Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды».
методическая разработка по логопедии

Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи

«Фрукты и ягоды».

Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.

Вид: учебно- методическое пособие.

Предназначение: для детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.

Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.

Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.

Цель: способствовать развитию связной речи; ознакомить и закрепить знание детей о фруктах и ягодах.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

Способствовать развитию умения употреблять в речи названия ягод и фруктов, понимать обобщающее слово «ягоды» и «фрукты»;

Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;

Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

Развивающие.

Способствовать развитию речи как средства общения;

Развивать диалогическую форму речи (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций);

Развивать логическое мышление при отгадывании загадок ;

Воспитательные

Развитие умения выслушивать сверстника, действовать сообща;

Воспитывать любовь к природе.

Содержание пособия включает:

Красочные иллюстрации;

Познавательные информации;

Развивающие задания;

Дидактические игры.

Описания пособия.

Познавательная информация:

«Фрукты» «Ягоды» «Лесные ягоды»

• Загадки про фрукты.

• Загадки про ягоды.

• Веселые стихи про фрукты.

• Физкультминутки.

• Пальчиковые игры.

• Речевые игры.

• Скороговорки.

Дидактические игры:

«Карлсон ест варенье»

«Что где растет?»

«Подбери картинку» (на классификацию)

«Собери картинку»

Основные достоинства:

Методическое пособие по теме «Фрукты и ягоды»по содержанию и качеству художественного оформления незаменимый материал для организации:

Организационной образовательной деятельности;

Самостоятельной игровой;

Познавательно – исследовательской;

Коммуникативной деятельности в повседневной жизни;

Совместная деятельность взрослых и детей.

Приложение1

Дидактические игры по развитию речи

«Угостим Карлсона вареньем»

1 вариант «Угостим Карлсона фруктовым вареньем»

Задачи:

формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;

закрепить обобщающее понятие «фрукты»;

способствовать формированию умения образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.

Ход.

Прилетает Карлсон. У него в руках корзина с фруктами.

- Посмотрите, что я вам сегодня принес. Как можно назвать одним словом? (фрукты)

Карлсон предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нём.

- Адель, что у тебя в руках? (яблоко). Какое оно? (круглое, красное, большое и т. д.).

- Дети, давайте, приготовим из этих фруктов варенье и угостим Карлесона.

Варенье из яблок, как называется? (Яблочное)

Варенье из груш? (Грушевое)

Варенье из лимонов? (Лимонное)

Варенье из мандаринов? (Мандариновое)

Варенье из апельсинов? (Апельсиновое)

Наш Карлсон поел варенье и облизнулся, вот так (язык двигается по верхней и по нижней губам - дети повторяют «Ах, какое вкусное варенье!»

2 вариант «Угостим Карлсона вареньем из лесных ягод»

Задачи.

Способствовать формированию умения внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога;

Побуждать детей к участию в беседе и связным высказываниям;

Закрепить представление о понятиях «ягоды»;

Способствовать развитию умения образовывать прилагательные и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными.

Ход.

Прилетает Карлсон с корзиной в руках.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что есть у меня? (корзина) Как вы думаете, зачем мне нужна корзина? Что можно в неё положить? (ответы детей)

-С этой корзиной мы с вами сегодня отправимся в лес за ягодами. На чём мы поедем? (дети выбирают вид транспорта) Мы поедем на машине. Машина отправляется, звенит колокольчик: динь- динь-динь. Как звенит колокольчик? (Дети повторяют : динь- динь- динь)

Машина едет и гудит: ду-ду-ду. (дети повторяют)

- Вот мы и приехали. Чем же угостить нас лес? (ягодами)

Какие ягоды растут в лесу (земляника, черника, малина, брусника)

(Карлсон вместе с детьми выкладывает картинки)

На полянку мы заходим,

Много ягод здесь находим.

-Молодцы. Вот и ягод мы с вами набрали. А теперь пора возвращаться домой и приготовит из ягод варенье.

(Звенит колокольчик: динь- динь- динь. Машина отправляется: ду- ду- ду.)

-Вот и приехали. А теперь, давайте сварим варенье.

Варенье из малины: малиновое.

Варенье из черники: черничное.

Варенье из брусники: брусничное.

Варенье из земляники: земляничное.

Вариант 3 «Поможем Карлсону»

Задачи.

Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

Развивать навыки общения.

