"Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

За последние годы в детских садах увеличилось количество детей   с общим недоразвитием речи. Именно этой проблеме посвящен  этот материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ.

                                    Калужина М.А.

МБДОУ  детский сад  № 38 «Апельсин» г.Тамбов

         В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.  

        Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

           У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух. Недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь. [3]

        Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной.

         Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной. [2]

         Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле, замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая раскрывает "замысел" в его первоначальном воплощении.  

      В paмках  психолого-педагогического подхода классификации общего недоразвития речи Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией.

      Первый уровень характеризуется: в литературе как « отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто, при описании речевых возможностей детей на этом уровне,  встречается название «безречевые дети», что не следует понимать буквально, поскольку такие дети в общении используют целый ряд вербальных средств: отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» - машина). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, тан: и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например «бика» произносится с разной интонацией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»). [2]

           Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух - трехсловной, иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их. [1]

            Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Типичным для данного уровня является не точное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. [3]

         Изучение Т.Б. Филичевой (2001) речи 6-летних дошкольников позволило выделить еще одну группу детей, которая оказалась за пределами вышеописанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л" ль-йот, щ-ч-ш, ть-ц-сь и др.).

       Таким образом, речевое развитие ребенка с ОНР протекает медленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.

Литература

1.  Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.5 / Л.С. Выготский.  – М.,1983.

2.   Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.:ВЛАДОС,2002. .

3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. -М.: Институт психотерапии, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...