопроизношения

У ребенка с общим недоразвитием речи нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: [а], [э], [о], [ы], [у], [и], [я], [е], [ё], [ю], [j]. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненебные (шипящие и свистящие).

Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются.

Примерный список слов, на которые можно подобрать картинки:

[с] – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

[з] – замок, коза;

[з’] – зима, магазин;

[ц] – цапля, овца, палец;

[ш] – шапка, машина, мышь;

[ж] – жук, лыжи;

[ч] – чайник, качели, мяч;

[щ] – щука, овощи, плащ;

[л] – лампа, балалайка, дятел;

[л’] – лимон, пальма, фасоль;

[р] – ракета, картошка, комар;

[р’] – репка, карета, дверь;

[к] – кошка, окно, летчик;

[г] – город, огород, дог;

[х] – хлеб, охота, ах.

В таблице обследования фиксируется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

Результаты обследования должны отражать:

- форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается;

- положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова;

- наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения. (Дифтонги [я], [е], [ё], [ю] балльной системой не оцениваются.) За каждый правильно произносимый звук ребенок получает 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 20 баллов). У ребенка нарушено более пяти групп звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Второй уровень (ниже среднего, 30-21 балл). У ребенка нарушены три-четыре группы звуков, включая и гласные звуки. Помимо отсутствия, замен и искажений звуков имеют место синкинезий, гиперкинезы лицевых, мимических мышц. Отмечается недостаточная выразительность артикуляции во время произнесения гласных звуков и нарушенных согласных.

Третий уровень (средний, 35-31 балл). У ребенка нарушено 7-11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Четвертый уровень (выше среднего, 41-36 баллов). У ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к не более одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться. Гласные звуки и остальные согласные звуки ребенок артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Пятый уровень (высокий, 42 балла). Ребенок все звуки артикулирует правильно. Во время произнесения звуков, повторения слов нет синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц.

Обследование общей моторики

Обследование общей моторики проводится по схеме:

1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить:

а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.

2. Исследование статической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

3. Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

4. Исследование пространственной организации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:

а) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;

б) то же выполнять слева.

Максимальное количество баллов:

- за первое задание – 2 балла;

- за второе задание – 2 балла;

- за третье задание – 2 балла;

- за четвертое задание– 1 балл;

- за пятое задание – 2 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений.

Второй уровень (ниже среднего, 4-3 балла). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое.

Третий уровень (средний, 5-4 балла). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки.

Четвертый уровень (7-6 баллов). Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Пятый уровень (высокий, 9-8 баллов). Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Обследование мелкой моторики

1. Обследование статической координации движений пальцев рук:

- выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;

- вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;

- вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;

- положить указательные пальцы на средние на обеих руках;

- положить средние пальцы на указательные на обеих руках;

- соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

2. Обследование динамической координации движений пальцев рук:

- попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, здороваются пальчики только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);

- выполнять движение «кулак – ребро – ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.

3. Исследование чувства ритма:

- сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;

- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

- раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);

- рисование по образцу «дом – дерево – забор».

4. Исследование механизмов автоматизации движений ведущей руки («Давай поздороваемся»).

Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (поздороваться): сначала правую, затем левую, затем обе руки.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

- за первое задание – 6 баллов;

- за второе задание – 2 балла;

- за третье задание – 5 баллов;

- за четвертое задание – 1 балл.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенку движения не удаются; отмечаются инертность и недифференцированность движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений или замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Второй уровень (ниже среднего, 5-3 балла). У ребенка движения не точные; отмечаются нарушения динамической организации движений. Отсутствует последовательность движений, темп движений замедленный или быстрый, ритм не воспроизводится. Имеются лишние движения во время приветствия.

Третий уровень (средний, 9-6 баллов). У ребенка при выполнении заданий на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения пальцев рук, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Темп может быть замедленный или быстрый, ритм воспроизводится с небольшими ошибками. Имеются лишние движения во время приветствия.

