Проект "Неделя логопеда в МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" п.Пангоды" "Логопедическая палитра"
проект по логопедии (средняя группа)

Масимова Светлана Новрузовна

Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nedelya_logopeda.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: Неделя логопеда в МДОУ

«Детский сад «Золотой петушок»п.Пангоды»

«Логопедическая палитра»

Паспорт проекта

Тема проекта: «Логопедическая палитра».

Вид проекта: краткосрочный (неделя).

       Тип: коррекционный, информационный, творческий.

Сроки реализации: одна рабочая неделя (4-8 октября)

Руководитель проекта:  учитель-логопед: Масимова С.Н                                    

Участники проекта: дети средней группы «Колокольчик», воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: Пропаганда необходимости логопедических знаний и коррекции звуконарушений.

Задачи проекта:

  • ознакомить педагогов и родителей  с работой логопеда в детском саду;    
  • побуждать детей  к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать инновационные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • вызвать интерес дошкольников к логопедическим речевым играм, потребность в них.

Актуальность проекта: С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим  в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, одной из форм  работы логопеда в ДОУ является «Логопедическая неделя», во время которой  осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Образовательный продукт:

  • отчет о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ;
  • мастер-класс для родителей «Речевые минутки»;
  • выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей;
  • буклеты-подсказки  стендовый материал для родителей от логопеда;
  • консультации для воспитателей.

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической литературы. Подбор материалов для «методической копилки проекта» и разработка планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный.  Консультирование воспитателей. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий, консультаций, развлечений  по плану. Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, буклеты).

Итоговый. Анализ результатов проекта. Отчет - освещение на сайт МДОУ

 «Детский сад «Золотой петушок»п.Пангоды».

Предполагаемый результат:

У детей повысится  интерес  к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

План реализации проекта

Дни недели

Мероприятия

Понедельник

с детьми

с родителями

с педагогами

Игровое занятие №1 Логоритмика «Дружно осень мы встречаем!» с/конспект Приложение 1

 

Совместный просмотр мультфильма «Зачем мы говорим?»

https://www.youtube.com/watch?v=NqaWdWrZsaA

Анкетирование родителей

«Вопрос логопеду»

Приложение 2

Стендовый материал «Показатели речевого развития детей 4-5 лет»

Консультация «Особенности речевого развития дошкольников. Экспресс-диагностика»

Вторник

 Ознакомительное занятие  №2 «Здравствуй, умный язычок» (с/конспект)

Приложение 3

Стендовый материал «Звуковое несовершенство детской речи»

Буклет для родителей «Дышим правильно – говорим верно»

«Игровые упражнения для развития дыхания» (пополнение игровыми пособиями для развития дыхания речевого уголка)

Среда

Занятие №3 Интерактивные игры Мерсибо:

- на развитие мелкой моторики «Настольные пальчики»

- составление рассказа «Сочиняем на ходу»

(диск Игровая карусель)

Стендовый материал «Говоруны и молчуны»

Старт конкурса книжек-малышек «Сочиню я  сказку сам»

«Игровые упражнения для развития мелкой моторики» (пополнение игровыми пособиями для развития дыхания речевого уголка)

Четверг

Занятие №4 Интерактивные игры Мерсибо «Правильный банан» Развитие фонематического слуха, выбор правильного произношения из заданных слов

 (диск Звуковой калейдоскоп)

Мастер-класс «Речевые минутки»

Буклет для родителей  

«Артикуляционная гимнастика»

«Игры на развитие фонематического слуха» (пополнение игровыми пособиями речевого уголка)

Пятница

Занятие №5 в подгруппах  «Волшебный песок»

Приложение 4

Стендовый материал  «Вместе весело шагать…»

Создание кейса еженедельных логопедических пятиминуток

Выставка подведение итогов конкурса книжек-малышек

« Сочиню я  сказку сам»

Приложение 1               

Занятие по логоритмике в средней группе.

«Дружно осень мы встречаем!»

Цели:

  1. Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций,
  2. Адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи:

- активация высшей психической деятельности через развитие слухового и     зрительного внимания,

- развитие слухового и зрительного восприятия,

- развитие речевой моторики, речевого дыхания,

- развитие музыкального, звукового слуха, чувства ритма,

- развитие общей и тонкой моторики, мимики,

- развитие пространственной ориентации.

Оборудование: интерактивная доска, осенние пейзажи, картинки листьев, деревьев, зонтик. Раздаточный материал: осенние листочки, колокольчики.

Ход занятия.

Орг. момент.

Здороваемся песенкой.

Упражнение на мимику «Солнышко и тучка» (улыбнулись-нахмурились).

Основная часть.

Упражнение со словами и движениями под музыку «Будем осень мы встречать».

Раз, два, три, четыре, пять,- хлопаем в ладоши

Будем осень мы встречать!- ударяем по коленкам

Осень, осень, листопад.- руки вверх, машем

Листья желтые летят.- опускаем руки вниз

Ветер дует, задувает.- руки ко рту, дуем

Туча солнце закрывает.- закрыли глаза

Дождик капает с утра. – «капаем» на ладошку

Осень- грустная пора!- разводим руки в сторону.

