Игровая гостиная для родителей «Как превратить скучную автоматизацию звуков в интересную игру».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В методической разработке предложены  приемы, игры и  упражнения для автоматизации поставленных звуков в совместной деятельности с родителями.Это позволит поддерживать эмоциональный фон ребенка и  мотивацию к  занятиям дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_gostinaya_dlya_roditeley.docx56.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая гостиная для  родителей

«Как превратить скучную автоматизацию звуков  в   интересную    игру».

 ФГОС ДО указывает на необходимость сотрудничества педагогического коллектива с семьёй для «обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Это говорит о том, что родители должны выступать не в роли сторонних наблюдателей образовательного процесса, а быть его активными участниками, в том числе и по коррекции речи дошкольников.

Среди родителей есть те, кто заинтересован в развитии своего ребёнка, активно вступает в контакт со специалистами, пытается понять причины речевых дефектов, участвует в их устранении.

Но, к сожалению, немало и тех, кто считает, что вопросами коррекции должны заниматься учителя-логопеды и воспитатели. Необходимо  переориентировать взгляды последних на проблему, дать понять родителям, что без их участия и повседневной помощи невозможно за короткий срок достичь качественных результатов в коррекции речевых нарушений дошкольника.

Для вовлечения родителей в коррекционную деятельность с их детьми выбрали три основных направления:

  • осознание родителями сути речевой проблемы, которая существует у конкретного ребёнка, причин её возникновения и к чему приведут эти речевые нарушения в будущем, если их не устранить;
  • знакомство родителей со спецификой существующих   речевых нарушений;
  • выбор совместно с родителями согласованных путей коррекции речи их ребёнка, т. е. конкретных для него методов и приёмов.

Выбранные направления позволяют делать родителей более активными участниками педагогического процесса. С этой целью мы используем такие формы работы с родителями, как родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы, открытые занятия, индивидуальные и подгрупповые консультации, совместные праздники, где знакомимся с семейными традициями, историей конкретной семьи. Именно  там у родителей есть возможность с одной стороны совместно с детьми участвовать в их подготовке, а с другой видеть, как раскрывается их застенчивый малоактивный дошкольник в игровой деятельности. На всех этих мероприятиях мы стремимся показать преимущество игры в решении коррекционных проблем.

Одним из самых трудных длительных и малоинтересных для ребёнка этапов коррекции речевых нарушений является автоматизация звука. Так как, родители должны быть непосредственными участниками этой деятельности, то задача учителя-логопеда научить их разнообразным видам игр при автоматизации звуков.

             Звуки автоматизируем в следующей последовательности:

  • изолированно,
  • в слогах,
  • в словах,
  • в словосочетаниях,
  • в предложениях,
  • в связной речи.

             Знакомство с игровыми приёмами происходит в течение всей коррекционной деятельности через  различные формы взаимодействия с  родителями: родительские  собрания,  открытые  занятия, консультации, семинары-практикумы,  информационный  стенд,  информация в интернете, на сайте ДОУ (личная страница учителя-логопеда).

Все приёмы условно можно подразделить на следующие группы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • координация речи с движением;
  • продуктивная деятельность детей;
  • приёмы с использованием информационно—компьютерных технологий.
  • элементы игр по дороге из детского сада домой и, наоборот, по дороге в детский сад.
  • приёмы с использованием различных предметов.
  • приёмы с использованием различных игрушек.
  • приёмы с использованием различных дорожек и лабиринтов.
  • приёмы с использованием элементов грамоты.

Каждый приём может использоваться на разных этапах автоматизации. Рассмотрим это на примерах.

I. Приемы  с элементами  пальчиковой гимнастики.

    Игра «Колобок».

Шарик «Су-Джок» - это наш Колобок. Рука это дорожки в лесу, по которым будет катиться Колобок. Катится Колобок по дорожке туда и обратно и «свистит» звук [с]: ccccccc ... Так по каждой дорожке (пальцу). Устал Колобок, лёг отдохнуть на лесной полянке (ложится на ладоне), а заяц прикрыл его одеялом (накладываем сверху другой ладонью  и прижимаем).)

