Картотека игр
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Предлагаю картотеки. Картотеки в работе педагога  могут быть по разной тематике: по проведению артикуляционной гимнастики, для закрепления звукопроизношения, для развития словаря и грамматического строя, по развитию навыков связной речи, по подготовке к обучению грамоте, по развитию мелкой моторики, по развитию речевого дыхания, по совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения домашних заданий по лексической теме и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека игр1015.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида

г.о. Власиха Московской области

Картотека игр для детей

 с общим недоразвитием речи

в подготовительной

к школе группе

Составила воспитатель

логопедической группы:

Е.С. Донченко

Власиха_2020г.

Аннотация:

 Одним из важнейших направлений в коррекционновоспитательной деятельности учителя-логопеда является работа с семьями воспитанников. Каждый из специалистов понимает необходимость постоянного привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка, так как это во многом ускоряет успехи ребёнка. Учителя-логопеды постоянно задаются вопросом повышения эффективности взаимодействия с родителями. Мотивация родителей находится в прямой зависимости от результатов комплексного сопровождения детей с особыми возможностями здоровья (далее ОВЗ). Одним из видов взаимодействия здесь можно назвать картотеки. Картотеки в работе учителя-логопеда могут быть по разной тематике: по проведению артикуляционной гимнастики, для закрепления звукопроизношения, для развития словаря и грамматического строя, по развитию навыков связной речи, по подготовке к обучению грамоте, по развитию мелкой моторике, по развитию речевого дыхания, по совместной деятельности родителей и детей с целью выполнения домашних заданий по лексической теме и т.д. В каждом из этих видов картотек есть свои принципы и модели. В работе логопеда зарекомендовал себя такой вид работы, как журнал взаимодействия учителя-логопеда с родителями и с воспитателями, который описывает разные формы: мероприятия по организации пространственной предметно-развивающей среды, изготовлению/подготовки речевых и дидактических игр по разным речевым направлениям, подборку лексического материала, рекомендации по выбору литературных произведений для чтения и заучивания наизусть и т.д. Цель пособия: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка через использование речевых игр, которые можно использовать с детьми разного возраста, применение речевых игр во время индивидуальной работы и коррекционного часа в группе. В пособии соблюдается принцип учёта возрастных особенностей, принцип перехода от простого к сложному. Представлены варианты речевых игр. Игры представлены по лексическим темам первого периода (из опыта работы педагога).

 

Тема: «В огороде»

1. Игра «Посмотри и назови» Оборудование: картинки огурец, капуста, баклажан, репа, свёкла

 Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть картинки и назвать предметы.

2. Игра «Назови цвет и форму».  Оборудование: картинки огурец, капуста, баклажан, репа, свёкла

Ход игры: ведущий предлагает выбрать любой овощ и назвать по цвету и по форме:

 Например, ПОМИДОР - красный и круглый, ОГУРЕЦ-зелёный и овальный ; и т.д.

3. Игра с пальчиками «КАПУСТА»

 Ход игры: ведущий предлагает выполнить движения по тексту стихотворения.

Мы капусту рубим, рубим

 Мы капусту жмем, жмём

 Мы капусту солим , солим

Мы капусту жмём, жмём

Засолили плотно в кадку  

Всё теперь у нас в  порядке!(дети декламируют стихи и выполняют движения)

4. Игра «Составь предложение по образцу»

Оборудование: парные картинки : помидор-ведро- , огурец-тарелка, картофель –ящик, репка-ведро, баклажан- чашка, редис- корзинка.

Ход игры: Ведущий предлагает рассмотреть парные картинку и  составить предложения об овощах .

Образец: Я положу огурец…..на тарелку; я положу помидор в ….ведро.

5. Игра «Различай- называй»

 Оборудование: парные картинки сходных по внешнему  виду овощей : чеснок –лук; репа-редис-свекла-редька; кабачок-  баклажан и т.д.

Ход игры: Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей, разложить их парами по сходству внешнего  вида.

6. Игра «Овощное ЛОТО»

Оборудование: парны картинки с изображением овощей.

Ход игры: Ведущий предлагает разобрать карточки-лото по игрокам. Далее правила игры , как в игре «ЛОТО»

7. Игра «Заготовки на зиму»

Оборудование: картинки  с изображениями овощей: огурец, капуста, горох, картофель, морковь, кабачок, баклажан, свекла, фасоль и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть картинки и назвать , как же назвать салат и/или суп из овощей?

Из картофеля- картофельный; из фасоли- фасолевый; из свеклы- свекольный; из огурцов-огуречный; из лука- луковый; из капусты- капустный; из моркови- морковный; из гороха-гороховый и т.д.

8. Игра «В огороде у Матроскина»

Оборудование: изображение Матроскина и предметные картинки с изображением овощей.

Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть и назвать, какие овощи выросли в огороде у Матроскина.

Образец: на грядке у Матроскина выросла морковь. на грядке у Матроскина вырос редис.

9. Игра «Сравни овощи и расскажи о них»

Оборудование: парные предметные картинки с изображением овощей – помидор, огурец; репка, кабачок; свёкла, баклажан; лук, морковь; картофель, редька.

Ход игры: ведущий предлагает сравнить предметы, изображающие овощи и сравнить их по цвету и форме.

Образец: помидор красный, а огурец зелёный, помидор круглый, а огурец овальный ; помидор мягкий, а огурец твёрдый.

Тема: «Что в корзинке?»

1-Игра «Назови фрукт»

Оборудование: игрушечная корзинка, предметные картинки (муляжи фруктов) с изображением фруктов.

Ход игры: ведущий показывает игрокам корзинку и предлагает припомнить и назвать, как можно больше фруктов. Например: груша, яблоко, персик, мандарин, апельсин, абрикос, ананас, банан, слива.

2-Игра «Назови цвет и форма»

Оборудование: картинки с изображениями фруктов - груша, яблоко, персик, мандарин, апельсин, абрикос, ананас, банан, слива.

Ход игры: ведущий предлагает выбрать любой овощ и назвать по цвету и по форме: Например, ЯБЛОКО красное и круглое, ГРУША зелёная и треугольная и т.д.

3-Игра «Составь предложение по образцу»

Оборудование: парные яблоки – ведро, виноград – тарелка, апельсины – ящик, груша – ведро, персики – чашка, абрикос – корзинка.

 Ход игры: Ведущий предлагает рассмотреть парные картинки и составь предложения о фруктах. Образец: Я положу виноград на …тарелку Я положу яблоко в … ведро.

4-Игра «Различай - называй»

Оборудование: парные картинки сходных по внешнему виду фруктов: яблоко – груша, персик – абрикос, мандарин – апельсин.

 Ход игры: Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением фруктов, разложить их парами по сходству внешнего вида.

5.- Игра «Фруктовое лото»

Оборудование: парные картинки с изображением фруктов.

Ход игры: Ведущий предлагает разобрать карточки-лото по игрокам.

 Далее правила игры как в игре «Лото».

6- Игра «Заготовки на зиму»

Оборудование: картинки с изображениями фруктов - груша, яблоко, персик, мандарин, апельсин, абрикос, ананас, банан, слива и т.д.

 Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть картинки и называть, как назвать варенье/компот.

Из яблок - яблочный из персиков – персиковый • Из мандаринов - мандариновый из банана – банановый • Из апельсинов - апельсиновый из абрикосов – абрикосовый

7. Игра «В саду у ёжика-садовода»

 Оборудование: изображение ёжика и предметные картинки с изображением фруктов. Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть и назвать, какие фрукты выросли в саду у ёжика-садовника. Образец: в саду у ёжика выросла груша. В саду у ёжика вырос мандарин.

8. Игра «Сравни фрукты и расскажи о них»

 Оборудование: парные предметные картинки с изображением фруктов – яблоко, груша; виноград - апельсин; мандарин, банан; ананас, персик, слива, абрикос.

Ход игры: ведущий предлагает сравнить предметы, изображающие фрукты и сравнить их по цвету и форме. Образец: яблоко красное, а груша зелёная, яблоко круглое, а груша треугольная, яблоко твёрдое, а груша мягкая.

9. Игра «Составь загадку о фруктах»

Оборудование: схемы-описания для составления загадок об фруктах: схематичное изображение цвета, формы, величины, вкуса фрукта. Предметные картинки с изображениями фруктов. Фишки для поощрения отгадок.

Ход игры: ведущий предлагает разложить картинки с изображением фруктов на столе изображениями вниз. Выбрать каждому игроку по одной карточке. Рассмотреть картинки с изображением фруктов (не показывая изображение игрокам), описать фрукт и предложить остальным игрокам отгадать. За правильный ответ, первый игрок, угадавший фрукт получает фишку. Побеждает тот, кто больше всех наберёт фишек.

Тема: «Собираем альбом с лесными ягодами»

  1. Игра «Назови ягоду»

Оборудование: игрушечная корзинка, предметные КАРТИНКИ (муляжи ягод) с изображением ягод.

Ход игры: ведущий показывает игрокам корзинку и куклу Машу и предлагает припомнить и назвать, как можно о больше ягод для Маши.

Например: клубника, земляника, вишня, черешня, рябина, калина, черника и т.д.

  1. Игра «В саду у ёжика-САДОВОДА» Оборудование: изображение ёжика и предметные картинки с изображением ягод.

Тема: «Мебель»

1-Игра «Посмотри и назови»

Оборудование: игрушечная мебель (картинки с изображением мебели) - шкаф, стол, стул, полка, диван, кровать, кресло, тумба, комод, прихожая, вешалка.

 Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть игрушечную мебель (предметные картинки с изображением мебели) и назвать её.

2-Игра «Что для чего?».

Оборудование: игрушечная мебель (картинки с изображением мебели)

Ход игры: ведущий расставляет мебель по порядку и предлагает бросить кубик и припомнить, для чего нужен каждый предмет мебели. Например, письменный стол - стол для письма, кухонный стол – стол для приготовления и приёма пищи и т.д.

3-Игра «Из чего изготовлен?»

 Оборудование: игрушечная мебель из разного материала: пластмассы, дерева, глины, стекла и т.д.

Ход игры: ведущий расставляет игрушечную мебель и предлагает игрокам выбирать предметы мебели. Затем назвать материал, из которого изготовлена мебель. Например, из дерева – стол деревянный, из пластмассы - кресло пластмассовое и т.д.

 4. Игра «4 лишний».

Ход игры: ведущий называет предметы, игроки определяют лишний, объясняет, почему. А) полка, шкаф, зеркало, стул. Б) шторы, кровать, диван, кресло. В) диван, табурет, стул, ковёр. Г) дверь, полка, комод, вешалка. 5. Игра «Много мебели в квартире»

Ход игры: ведущий предлагает разучить текст и движения пальчиков гимнастики.

 Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали. А потом вдвоём с котом Посидели за столом.

 6. Игра «Различай - называй»

Оборудование: парные картинки с изображением мебели, сходных по внешнему виду: диван - софа, стул – табурет, стул – кресло, кресло – диван, шкаф – буфет, полка – комод, шкаф – комод.

Ход игры: Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением мебели, разложить их парами по сходству внешнего вида и назвать их.

7. Игра «Мебельное лото»

Оборудование: парные картинки с изображением мебели.

 Ход игры: Ведущий предлагает разобрать карточки-лото по игрокам. Далее правила игры как в игре «Лото».

8. Игра « В мебельном магазине».

Оборудование: картинки с изображением мебели (игрушечная мебель).

Ход игры: ведущий предлагает детям бросить кубик и распределить роли между игроками: продавец магазина, покупатели. Затем разыгрывается игровая ситуация «Мебельный магазин» - продавец предлагает мебель. Покупатели рассказывают продавцу о том, какую мебель они хотели бы купить.

9. Игра «Новоселье»

 Оборудование: картинки с изображением мебели (игрушечная мебель).

 Ход игры: ведущий предлагает игрокам выбрать мебель на новоселье и расставить её в новой квартире. Например: мы купили новый диван и поставили его в гостиной. Мы купили кухонный стол и поставили его на кухне и т.д.

10. Игра «Что где стоит?»

Оборудование: картинки с изображением мебели (игрушечная мебель). Сюжетные картинки с изображением разных комнат

Ход игры: ведущий предлагает расставить игрушечную мебель в кукольном домике (картинки разложить на игровых полях – сюжетных картинках с изображением разных комнат и сказать, что, где находится. Например, справа от стола стоит стул, около дивана стоит кресло и т.д.

Тема: «Посуда»

1-Игра «Федорина посуда»

Оборудование: игрушечная посуда (картинки с изображением посуды)

Ход игры: ведущий предлагает игрокам назвать посуду у Федоры.

2-Игра «Без чего осталась Федора?»

Оборудование: игрушка Федора и игрушечная посуда.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам рассмотреть игрушечную посуду. Затем убирает по одному из предметов посуды и просит игроков определить, что пропало у Федоры. За каждый правильный ответ игроки получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

3-Игра «Закончи предложения»

Ход игры: ведущий предлагает игрокам послушать начало предложения и закончить его. При правильном ответе игрок получает фишку, и ход переходит к другому игроку. Примерные предложения: Чайник стоит …. столе Сковорода стоит …плите Рыбу жарят …на сковороде Суп варят …в кастрюле Чай налили …из чайника Компот разлили по …чашкам

 4.Игра «Что без чего?» Оборудование: картинки с изображением посуды без каких-либо деталей: кастрюля без ручки, чайник без носика, тарелка без дна, чайная чашка без ручки, самовар без краника и т.д. Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением посуды и предлагает игрокам определить, что без чего.

 5. Игра «Что для чего?». Оборудование: игрушечная посуда (картинки с изображением посуды) Ход игры: ведущий расставляет посуду по порядку и предлагает бросить кубик и припомнить, для чего нужен каждый предмет посуды. Например, кастрюля нужна, чтобы что-то отваривать, сковорода нужна для того, чтобы что-то поджаривать и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...