Выступление на заседании муниципального методического объединения учителей-логопедов в режиме видеоконференцсвязи (ВКС)
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Марченко Марина Анатольевна

Тема: "Коррекционно - логопедическое воздействие по развитию фразовой речи в процессе сюжетно - ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_prezentatsii_marchenko.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/сад №4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области

Выступление

на заседании муниципального методического объединения

учителей-логопедов в режиме видеоконференцсвязи (ВКС)

Тема

«Коррекционно-логопедическое воздействие по развитию фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей  с  общим  недоразвитием речи»

Подготовила:

учитель-логопед

МДОУ  д/сад №4 «Радуга»

п. Уразово

 Валуйского района

Белгородской области

Марченко Марина Анатольевна

п. Уразово

2021 г

Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Играя, ребенок овладевает определенными качествами личности: он становится активным и любознательным, эмоционально отзывчивым, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учится управлять своим поведением и планировать свои действия.

Хорошим помощником в данной работе становится сюжетно-ролевая игра, поскольку наряду с предметной деятельностью она организуется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра развивается в зависимости от состояния словарного запаса детей. Ребенок, словом обозначает, свои действия и этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. С этой целью педагоги в детском саду эффективно решают  следующие задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.

Обучающие задачи: знакомят детей с общим недоразвитием речи с сюжетно-ролевыми играми при закреплении лексических тем, формируют  у них потребность в возникновении сюжетно-ролевой игры.

Развивающие задачи: развивают речь, внимание, память, творчество и фантазию, способствуют  появлению познавательной активности детей, выявлению и поддержанию избирательных интересов, обогащают  детей впечатлениями, которые могут быть использованы в сюжетно-ролевой игре.

Воспитательные задачи: находят  индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его склонности и интересы, создают  игровой коллектив, проводят  беседы с родителями и готовят  материал, необходимый для анализа и проведения сюжетно-ролевых игр.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр в группе необходима атмосфера уюта, комфорта, что помогает стимулировать творческую активность детей, обеспечивая условия для их свободного самовыражения.

Рассмотрим принципы  организации сюжетно-ролевых игр с детьми  имеющими  ОНР.

Первый принцип:

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями,  педагоги   должны играть вместе с детьми. В совместной игре с детьми  педагог должен  занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее. Например, ребенок – «Доктор», он лечит своих «больных» - кукол.

- У меня тоже рука болит, - подключается к игре взрослый. – Доктор, полечите и меня.

Второй принцип:

Педагог должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Причем, следует уточнить, что взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду  готовить обед, мне нужны следующие продукты: морковь, картофель, лучок… », и стимулировать к этому ребенка.

Для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип:

На каждом возрастном этапе необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

И все эти принципы «повиснут в воздухе»,  без определения  реальной опоры, реального средства, на которое может опираться в своих действиях  педагог при формировании игровых умений у детей. Таким средством является сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения.

Сюжетно-ролевую игру мы планируем по следующему алгоритму:

Выбор темы. Выбор игры, которая с помощью педагога включается в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Здесь проводится беседа с детьми по ходу проведения, вспоминают ролевые действия персонажей

Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества.

Распределение ролей.

Например: А давайте в детский сад играть, Даша будет воспитателем, а Полина моей мамой.

Начало игры. Важно позаботиться о создании  интересного игрового

действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

Например: к нам приехал цирк, дети хотите попасть на представление. Раздаются билеты и начинается игра.

Сохранение игровой ситуации.

Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.

Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры,
которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание
сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Если игра проводится впервые, то необходимо "проиграть" весь речевой сюжет на глазах у детей с игрушками. Играя с детьми, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.