Игра «Кто сильнее?» (Ребёнок соревнуется с родителем).

У каждого в руках лёгкий пластмассовый эспандер-кольцо. Каждый из участников на каждый жим называет автоматизируемый ребёнком звук. Кто больше и правильно назовёт звук, тот и выигрывает.

Игра «Пальчики здороваются».

При каждом соприкосновении подушечек одноимённых пальцев рук произносится автоматизируемый звук.

Игра «Лотос».

Два кулачка основаниями ладоней прижаты друг к другу. При названии автоматизируемого звука одноимённые пальцы кулачков разжимаются. Получается распустившийся цветок «Лотос».

Примечание. Аналогично с любым звуком, словом, фразой, предложением.

II. Приёмы  с ucnoльзованием  координации  речи  с  движением.

Это всем нам известные игры - упражнения на постановку и автоматизацию изолированных звуков.

  • Для [с] «Hacoc»,
  • Для [з] «Стрекоза летит»,
  • Для [ш] «Шар (мяч) спускает», «Мыши шуршат»,
  • Для [ж] «Жучок (пчела, оса) летит,
  • Для [ч] «Поезд набирает ход»,
  • Для [щ]        «Змея выбрасывает язык»,
  • Для [л]        «Пароход гудит»,
  • Для [р] «Собака (лев, тигр) рычит».

Примечание. Таких игр-упражнений  можно придумать множество.

Упражнение «Рыбка» (при автоматизации звука [р] в словах).

Рыбка плавает в водице,

Двигаемся, сложенными вместе ладонями

изображаем, как плывет рыбка.

Рыбке весело играть.

Весело бежим, поднимая ноги  назад.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Весело бежим и изображаем, как руками

ловим рыбу.

Рыбка спинку изогнула,

Стоя на месте, выгибаем спину.

Крошку хлебную  взяла.

Двумя ладонями изображаем

закрывающийся рот.

Рыбка хвостиком махнула,

Правой рукой, отведённой за спин у, делаем

движения, изображающие движения  хвоста.

Рыбка  быстро уплыла.

быстро двигаемся  и сложенными  вместе ладонями изображаем, как уплывает рыбка.

Упражнение «Белка Смелка» (при дифференциации звуков [с] - [ш]).

Белка Смелка в лес ходила,

Идут, высоко поднимая  ноги.

Белка  с  ёлки  шишки сбила.

Останавливаются  и делают 4  прыжка на

носочках.

Шишки сбила, шишки ела.

Шишки ела, нам велела.

Поочерёдно подносят руки ко рту.

А мы шишек не едим,

Бегут, высоко поднимая ноги.

Белке Смелке отдадим.

Останавливаются, делают бросательные

движения.

Примечание. Для каждого из упражнений текст вместе с указанными движениями даётся сначала как рекомендация для домашних занятий с ребёнком, а затем упражнение выполняется как дома, так и в детском саду. Желательно, чтобы упражнение выполнялось сначала вместе со взрослыми, а затем ребёнок может делать это самостоятельно. Эти упражнения можно выполнять  на улице  и во время динамических пауз.

                 

III. Приемы  использования  игр в продуктивной  деятельности.

        Большинство  детей любят рисовать, лепить, выполнять аппликацию и используют это в качестве подарков, рисуют, лепят на тему увлекательного мультика, изображают на рисунке, в аппликации то, что понравилось в детском саду и т. д. Некоторые помогают родителям готовить, накрывать на стол, сажать цветы на даче, участвуют в уборке урожая в саду и огороде. Эту продуктивную деятельность детей можно превратить в игру коррекционной направленности. Приведу некоторые примеры.

1. В изобразительной деятельности (рисовать  мoжнo  на  бумаге карандашами, красками, на стекле, на песке, на манке).