- Ребята, вы слышите, что-то гудит? Кто-то в гости к нам спешит. Отгадаете загадку тогда и узнаете.

Он веселый, озорной,

И пропеллер за спиной.

Поднимает настроение

Любит сладкое варенье

Кто же это?

Дети: Карлсон! (влетает Карлсон)

Я спешил к вам друзья

С жутким нетерпеньем

И моторчик не зря

Смазывал вареньем

Вы узнали меня?

Карлсон: Давно я за вами наблюдаю с крыши, как вы играете, занимаетесь, веселитесь. А мне так скучно одному. Ой-ой я устал, мне бы подкрепиться.

- Ребята угостим Карлсона?    Что любит Карлсон?   — Варенье!

Игра «Какое бывает варенье» (Дети угощают Карлсона вареньем.)

Карлсон: Какое вкусное варенье! Спасибо вам ребята. Ну, теперь я набрался сил и хочу домой.

Воспитатель: Вот и улетел наш Карлсон. Вам понравилось с ним играть? (да) Что понравилось больше всего? Какой к нам прилетел Карлсон?

Дети: Грустный

— А улетел какой? - — Веселый.

Вариант 4 «Разложи банки по полочкам»

Задачи

Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

закрепить представления о понятиях «Ягоды»«Фрукты».

Ход.

Прилетает Карлсон и говорит, что перепутал все банки с вареньем. Банки с вареньем нужно правильно расставить по полкам: на верхнюю полку варенье из фруктов, а на нижнюю полку: из ягод.

Вариант 5 «Угадайте, какое варенье любит Карлсон»

Задача.

Способствовать развитию логического мышления;

Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «ягоды»«фрукты»;

способствовать развитию умения правильно называть фрукты и ягоды.

Ход.

Прилетает Карлсон и предлагает угадать, какие же варенья он больше всего на свете любит. Загадывает загадки про фрукты и ягоды.

Вариант 6 «Поможем Карлсону сварить варенье на зиму»

Задачи - Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы;

Способствовать развитию умения сопереживать и желание помочь Карлсону;

Формировать представление о фруктах и ягодах;

Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;

Карлсон(входит с огорчением) Я самый несчастный в мире Карлсон, потому что я люблю разные сладости, а особенно варенье, но у меня уже ничего не осталось, я не запас вовремя фруктов и ягод, и у меня на зиму ничего нет! О, несчастный, бедный Карлсон!

Воспитатель: Карлсон, посмотри сколько здесь детей, они тебе помогут.

Карлсон : Здравствуйте, ребята вы правда мне поможете? Тогда мы отправляемся с вами в сад, и должны найти чудо - дерево на котором растут фрукты и кусты с ягодами и грядка с клубникой.

По дорожке мы идем   И в чудесный сад придем.  груши, яблоки, бананы

для варенья соберем.

Проводится дидактическая игра” Что растет на дереве, на кустике”.(дети называют фрукты и ягоды)

Например: апельсин, какой? (круглый, оранжевый, сочный) .

груша, какая? (сладкая, желтая) .

Яблоко, какое? (красное, сладкое)

Пальчиковая игра «Варенье»

Будем мы варить варенье.  Фруктов нужно много, вот.  («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)

Буем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)

Варим, варим мы варенье («Варят» - мешают пальчиком на ладошке) Получился, вкусный - вот!

Карлсон: Какие аппетитные получились варенья. Какие варенья мы сварили? (из вишни - вишневое варенье; из яблок- яблочное; из клубники- клубничное варенье ит. д.)

(Карлсон забирает с собой банки с вареньями)

Спасибо, что вы помогли, сварили для меня варенье, мне сейчас надолго хватит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»

Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.Вид: учебно- методическое пособие.Предназначение: для детей дошкольного возраста.Актуальность.Основой перспективного и ка...

Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...

Авторская методическая разработка по созданию пособия для развитие слухового восприятия у детей. ( рекомендация для педагогов и родителей)

Совсем не сложно проводить в домашних условиях занятия со своим ребёнком на развитие всех анализаторов восприятия внешнего мира. Хочу Вам продемонстрировать простой метод создания пособия на развитие ...

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...

Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста

Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста. Для педагогов ДОУ....

Методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи для детей 5-7лет «Речевой планшет»

Игровое практическое пособие «Речевой планшет» представляет систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использ...