Четвертый уровень (выше среднего, 12-10 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, но объем движений пальцев рук недостаточно полный. У ребенка сформировано чувство ритма. Лишних движений во время приветствия нет.

Пятый уровень (высокий, 14-13 баллов). Статическая и динамическая координация движений пальцев рук сформирована, движения пальцев рук активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформировано чувство ритма. Ведущая рука – правая. Лишних движений во время приветствия нет.

Обследование артикуляционной моторики

Выявление особенностей артикуляционной моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.

1. Исследование подвижности губ. Для выявления подвижности губ ребенку предлагается по подражанию выполнить следующие движения:

  • вытянуть губы вперед и округлить?
  • отвести их уголки в стороны;
  • поднять верхнюю губу;
  • опустить нижнюю;
  • облизнуть губы;
  • усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ;
  • надуть щеки – втянуть их.

2. Исследование подвижности языка. Для выявления подвижности языка ребенку предлагается по подражанию:

  • сделать язык сначала узким, а потом широким;
  • поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним;
  • подвигать им, как «маятником».

3. Исследование подвижности нижней челюсти. Для выявления подвижности нижней челюсти ребенку предлагается по подражанию:

  • опустить челюсть;
  • выдвинуть вперед;
  • установить, нет ли контрактуры.

4. Исследование подвижности мягкого нёба. Для выявления подвижности мягкого нёба ребенку предлагается произнести звук «а». При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

- за первое задание – 7 баллов;

- за второе задание – 3 балла;

- за третье задание – 3 балла;

- за четвертое задание – 2 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозможность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки – втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластывание языка (язык комком) при повышенном тонусе. При пониженном тонусе (язык тонкий, вялый) могут быть тремор, гиперкинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечаются отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

Второй уровень (ниже среднего, 6-3 балла). У ребенка отмечается невозможность выполнения многих движений органами артикуляционного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулатуры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок не достаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.

Третий уровень (средний, 10-7 баллов). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Могут иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

Четвертый уровень (выше среднего, 13-11 баллов). У ребенка артикуляционная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Пятый уровень (высокий, 15-14 баллов). У ребенка артикуляционная моторика сформирована полностью. Движения артикуляторного аппарата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутствующие движения отсутствуют.

Обследование динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи

Выявление особенностей динамической организации артикуляционного аппарата в процессе речи производится при выполнении ребенком по указанию логопеда определенных действий и упражнений.

1. Исследование динамической организации при повторении артикуляционных движений:

  • оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот;
  • широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу.
  • положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот.
  • широко раскрыть рот, как при звуке [а], растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
  • широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его.

2. Исследование динамической организации при повторении звуковых рядов. Повторить звуковой ряд несколько раз (последовательность звуков изменяется):

  • «а-и-у», «у-и-а»;
  • «о-и-а», «а-о-и»;
  • «ы-о-э», «э-ы-о»;
  • «у-о-а», «о-а-о».

3. Исследование динамической организации при повторении слоговых рядов (последовательность слогов изменяется):

  • «ка-па-та», «па-ка-та»;
  • «пла-пло-плу»;
  • «рал-лар-тар-тал»;
  • «сила-взма-здра».

4. Исследование динамической организации при чтении стихотворений. Логопед читает стихотворения Агнии Барто «Мячик», «Зайка», «Лошадка» и предлагает их повторить.

За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

за первое задание – 5 баллов;

за второе задание – 4 балла;

за третье задание – 4 балла;

за четвертое задание – 3 балла.

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенку движения языка не удаются; нарушения движений проявляются в замене одного движения другим, в поиске артикуляции, в «застревании» на одном движении, инертности движений, недифференцированности движений, нарушении плавности движений, напряженностью языка, подергиванием языка, неумением переключиться с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой. Отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый.

Второй уровень (ниже среднего, 7-3 балла). У ребенка движения языка неточные; нарушения динамической организации артикуляционных движений проявляются в частых, но не постоянных заменах одного движения другим, в поиске артикуляции, в «застревании» на одном движении, инертности движений, недифференцированности движений, нарушении плавности движений, напряженностью языка, подергиванием языка, в имеющих место нерегулярных нарушениях переключения с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой. Отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насильственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый.