Игра «Художник» (автоматизация звука [з]).

«Давай представим, что мы с тобой художники, - говорит мама,- нарисуем бабушке ко дню рождения её любимые цветы. Это розы». После рисования готовят словесное поздравление, используя рисунок как поздравительную открытку. Оно может выглядеть следующим образом:

- Бабушка, я дарю тебе три розы: красную, белую и розовую. Чтобы они у тебя долго стояли, я поставила розы в хрустальную вазу. Ты долго будешь чувствовать их запах.

2. В аппликации  (её можно выполнять на бумаге, на ткани, сочетать

 то  и другое).

Игра «Снеговичище» (автоматизация звука [щ]).

         Взрослый предлагает: «Представь такую картину: Зима. На улице выпало много снега. Дети выбежали во двор и веселятся. А твой товарищ болеет, и мама его не пускает на улицу. Он стоит у окна и с грустью смотрит на забавы детей. Как ты можешь порадовать его?». Из множества предложений выбираем снеговика. Выясняем, что снеговик должен быть очень большим, т. е. СНЕГОВИЧИЩЕ. А какой будет шляпа-ведро? (Ведрище). При дальнейшем разговоре появятся слова: комище, метлища, глазище, ротище, носище, углище.

После такой подготовки ребёнок выполняет аппликацию больших  размеров (во весь лист).

3. В лепке (лепим  из  пластилина, из глины, из теста, из песка)

Игра «Повар» (автоматизация звука [л']).

Для лепки в условиях дома хорошо использовать тесто. Бабушка спрашивает: «Ты у меня  сегодня  кто?» Ребёнок отвечает: «Повар».

- Что мы сегодня  готовим?

- Пельмени.

- Раскатываем тесто в форме блина. Делаем из него маленькие блинчики. Кладём на блинчик мясо и крепко слепим (склеим) края. Получился пельмень. (Через некоторое время готовим сделанные пельмени к заморозке и считаем, кто, сколько пельменей сделал.)

- Считаем: 1 пельмень, 2 пельменя,..5 пельменей.

Когда сварили пельмени и поели, отвечаем на вопрос: «Какие у нас получились пельмени?» (Вкусные, сытные, ароматные).

4. В продуктивной деятельности взрослых (на кухне, в саду, в огороде,  на работе, при походе в магазин и т. д.).

Игра «Достанем из кастрюли» (автоматизация звука [с]).

Мама говорит:

- Я приготовила борщ. Скажи, какие овощи я достану из кастрюли, в названии которых есть звук [с]? (Свёкла, капуста, фасоль).

IV. Приемы  с использованием  информационно-компьютерных   технологий.

«Игры для Тигры».

Хорошо, если родители смогут купить эту компьютерную программу.

На открытых занятиях в подгруппах, на консультациях, в Дни       открытых дверей показываю родителям эти упражнения—игры.

           При  сформированной  артикуляционной  позе  постановка                некоторых  звуков  затруднена из-за слабой или неправильно направленной  воздушной струи. И здесь помогают упражнения-игры  на развитие   дыхания, которые сопровождаются длительным произнесением автоматизируемого звука. Это «Кораблики», «Одуванчики» (демонстрирую на звуках [с], [с’], [з], [з'], [ш], [ж], [ч], [щ], [р].)

         Автоматизировать звук в слогах, односложных словах удобно и интересно в играх—упражнениях «Пиримидка», «Машина», «Домик»,  «Картннка». Результат                                                                                           достигается за счёт многократного повторения слога.

При автоматизации каждое  из   слов  должно повторяться                                                                                               не менее  3- 5 раз. Здесь хорошо работают игры «Облако», «Часы»,  «Пузыри». 

Эти   же   игры  можно использовать   для автоматизации звука  в словах   и предложениях.

«Учимся говорить правильно».

           Если «Игры для Тигры» недоступны многим семьям, то в свободном            доступе в Интернете есть компьютерная программа «Учимся говорить правильно».