Когда речевой сюжет или его фрагмент "проигран" полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: “Попробуй приготовить вкусный борщ. Расскажи и покажи, пожалуйста,  какая посуда и продукты тебе для этого нужны?”. Таким образом, педагог одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

В ходе игры педагог должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Необходимым условием успешного развития  фразовой речи детей  в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, используются заместители, которые замещают реальные предметы(палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к

заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Структура и содержание сюжетно-ролевых игр в логопедических группах должны быть более доступны и знакомы детям, близки по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строительство», «Супермаркет», «Кафе», «Детский сад», «Театр», «Скорая помощь. Больница», «Служба спасения», «Путешествия».

Чтобы дети с общим недоразвитием речи смогли самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, необходимо специально организованное поэтапное обучение

Организация сюжетно-ролевой игры планируется в два этапа:

1-й этап — подготовительная работа к организации сюжетно-ролевой игры

Подготовительная работа занимает от двух до трех недель, в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определенной схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.

Сначала надо провести беседу по картине на тему игры, например  “В магазине”, выявить по вопросам, кто работает там, и какие функции выполняет, объяснить взаимосвязь и смысл действий каждого; например, кассир берет деньги и дает чек, продавец берет чек и дает игрушку и т.д.

Организовать экскурсию к близлежащему магазину, понаблюдать за работой продавца, провести беседу, составить рассказ из личного опыта «Как я ходил с мамой в магазин», составить план рассказа, разыграть игровую ситуацию «Выбор продуктов в магазине»).

Параллельно с подготовкой к игре создаются условия для ее реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, планы, карты, схемы, игрушки-заместители.

Дети могут сами приготовить игровой материал для сюжетно-ролевой игры; например, на занятии по лепке сделать конфеты, хлеб, печенье, овощи и т.д. На занятии по конструированию дети приготавливают кассу, чеки.

2-й этап — непосредственно сама сюжетно-ролевая игра.

Учитывая специфику логопедической группы, целесообразно использовать метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие речи у детей.

В процессе игры педагог много разговаривает с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то.  Педагог всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Каждый из педагогов должен стремиться стать настоящим партнером ребенка в игре, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.

Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.

Например, в сюжетно-ролевой игре “Автобус” педагог выполняет  роль кондуктора, а в следующий раз он эту роль уже поручает какому-нибудь ребенку, а сам выполняет роль пассажира, направляя игру и в этой роли. Каждый раз педагог расширяет сюжет игры с помощью вопросов; например, если кондуктор не объявляет остановку, он сам спрашивает: “Какая остановка сейчас?”, причем старается добиваться от детей четких и правильных ответов. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.

В сюжетно-ролевых играх детей с ОНР можно употреблять только заместители тех предметов, которые хорошо знакомы детям.

В старшем дошкольном возрасте  используется метод косвенного воздействияна игру детей. Роль педагога заключается, с одной стороны, в наблюдении за играющими детьми и, с другой стороны, в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.

Необходимо прививать умение вести диалоги со сверстниками, тогда лучше формируются речевые навыки и проявляются большие возможности для интересного взаимодействия. Речевые ситуации естественно вытекают из условий игры и побуждают ребёнка свободно высказываться. Он говорит о том, что сделал сам.

Для расширения кругозора, активизации словарного запаса, развития творчества, фантазии и речи детей можно использовать сюжетно-ролевые игры с созданием проблемной ситуации. Такие игры помогают воспитывать у детей взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательные отношения друг к другу, чувство коллективизма.

У детей с ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями: темп речи медленный, существуют затруднения в выборе грамматических средств выражения мыслей. С помощью специальных игр с наглядным материалом и видов логопедической работы даже в самых сложных случаях удаётся обеспечить коррекцию лексико-грамматической стороны речи дошкольников, преодолеть аграмматизм.

В подготовительной к школе группе речевые возможности детей возрастают, и больший акцент делается на игры с современным содержанием. Эти игры способствуют обогащению словарного запаса детей новыми словами и словосочетаниями, развивают познавательный интерес, что непосредственно приводит к активизации речи детей. Это например такие игры , как, «Банк», «Евросеть», «Подводная лодка», «Школа», «Исследователи космоса», «Экологи».