Третий уровень (средний, 11-8 баллов). У ребенка при выполнении заданий на динамическую организацию артикуляционного аппарата диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Могут иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

Четвертый уровень (выше среднего, 14-12 баллов). У ребенка сформирована динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи, однако имеет место незначительная недостаточность объема и темпа движений. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нет синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Пятый уровень (высокий, 16-15 баллов) – движения артикуляционного аппарата активные, объем движений полный, нет замен движений. У ребенка полностью сформирована динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.

Обследование мимической мускулатуры

Обследование мимической мускулатуры производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий.

1. Исследование движений мышц лба:

  • нахмурить брови;
  • поднять брови;
  • наморщить лоб.

2. Исследование движений мышц глаз:

  • легко сомкнуть веки;
  • плотно сомкнуть веки;
  • закрыть правый глаз, а затем левый;
  • подмигнуть.

3. Исследование движений мышц щек:

  • надуть левую щеку;
  • надуть правую щеку;
  • надуть обе щеки одновременно.

4. Исследование мимических поз. Выразить мимикой лица:

  • удивление;
  • радость;
  • испуг;
  • грусть;
  • сердитое лицо.

5. Исследование символического праксиса;

  • свист;
  • поцелуй;
  • улыбка;
  • оскал;
  • плевок;
  • цоканье.

При выполнении заданий диагностируется состояние мимической мускулатуры. За каждое правильно выполненное упражнение ребенок получает 1 балл.

Максимальное количество баллов:

- за первое задание – 3 балла;

- за второе задание – 4 балла;

- за третье задание – 3 балла;

- за четвертое задание – 5 баллов;

- за пятое задание – 6 баллов.

Первый уровень (низкий, менее 5 баллов). У ребенка движения мышц глаз, лба, щек не удаются.

Второй уровень (ниже среднего, 9-6 баллов). У ребенка движения мышц глаз, лба, щек неточные, а некоторые движения не удаются, например, подмигивание, свист, оскал, плевок, цоканье.

Третий уровень (средний, 15–10 баллов). У ребенка при выполнении заданий на обследование мимической мускулатуры диагностируются затруднения, но явных нарушений не отмечается.

Четвертый уровень (выше среднего, 19-16 баллов) – Выполнение движений правильное, но имеется смазанность выполнения таких движений, как плевок, цоканье. Мимические позы сформированы. Движения мышц лба, щек достаточные.

Пятый уровень (высокий, 21-20 баллов). У ребенка мимика полностью сформирована. Выполнение всех движений правильное.

Обследование строения артикуляционного аппарата

1. Исследование губ. Узкие, мясистые, ахейлия (отсутствие губ), синхейлия (срастание боковых отделов губ), брахихейлия (короткая средняя часть верхней губы), утолщение и укорочение уздечки верхней губы, в пределах нормы.

2. Исследование зубного ряда. Гигантские (с несоразмерно большими коронками), мезио-дистальное смещение (вне челюстной дуги), адентия (отсутствие одного или несколько зубов), сверхкомплектные, деформированные, кривые, мелкие (с несоразмерно маленькими коронками), редкие, шиловидные, уродливые.

Вестибулярное отклонение (смещение зубов кнаружи от зубного ряда), оральный наклон (смещение зубов кнутри от зубного ряда), супраокклюзия (высокое расположение зуба, не доходящего до плоскости смыкания зубных рядов), инфраокклюзия (выдвинутое, низкое по отношению к окклюзионной плоскости положение зуба), тремы, диастемы, поворот зуба вокруг продольной оси, скученное расположение зубов.

3. Исследование прикуса. Прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть), прогения (выдающаяся наружу нижняя челюсть), открытый передний прикус (искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов), открытый боковой прикус, трансверзальные суженные зубные ряды (несоответствие ширины верхнего и нижнего зубных рядов), прямой, плавающий, глубокий.