«Калейдоскоп» (Мерсибо).

V.  Элементы  игр  no  дороге   из детского  сада .

        Учитывая большую занятость некоторых родителей и нежелание других работать дома, рекомендую  использовать время на дорогу продуктивно.

  • Так удобно автоматизировать звуки изолированно по подражанию, используя уже названные выше игры.

  • Можно использовать при автоматизации звуков в слогах такие игры, как «Шаги», «Кто больше придумает слогов с заданным (автоматизируемым) звуком», «Назови слог столько раз, сколько тебе лет»,  «Запомни и повтори» (цепочка слогов) и т. д.

  • При автоматизации  звука  в словах  могут быть  использованы  игры:  «Шаги», «Слова», «Назови и раздели», «Один — много», «Кто это?», «Что это?», «Назови ласково», «Собери семейку слов» и т. д.. Очень хорошо вместе с детьми составлять чистоговорки. Идёт одновременно автоматизация звука, как в слогах, так и в словах. Например, взрослый называет цепочку слогов, а ребёнок подбирает соответствующее слово, затем    вместе  повторяют   чистоговорку. Можно сделать наоборот: ребёнок даёт цепочку слогов, а взрослый подбирает слово.

  • Игры, используемые при автоматизации звука во фразах. К ним можно отнести  игры  «Назови ласково», «Один — много», «Есть — нет», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что делает?» и т. д.

VI. Приёмы с использованием различных предметов.

Игра «Мыльные пузыри».

       Ребёнок выдувает мыльные пузыри и считает, сколько их получилось. Затем столько раз повторяет звук (cлoг, слово)  с автоматизируемым звуком, сколько получилось пузырей.

Игра «Песочные часы».

       Звук, слог, слово с заданным звуком повторяется до тех пор, пока в часах не закончится  песок.

VII.Приёмы с использованием  различных  игрушек..

Игра «Учим куклу говорить».

Ребёнок проговаривает звук, слог, слово для куклы и «учит» её правильно говорить.

Игра «Загружаем в грузовик».

«Загружаем» в кузов грузовика только те предметы, в названии которых есть заданный звук.

VIII. Приёмы с использованием  различных  дорожек  и  лабиринтов.

    Материал можно взять в газетах, детских журналах, в Интернете.

IX. Приёмы с испол ьзованием песен, частушек, распевок..

      Воспроизводя текст, ребёнок выделяет в словах автоматизируемый звук. Например, в песне «Рыболов» выделяет звуки [р], [р'].

X. Приёмы  с использованием  элементов  грамоты.

          Для   игр и занятий  в домашних условиях можно  использовать стенку холодильника в качестве магнитной доски, газеты и журналы с крупным шрифтом, палочки, пластилин, шнурки, камешки, жёлуди,  каштаны, бумагу,  краски, карандаши, магнитный алфавит, магнитные                           слоги, кубики и т. д.

        Если мы хотим добиться хороших результатов в вопросах коррекции речевого развития  дошкольников, учителям-логопедам   необходимо сделать родителей  детей  своими  помощниками,  соратниками,  сподвижниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой гостиной "Играя, готовимся к школе"

Конспект игровой гостиной для детей и родителей: "Играя готовимся к школе" "Поле чудес" посвящен вопросам подготовки к школе старших дошкольников с нарушением зрения". Наиболее важными для процесса об...

Тематическая гостиная для родителей "Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму"

Существует немало кон­кретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования ко­ординационных с...

Памятка для родителей «Игровые технологии в логопедической работе на этапе автоматизации звуков у детей»

Автоматизация звуков - закрепление правильного произношения звуков в речи.Благодаря нашей с Вами совместной работе, дети быстрее и с радостью научатся произноситьновые звуки....

Игровая гостиная с родителями старшей группы. «Играйте вместе с детьми».

оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений;развитие эффективного стиля общения родителей с детьми;обогащение знаний родителей об игровой деятельности детей;создание доброжелательной атмосферы...

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...