- Возьмемся за руки и пойдем на осеннюю прогулку, а по дороге поиграем с язычком.

Игра «Ровным кругом» под музыку с выполнением артикуляционных упражнений.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так!:

- Громко капают капли, шлепаются в лужу (упражнение «Лошадка»).

- Пошел дождь, нам нужен зонтик (чередование упражнений «Чашечка»- «Иголочка»).

- Как интересно ловить капельки дождя! А попробуем язычком! (упражнение «Чашечка»- «двигаем» вперед-назад).

- После дождя выросли грибы (упражнение «Грибок»).

Упражнение на дыхание «Мы подуем» 

со звуками Ш (теплый ветерок),

С (холодный ветерок).

Мы подуем высоко,- руки вверх

Мы подуем низко.- присели

Мы подуем далеко,- руки вперед

 мы подуем близко.- руки ко рту

 - Зашумела листьями осень золотистая!

Игра с движениями «Ходит осень».

Ходит осень в нашем парке, - ходим по кругу

Дарит осень всем подарки. – руки вперед

Бусы красные рябине, - показываем бусы на шее

Фартук розовый осине. – показываем фартук

Зонтик желтый тополям. – руки над головой в форме зонтика

Фрукты осень дарит нам! – руки вперед.

Игра под музыку в разном темпе «Мы листики осенние».

Мы листики осенние на веточках сидели.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял!

Пальчиковая игра «Ветер по лесу летал».

Ветер по лесу летал, ветер листья собирал. – сжимаем, разжимаем пальцы

Вот дубовый, - загибаем мизинец

Вот кленовый, - безымянный

Вот рябиновый резной – средний

А с березки- золотой. - указательный

И последний лист с осинки – показали большой палец

Ветер бросил на тропинку! – резко разжимаем кулачки.

Игра с движениями под музыку «Туча».

Туча-туча, улетай! Небо солнцу отдавай! – руки вверх, машем

Небо стало чистое от солнышка лучистого. - (сделать «солнышко» из ладошек).

Игра «Солнышко и туча».

Под разный темп музыки: бежим, идем, прячемся под зонтик.

-Вот и закончилась наша осенняя прогулка. Какое настроение?

Итог занятия.

Прощаемся под музыку.

Приложение 2           

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Общие сведения:

Ф. И. О. ребенка, возраст ______________________________________

Родители (И. О.):

Мама _______________________________________________________

Папа________________________________________________________

Кто занимается воспитанием ребенка? ____________________________

Вопросы:

1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.? ___

2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ________________________

3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном? __________

4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ____________________________

Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение) ; нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).

5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?_________________________________

6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?______________________

7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?____________________________

8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___________________

9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз; 3 раза; ежедневно- подчеркнуть? _______________________

10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) - (менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.

11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?

________________________________________________________________

12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.

Заранее благодарю за сотрудничество!

Приложение 3         

Ознакомительное занятие в средней группе. 

«Здравствуй, умный язычок!»

Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.

Задачи коррекционные и диагностические:

  1. Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
  2. Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
  3. Формировать координацию речи с движениями тела.
  4. Развивать высшие психические функции – память, внимание.
  5. Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).

Задачи образовательные:

  1. Учить отвечать на вопросы простым предложением.
  2. Расширять активный словарь.

Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи,  мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.

Ход занятия.

Дети вокруг логопеда.

– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!

Чтоб красиво говорить,

Надо многому учиться.

     Быть внимательным всегда

И, конечно, не лениться!

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к  веселому и умному язычку.

Листик № 1 (сила выдоха)

– Ответьте на вопрос:

– Какое сейчас время года? (осень)

– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.

Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.

– И вот мой листик полетел,

Как будто с дерева слетел.

Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди  по 2 листика с ладошки.

Листик № 2(крупная моторика)

– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».

– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Листья осенние тихо кружатся          (руки в стороны, покружиться),

Листья нам под ноги тихо ложатся   (присесть),

И под ногами шуршат, шелестят       (руками вправо-влево),

Будто опять закружиться хотят         (встать, покружиться).

Листик № 3 (мелкая моторика)

–        Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».

Я вам показываю, а вы повторяйте движения.

Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.

Раз, 2,3,4,5                                              загибать пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать                         сжимать и разжимать кулачки

Листья березы, листья рябины,           загибать пальчики, начиная с большого

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.             «шагать» ср. и ук. пальцами.

Листик № 4(артикуляционный аппарат)

– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.

Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»

Теперь мы можем сказать:  «Здравствуй, умный язычок!»

Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.

-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).

Дети повторяют, глядя в зеркало.

– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.

-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.

Выставляется картинка на каждое упражнение и читается стих.

Общий комплекс упражнений для языка.

1. «Лопаточка»
Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

1,2,3,4,5

Язык можно убирать.

2. «Накажем слегка  непослушный язык»

Мы язык прижмем зубами

Та-та-та, та-та-та.

А потом прижмем губами

Пя-пя-пя, пя-пя-пя.

3. «Чищу зубы» нижние и верхние

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

4. «Часики»

Влево-вправо, влево-вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов

Покачаться он готов.