4. Исследование языка. Узкий, мясистый, анкилоглоссия (короткая подъязычная связка короткая), микроглоссия (маленький), макроглоссия (большой), глоссотомия (частичное или полное удаление языка), глос-соптоз (аномалия развития).

5. Исследование твердого и мягкого нёба. Твердое нёбо: готическое, куполообразное, узкое, низкое, уплощенное. Мягкое нёбо: короткое, врожденное изолированное недоразвитие.

6. Исследование нижней челюсти. Деформирована, микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), макрогнатия (большие размеры верхней челюсти), микрогения (малые размеры нижней челюсти), макрогения (большие размеры нижней челюсти).

При обследовании отражаются особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

Обследование фонематического восприятия

1. Исследование состояния физиологического слуха. Исследование слуха проводится шепотной речью. Рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая – обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные [у], [о], из согласных – [м], [н], [в], [р], например: ворон, двор, море, номер, нора и т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных – [а], [и], [э]: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т.п.

2. Исследование дифференциации неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: «Что гудит?» (машина), «Что проехало?» (трамвай), «Кто смеется?» (девочка), «Угадай, что звучит?» (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

3. Исследование слуховой памяти и понимание речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, «Дай мне кубик, а на столе возьми мяч», «Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне».

4. Исследование различения слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем:

  • ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся, жа-ша, са-за;
  • мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза;
  • семь машин на шоссе;
  • пастушок быстро шел;
  • висел железный замок;
  • ручное зеркало упало.

5. Исследование фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

  • определить, есть ли звук [с] в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
  • определить количество звуков в слове и место звука [с]» в словах: сок, оса, нос;
  • составить слово из звуков: [с], [т], [о], [л]; [к], [а], [р]; [р], [а], [ш];
  • придумать слово на заданный звук: [с], [ш], [л], [р];
  • из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.

Обследование дыхательной и голосовой функции

1. Исследование типа дыхания:

  • верхнеключичное, грудное или дафрагмальное (1 балл).

2. Исследование речевого дыхания:

  • произнесение фразы из 3-4 слов (5 лет), 4-6 слов (6-7 лет).

3. Исследование голоса.

Сила голоса. Сосчитать от 1 до 10:

  • громко, тихо, громко;
  • усиливая голос;
  • ослабляя голос.

Диапазон. Произнести фразу «Я– аист»:

  • посылая звук в небо;
  • «и вверх, и вниз...», как будто красишь забор.

Выразительность. Произнести фразу «У меня есть собака»:

  • равнодушно;
  • таинственно;
  • восхищенно.

Тембр. Произнести фразу «Уронили мишку на пол» как:

  • маленький ребенок;
  • директор школы.

Оценка результатов:

  • правильное и точное выполнение задания;
  • замедленное и напряженное;
  • с ошибками;
  • невыполнение;
  • голос (нормальный, громкий, тихий, гнусавый, глухой, монотонный)

Обследование просодических компонентов речи

1. Ритм речи. Прохлопать песенку:

  • «В лесу родилась елочка»;
  • «В траве сидел кузнечик»;
  • «От улыбки солнечной одной».

Отмечаются:

  • правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка;
  • трудности при самостоятельном воспроизведении;
  • невозможность воспроизведения ритмических рисунков.

2. Темп. Рассказать стихотворение А. Барто «Мячик» следующим образом:

  • со скоростью улитки;
  • как марширующий солдат;
  • как робот.

Отмечается:

  • ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпоритме;
  • ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпоритме;
  • невозможность чтения стихотворения в заданном темпоритме;
  • темп (нормальный, ускоренный, замедленный).

3. Паузация.

4. Логическое ударение. Произнести скороговорку, меняя ударение на словах:

Шéсть мышат в шалаше шуршат.

Шесть мышáт в шалаше шуршат.

Шесть мышат в шалашé шуршат.

Шесть мышат в шалаше шуршáт.

Отмечается:

  • ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности;
  • у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения;
  • невозможность самостоятельной расстановки логического ударения.