Фантазия у детей проявляется в выборе сюжета игры. Они не копируют жизнь, а добавляют свою выдумку. При закреплении лексической темы «Домашние животные» можно выбрать для детей сюжетно-ролевую игру «Ферма». Но здесь возникает вопрос, зачем городским детям изучать фермерский труд? Ведь придётся говорить детям о том, чего они не видят, а значит, и не поймут. Но они с огромным интересом воспринимают информацию, легко «превращаются» в животноводов и выполняют их обязанности. Разные дополнительные детали – овощи, фрукты, животных для игры – можно изготовить вместе с детьми в продуктивной деятельности «лепке», «тестопластике». Эта игра помогает детям полюбить мир сельского жителя, понять, откуда на нашем столе появляются каша, сметана, подсолнечное масло и другие продукты. Дети из коррекционных групп настолько увлекаются игрой, что начинают активнее разговаривать друг с другом, учатся формулировать свои мысли, комментируют разные действия. Например, они сами могут решить и обговорить, как построить игру. Для развития речи это бывает даже более эффективно, чем специальная организованная деятельность.

Большинство современных родителей не знает, что собой представляет игра в дошкольном детстве и каково её значение для развития ребёнка-дошкольника, и покупают ребенку много игрушек (нередко больше, чем следует). Поэтому семья нуждается в квалифицированных советах педагогов о подборе игр и игрушек, рекомендациях об организации сюжетно-ролевых игр, о специфике их руководства в семейных условиях.

Следует обратить внимание родителей на то, что особая роль в социально-личностном развитии принадлежит сюжетно-ролевой игре, если ею руководить, т. е. принимать участие в игре, брать на себя определенные роли, предлагать детям выполнение проблемных ситуаций. Это относится к играм со сверстниками, с братом, сестрой; нужно посоветовать родителям развивать режиссерские игры. Дело в том, что с малышами родители часто играют сами, дают соответствующие задания своим старшим детям, а общение в связи с сюжетно-ролевой игрой 6-7 –летнего ребенка происходит, к сожалению, значительно реже.

Большой популярностью пользуются консультации, в содержании которых присутствуют рекомендации по организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь начать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты использовать. Читая их материал, родители получают необходимую педагогическую информацию, знакомятся с событиями в группе, с рекомендациями по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, по воспитанию нравственных качестве в процессе игровой деятельности, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.

В современных условиях родители по-разному откликаются на просьбы. Но работу с родителями и детьми необходимо вести одновременно, этим будет обеспечиваться разностороннее воздействие на ребят, направленное на коррекцию их развития и обучения.

Благодаря игре дети  являясь её участниками, героями её сюжетов, приобретают опыт широкой социальной ориентации с позиции участника. Ребёнок не мог видеть настоящий космический корабль, однако роль космонавта позволила ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым, а с другой – пережить все радости и проблемы взрослой жизни, связанные с этим (ремонт, уход, взаимоотношения с товарищами и т.п.). А это значит, что, став взрослыми, дети могут избежать много неприятностей.

Сюжетно ролевые игры развивают у детей речь и навыки общения друг с другом, способствуют правильному и гармоничному развитию, помогают подготовить кроху к взрослой жизни, учат его творчески мыслить, расширяют кругозор и отрабатывают навыки социального поведения.

Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии фразовой  речи детей: наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

Организация сюжетно-ролевых игр в логопедических группах с ОНР оказывает помощь в преодолении речевых, психофизических нарушений, развивает у детей творчество, фантазию, память, мышление, формирует инициативность, самостоятельность и гармоничное развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол №2 заседания муниципального методического объединения педагогических работников дошкольных учреждений

Тема "Организация работы по физическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Протокол № 3 Заседания муниципального методического объединения педагогических работников дошкольных учреждений

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО по физическому воспитанию»...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...

Выступление в рамках муниципального методического объединения "Теоретические и методические основы организации игровой деятельности"

Материал поможет начинающим педагогам разобраться в теории и методике подготовки, организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста....