Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Упражнения для развития межполушарного взаимодеймствия улучшают мыслительную деятельность синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка 24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

Кинезиологоия— это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизируют работу полушарий, развивают внимание, память, речь, способствуют активизации мыслительной деятельности, формируют пространственные представления.

 На логопедических занятиях кинезиологические упражнения целесообразно использовать как самостоятельно, так и совмещать с речевой деятельностью: автоматизация изолированных звуков, автоматизация звуков в слогах и словах, при дифференциации звуков.

Комплекс кинезиологических упражнений

  1. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечко»

 Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке  от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

 «Кулак – ребро – ладонь»

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка»

 Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

«Зеркальное рисование»

 Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 «Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.   

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

  1. Упражнения на дыхание.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

«Свеча»

 Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.  «Дышим носом»

 Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

 «Ныряльщик»

 Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Кулачки»

Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами.

Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка.

  1. Телесные движения

Развивают межполушарное взаимодействие.

«Перекрестное марширование»

 Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Мельница»

 Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Паровозик»

 Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

«Робот»

 Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

«Маршировка»

Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

  1. Телеснаярелаксация и растяжка.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

«Огонь и лёд»

По команде «огонь» - интенсивные движения телом, по команде «лёд» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

 «Сорви яблоки»

 Исходное положение – стоя. Представить, что перед вами растет яблоня с большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Справа висит большое яблоко. Потянуться правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделать резкий вдох. Теперь сорвать яблоко. Нагнуться и положить яблоко в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохнуть. Выпрямиться и посмотреть налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянуться туда правой рукой, подняться на цыпочки, вдохнуть и сорвать одно яблоко. Затем поднять как можно выше левую руку и сорвать другое яблоко, которое там висит. Теперь наклониться вперед, положить оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохнуть. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас большие яблоки и складывайте их в корзину

«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение—стоя. Полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Застыть в этой позе и не двигаться. Теперь наклониться вперёд и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Стать такой же мягкой и подвижной, как тряпичная кукла. Слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова показать солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.

«Снеговик»

Представить, что вы снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. Необходимо расслабиться.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представить, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер –  раскачивайтесь, как дерево.

  1. Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.

«Взгляд влево вверх»

 Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»

 Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

 «Глаз – путешественник»

 Развесить в разных углах и по стенам кабинета различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом. 

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут.

 Метод кинезиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет совершенствовать коррекцию основных психических процессов у ребенка: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. 

Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. 

Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми .

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом на...

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях..

Цель кинезиологических упражнений в развитии дошкольников....

Кинезиологические упражнения в логопедической практике.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции речевого недоразвития, и тем самым помогая детям подготовиться к да...

Кинезиологические упражнения в логопедической работе

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

Презентация "Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях"

Кинезиологические упражнения - это специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела....

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации".  В статье обоснованы возмо...

Межполушарное взаимодействие: кинезиологические упражнения на логопедических занятиях.

В данном материале представлен опыт работы по МП в общеобразовательном детском саду. Кинезиологические упражнения на занятиях логопеда....