Обследование слоговой структуры слова

Слог – минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это».

1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава: трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть, ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.

2. Исследование произнесения слов различного слогового состава. Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:

  1. двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
  2. трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
  3. односложные слова (мак, лев);
  4. двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
  5. двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
  6. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
  7. трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
  8. трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
  9. трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
  10. трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);
  11. односложные слова со стечением согласных в начале и конце (кнут, клей);
  12. двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);
  13. четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).

3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.

  • Мальчик слепил снеговика.
  • Водопроводчик чинит водопровод.
  • Милиционер ездит на мотоцикле.
  • Регулировщик стоит на перекрестке.

Оцениваются:

  • особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному);
  • элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
  • парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
  • итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
  • контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

Обследование понимания речи

1. Исследование пассивного словаря:

  • Покажи где: кукла, стол, стул.
  • Посади куклу, мишку.

2. Исследование понимания грамматических форм. С 4 лет: единственное – множественное число:

  • стол – столы;
  • дом – дома;
  • стул – стулья;
  • дерево – деревья;
  • береза – березы.

3. Исследование понимания предложно-падежных конструкций: в – из, на – с, под – из-под.

Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала

4. Исследование дифференциации уменьшительно-ласкательных существительных. С 5 лет: дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных.

Покажи: дом – домик, стул – стульчик, одеяло ... подушка ..., замок ...

Дифференциация существительных с суффиксом инк: виноград – виноградинка, бусы – бусинка.

5. Исследование дифференциации глаголов с различными приставками.

Шел – вышел – отошел.

Ушел – перешел – вошел – зашел».

6. Исследование понимания сочетаний и простых предложений.

Покажи ключом карандаш, ключ карандашом.

Где хозяин собаки, где собака хозяина.

Дочка мамы – мама дочки.

Девочка рвет цветы.

Девочка убирает комнату.

Обследование лексики

1. Исследование словаря существительных

Активный словарь:

  • существительные: обувь, ботинки, посуда, тарелки, плита, кровать, гроза, пила, стол, майка, рубашка и т.д.;
  • части предметов: тело (голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, ...);
  • называние профессий: врач, водитель, учитель, продавец и т.д.;
  • называние формы – с 5 лет.

2. Исследование обобщающих понятий: одежда, мебель, овощи, фрукты, животные и т.д.

3. Исследование глагольного словаря.

С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня?
  • Как ты передвигаешься?
  • Кто как кричит?

С 6 лет:

  • Кто какие звуки издает?
  • Кто что делает? (по профессиям).

4. Исследование словаря прилагательных.

С 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый.

С 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

5. Исследование подбора антонимов.

С 6 лет:

добро, высокий, горе, легкий, большой, покупать;

друг, поднимать, хороший, давать, широкий.

Обследование грамматического строя

1. Исследование образования существительных им. п. мн. числа.

Стол – столы, дерево – ... воробей – ...

Кукла – куклы, окно – ... пень – ...

Ухо – ... стул – ... лев – ...

Слон – ... сон – ... глаз – ...

2. Исследование образования существительных в косвенных падежах.

У меня есть карандаш, кукла.

У меня нет карандаша, куклы.

Я рисую ..., папа пишет о ...

3. Исследование образования существительных род. п. мн. числа.

Шар – шаров, чашка – ... дерево – ...

Стол – столов, книга – ... лист – ...

Дом – ... мяч – ... ключ – ...

4. Исследование употребления предлогов: в, на, под, над, за, перед, около.

5. Исследование согласования числительного с существительным.

Дом – два дома – пять домов.

Кукла – ... шар – ... жук – ...

6. Исследование согласования прилагательного с существительным.

Шар, ведро, платье.

Ботинок, машина.

7. Исследование образования названий детенышей.

С 4 лет: у кошки ... у утки ... у гуся ... у лисы ...

С 5 лет: у зайца ... у белки ... у медведя ... у волка ...

С 6 лет: у коровы ... у лошади ... у собаки ...

8. Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм.

С 5 лет: стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

С 6 лет: гриб, лиса, лист, воробей, одеяло.

9. Исследование образования относительных прилагательных от существительных.

Дерево – деревянный, резина – ..., металл – ...

Бумага – ... солома – ... мех – ...

Кирпич – ... снег – ... пух – ...

Брусника шерсть черника

10. Исследование притяжательных прилагательных.

С 6 лет: сумка мамы, хвост зайца.

Кофта бабушки, лапа медведя.

Газета папы, шерсть волка.

11. Исследование приставочных глаголов.

С 6 лет: ходит, бежит, летит.

12. Исследование образования глаголов совершенного вида.

Рисовал – нарисовал.

Писал – написал.

Делал – сделал.

Обследование связной речи

1. Исследование пересказа. «Послушай, что я тебе прочитаю, а ты перескажи».

Рассказ «Умная галка» для обследования четырехлетнего ребенка:

«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить».

Рассказ «Муравей и голубка» для обследования пятилетнего ребенка:

«Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела».

2. Исследование составления рассказа по сюжетной картинке. Материалом исследования служат сюжетные картинки. Например, «Зимние забавы», «Детский сад».

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается сюжетная картинка и дается следующая инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи, что нарисовано на ней. Составь рассказ, который будет называться ... («Зимние забавы», «Детский сад»)

При выборе стимульного материала следует учитывать возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов.

3. Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок. Материалом исследования служат серии из 3-5 картинок.

Серия из 4 сюжетных картинок «Верный друг»: 1 – Мальчик ловил рыбу с лодки, а собака сидела на берегу. 2 – Лодка покачнулась. 3 – Мальчик упал в воду и стал тонуть. Собака бросилась в воду. 4 – Собака схватила мальчика за рубашку и вытащила его на берег.

Параметры оценки. Рассказ оценивается с учетом:

  • соответствия его изображаемой ситуации (наличие искажений, добавлений) – 1 балл;
  • целостности (наличие всех смысловых звеньев) – 1 балл;
  • правильная последовательность – 1 балл;
  • плавность изложения: передает содержание без остановок, длительных пауз, дополнительных слов (например: «Ну как там дальше?» и т.п.) – 1 балл;
  • понимание содержания излагаемого – 1 балл;
  • полноты пересказа (наличие пропусков) – 1 балл;
  • характера языкового оформления (грамматическая правильность предложений) – 1 балл;
  • способа выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора) – 1 балл.

Возможные варианты пересечения двух классификаций

Фонетическое недоразвитие речи:

  • дислалия (механическая, функциональная моторная);
  • дизартрия или стертая дизартрия;
  • ринолалия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи:

  • дислалия (функциональная моторная, функциональная сенсорная, смешанная);
  • дизартрия или стертая дизартрия; ринолалия.

Общее недоразвитие речи (1, 2, 3 уровень речевого развития по Р.Е. Левиной и 4 уровень по Т.Б. Филичевой):

  • алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная) или «выход» из алалии;
  • дизартрия или стертая дизартрия; ринолалия.

Нарушение темпа и ритма речи:

  • заикание;
  • тахилалия;
  • брадилалия;

спотыкание (полтерн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС".

Данный материал поможет учителя-логопедам при логопедическом обследовании детей с нарушением звукопроизношения в условиях введения ФГОС....

Презентация опыта работы по использованию методики "Логопедическое обследование речи детей" В.М.Акименко

Методика предназначена для специалистов психолого-медико-педагогических консультаций, логопедов,психологов, дефекктологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов....

Методика логопедического обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Методическое пособие состоит из двух частей: методики логопедического обследования и карты речевого развития ребенка дошкольного возраста. Данное пособие позволит оценить индивидуальное речевое развит...

Сводная таблица результатов логопедического обследования речи детей

Статистический отчёт о работе логопедического пункта МБДОУ № 1 СП «Радуга»...

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...

Технология логопедического обследования речи дошкольников

Технология логопедического обследования речи дошкольников...