5. «Качели»

На качелях я качаюсь

вверх- вниз, вверх-вниз

я до крыши поднимаюсь

а потом спускаюсь вниз.

– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.

Дети под музыку раскрашивают картинку.

Приложение 4               

Занятие «Волшебный песок»

Цель: Познакомить детей с возможностями песка.

Задачи:  

  1. Формировать представления о свойствах песка;
  2. Обогащать тактильный опыт детей;  
  3. Активизировать словарь детей новыми словами «влажный», «сыплется», «струйкой»;  
  4. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание и память;  
  5. Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями, снятие тонуса ладоней.  

Ход занятия:

Демонстрация песочницы

Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.

1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.

3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.

Материалы:

Песочные столы, кукла «песочная фея», декоративные камешки марблз, линейка для разравнивания песка, свеча светодиодная.

Ход:

Дыхательная гимнастика.

Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, постарайтесь ладошками почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами. Мы будем передавать свечу и дуть на нее правильно, тихо и спокойно, стараясь не задуть и не погасить пламя. Сделаем глубокий вдох носом, дуем спокойно, тихо, щеки не раздуваем, стараясь не погасить пламя.

Дыхательное упражнение «Свеча» (муз. сопровождение)

Эта свеча — не простая свеча…
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.

Свечка поможет отправиться нам
В волшебную страну…
Ритуал «входа» в Песочную страну.

Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную сказочную страну Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь — в этой песочнице. Песочная страна – мирная страна… Вы знаете правила поведения в ней?

Дети все вместе повторяют правила поведения в стране Песка:

Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Дети переходят к песочницам

Педагог предлагает детям «поздороваться» с песком.

1. Дотронуться до песка поочередно пальцами одной и другой руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Дотронуться до песка всей ладошкой, затем тыльной стороной.

3. Перетирать песок между пальцами, ладонями. Почувствовать какой он на ощупь: теплый или холодный, шершавый или гладкий, приятный или не приятный, мягкий или твердый.

Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали? Какой он на ощупь? (мягкий, холодный и т.д.) Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Самомассаж рук

  • «погладим песочек»
  • «пощекочем песочек, будем ее растирать в ладошках»
  • «запускание песка струйкой»
  • «взять песчинку» 
  • «посолим»
  • «поскользим змейкой» (ладошка ребром, плотно прижата)
  • «волнистые линии» двумя руками сразу
  • «покатаем в руках волшебный комочек-массажный мячик»оставим след комочком на песке
  • «отряхнули ручки» 

Ребята, вы знаете, что в песочной стране живет хранительница песка – Песочная Фея. Она очень добрая и весёлая, знает много игр, историй, сказок. Давайте позовем ее сюда.

Дети вытягивают руки над песочницей ладонями вниз, закрывают глаза и произносят волшебные слова:

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.

Песочная Фея, приди!

Появляется кукла «Песочная Фея».

Откройте, пожалуйста, глаза.

Песочная фея: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Ребята, я живу в волшебной стране, где всегда солнечно и жарко. Скажите в вашей стране тоже всегда лето? (ответы детей)

Как интересно, а вы не могли бы мне поподробней рассказать? Какое время года сейчас у вас? А что бывает осенью?

Ребята, предлагаю Фее все объяснить подробно, а чтоб ей проще было понять, мы нарисуем все признаки осени на песке:

Солнце светит, но уже редко греет нас лучами, (солнце рисуем –стираем лучи)

Облака превращаются в тучи, и часто капает дождь, (облака - капельки)

На земле образуются лужи, (рисуем лужи)

Листья на деревьях желтеют и краснеют, (рисуем ствол дерева и марблз красного и желтого цвета)

Осенью дует холодный ветер, он срывает листья  и выстилает землю красно-желтым ковром. (марблз перемещаем вниз картины)

Рефлексия Песочная фея: Спасибо большое, оказывается осень очень красивое время года! Я узнала много нового и интересного от вас. А что нового узнали вы в моей стране? (ответы детей: песок рассыпчатый, им можно рисовать насыпая или прорисовывая руками, сухой песок не держит форму в отличие от мокрого)

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Ребята, давайте сейчас на ровной поверхности песка оставим отпечатки своих рук, тем самым попрощаемся с Феей. Теперь отряхнем руки, и вспомним про нашу помощницу свечку.

«Свеча»

С улыбкой, с мечтою,
Душевно, сердечно.
Задуем мы нашу
Волшебную свечку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НЕДЕЛЯ ЛОГОПЕДИИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР СЛОВ»

Краткосрочный проект посвящен вопросам формирования словаря у дошкольников....

Проект "Неделя логопеда в ДОУ "Логопедическая палитра""

Проект "Неделя логопеда в ДОУ" подготовили учитель-логопед Аверина О.Г., Комарова М.А....

Проект «Неделя логопеда в ДОУ»

Проект «Неделя логопеда в ДОУ»...

Проект "Неделя логопедии"

Проект "Неделя логопедии в детском саду"...

проект Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

   Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях...

Логопедический Проект "Неделя логопеда. Будем говорить правильно!"

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекци...