«Дифференциация звуков [М-М’] и буква М».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

План-конспект занятия в старшей логопедической группе.

Тема: «Дифференциация звуков [М-М’] и буква М».

ЦЕЛИ:

► развитие фонематических процессов (восприятия, звукового анализа и синтеза) путем      сравнения сохранных звуков  [М - М'] изолированно, в слогах, в словах и фразах;

 

► уточнение правильного произношения звуков [М – М']  и их различение путем опоры на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации;

 

► закрепление образа  изученных звуков и букв, связи между ними путем введения в занятие элементов эвритмии и хирофонетики;   

 

► закрепление навыка составления короткого рассказа параллельной организации путем самостоятельного распространения простых предложений и работы с их схемами; обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;

 

► воспитание у детей организационных навыков, позволяющих  осуществлять коллективную деятельность; развитие навыков работы в группе, в заданном темпе, формирование умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_m-m_bukva_m.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад №304»

Ворошиловского района города Ростова - на - Дону

План-конспект занятия

в старшей логопедической группе.

Тема:

 Дифференциация звуков [М-М’]

 и буква М.

Учитель-логопед                                                Чекусова Наталья

                                            Михайловна

2021 г.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ЗВУКОВ  [ М и М' ]  И   БУКВА «М».

ЦЕЛИ:

► развитие фонематических процессов (восприятия, звукового анализа и синтеза) путем      сравнения сохранных звуков  [М - М'] изолированно, в слогах, в словах и фразах;

► уточнение правильного произношения звуков [М – М']  и их различение путем опоры на оральные ощущения, мелкую моторику кисти руки и зрительные ассоциации;

► закрепление образа  изученных звуков и букв, связи между ними путем введения в занятие элементов эвритмии и хирофонетики;    

► закрепление навыка составления короткого рассказа параллельной организации путем самостоятельного распространения простых предложений и работы с их схемами; обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению в виде составления картинного плана;

► воспитание у детей организационных навыков, позволяющих  осуществлять коллективную деятельность; развитие навыков работы в группе, в заданном темпе, формирование умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

 

Оборудование: 

зеркала, «звуковички» (из пособия «Речевечок»), модель алгоритма анализа звуков, «звуковые птички», конверты с предметными картинками, звуковые линейки, фишки, буква «М» в разных видах, вощина, веревочка (шнурок), природные и счетные палочки,  игрушки мышка и мишка, «волшебный мешочек».

 

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Знакомство с гостями

    I.  ОРГМОМЕНТ:

 Цель: настроить детей на занятия, подготовить рече-голосовой аппарат к работе (дети стоят кругом на ковре).

 Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце). Назовем его ласково (Солнышко). Представим, что мы солнышки: поздороваемся, как  солнышки.

  1. Упражнение «Солнышко».

Логопедическая задача: подготовка артикуляторного аппарата к работе, правильное пение гласных звуков; точное выполнение движений.

Описание: здороваемся как солнышки И-А-О (с эвритмическим движением рук и ног).

2). Упражнение на внимание: Сядет тот, кто запомнит и повторит с движением звуковой ряд:

     « А – О – У; У – О – А;  И – А – У…» (дети садятся за столы после выполнения задания).

    II.  ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

  • Ребята, когда мы с вами здоровались как солнышки, что мы с вами  пели?  (звуки).
  • Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятиях?  (о звуках).
  • А что такое звук?    (это то, что мы слышим и произносим).
  • Мы глазами можем увидеть звук?     (нет).
  • Вспомните, какие звуки мы пропели, когда здоровались как солнышки? (И – А – О, с    движением рук).
  • Как называются эти звуки? (Подсказка, если дети будут затрудняться: «Эти звуки можно долго и громко произносить. Они льются свободно, с голосом, не встречая никаких преград, и ничего им не мешает ни губы, ни язык, ни зубы. Чтобы произносить такие звуки, надо правильно дышать. Как такие звуки называются?»).  (Гласные).
  • А есть звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов и языка? Их нельзя спеть, потому что во рту есть  преграда для прохождения воздуха,  некоторые из них можно тянуть. И все эти звуки живут в согласии с гласными звуками. Как называются такие звуки? (Согласные ).
  • Но в сказочной стране Звукалии, как вы уже знаете, живут «звуковички» (девочки и мальчики) и один из них прилетел сегодня к нам в гости. А чтобы вы не ошиблись, определяя, как его зовут, он привел с собой друзей, которые помогут узнать его имя.

 III . АКУСТИКО-АРТИКУЛЯТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ.

*Знакомство со звуком [М].  

Помогать нам будет…Ой, кто это шуршит у меня в мешочке? Угадайте, кто это?  (достаем из мешочка мышку). Принесла нам звук сегодня Мышка. Какой это звук вы догадайтесь сами: «Послушайте предложение и скажите, какой звук чаще слышится? «Мама мыла Машу мылом» (звук [М]).

 

 *Произнесение звука.  

Давайте позовем этот  звук, и  он  появится  (М-произносим с эвритмическим движением рук).

Что-то не появляется, но появилась наша звездочка. Как мы ее назвали? (Маша) Давайте еще раз   с Машенькой позовем этот звук погромче и протяжнее (по кругу с передачей звездочки, а другие с движением рук).

А вот и звуковичок [М] к нам пришел. (Варианты: *предъявляем звуковичка; * выбрать из 4 звуковичков самостоятельно; *  черно-белая ксерокопия звуковичка и дети сами собирают его из деталей по цвету). Давайте посмотрим, как он произносится, и расскажем какой он?.

* Характеристика звука. Какой он? (Анализ по алгоритму с использованием звуковых моделей и зеркал).          М – согласный, звучный, звонкий, губной, носовой  (докажи).                                                           

         губы      -   смыкаются, преграда образуется верхней и нижней губой;

         зубы     -   сближены;

        язычок     - спит спокойно;

        голосок   - голосовые складки вибрируют, голос образуется;

         носик     -  воздух идет через нос.

  Вывод  дети должны сделать сами:   Этот звук произносится с помощью губ. Во рту образуется преграда. Значит, это не гласный звук, а согласный, «ртозакрыватель».      (Сравнение с [А], если дети затрудняются с ответом). Что кроме голосочка помогает язычку произносить звук [М]  - Носик – (проверим, закрываем нос, пытаемся произнести). Похвалим наш носик и порадуем его массажем. (Работа над носовым резонатором: упражнение из йоги для детей «Оркестр»).

    * Знакомство со звуком [М'].  

Появление Мишутки и звуковичка [м']. (Проблемная ситуация: Мишка просится играть, потому что у него такой же первый звук в названии. Мышка ему отказывает, объясняя, что у него другой звук. Кто прав? Дети должны доказать самостоятельно). 

* Характеристика звука и выбор звуковой модели из остальных  звуковичков. Дети характеризуют звук М.

    * Сравнение с [м]. Сравниваем со звуком [м], чем отличаются и чем похожи: по звуковым моделям и артикуляции.

 ФИЗМИНУТКА.      

  (Звуковички зовут своих друзей - гласные звуки -  поиграть).

  *Фрагмент эвритмии. Подружим звуки [М-М’] с гласными звуками, какие мы уже изучили (А, О, У, Ы). Представим, что наши руки это кисточки и мы можем нарисовать звуки. Давайте их красиво споем и нарисуем,  чтобы было удобно, встанем. Рисуем кистью, пальчиками:  А М,   О М,  У М,  М А, М О,   М У,  М У– О -А.

  • Игра «Наоборот»: ма - мя, мо - ме, му - мю, мэ - ме (с разжиманием кулачков ).
  • Футбол с «М А» (бросаем слог «ма» друг другу, возможно «ма – мя»).

  *  Игра: «Носики, крылышки, хвостики». (Оздоровительная минутка «Погреем ушки».   Выделение звуков из слов  на слух (с сигналом рук и показом фишки)

  мак, рука, мох, крем, ум, мама, усы, мишка, мед, осьминог, пальма, нос, дом, гном.

*  Игра на развитие слухового внимания и памяти: «Запомни и повтори» (Виброгимнастика- при произнесении приподнимаемся на носочки и ударяем пяткой на каждый слог или слово):

а) АМ -  ОМ – УМ – ИМ

 б) ма – мо – му – мы  

 в) дом – ком – гном – альбом  

 г) ком – том – дом - гном              

Сядет тот, кто повторит упражнение: (из Ботмеровской гимнастики или «Попрыгушки».).

 Выделение звуков [М - М'] из слов. 

 Дарим «подарки» звуковичкам: команда Мишутки и Мартышки распределяет предметные картинки на магнитной доске (в начале слова, в середине и в конце).

                                 мышка                                                      мишка

                     мышь  морж   мак                                      мяч       миска

                                                                                                                           

                     пальма   ромашка                                 осьминог   змей  змея          

                     

                      дом     гном                                                   семь    восемь

 Звуковой анализ слов:    мак, мир, дом.

       

9.  Выделение звуков [М-М'] в предложениях: работа над рассказами по серии сюжетных картинок. Мышка и Мишутка принесли  картинки и просят составить рассказы. Дети по желанию делятся на команды и составляют на доске рассказы цепной организации «Мальчик и мячик», «Мальчики и ежи», защищают свой рассказ.

а). Мальчик играл мячиком. Мячик упал на чайник.

Чайник разбился.

б). Мальчики пошли в лес. В лесу они нашли ежа.

Ежика  принесли домой. Дома напоили его молочком.

На столах составляют схемы некоторых предложений, выделяют фишками «гостей», доказывая свою точку зрения.

10. ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ  М.

  Цель: закрепление связи между звуками [м - м']  и буквой М.

Закрепление образа буквы. Ребята, мы все занятие говорим о звуках [М и М'], а кто помнит, какими буквами на письме обозначаются эти звуки? («Ловушка»: должны сами сказать, что оба звука обозначаются одной буквой М).

 *На что она похожа? (На доске: сложить самостоятельно из полосок. Показ руками:    запоминание образа буквы: рисуем пальцем, вытянутой  рукой, закрыв 1 глаз, другой рукой, носиком, локтем, на плече товарища, ногой. Поиск в кабинете буквы М в различных вариантах: из шнурка, из спичек, палочек, из косточек…)

  *Лепим букву из «волшебной палочки» вощины. (Массаж рук + оздоровление организма).

  *Складывание слов из букв с целью профилактики пространственных нарушений.(КОМ-ТОМ…     МАК – МОК – МОХ –МОТ …     ).

  *Подарки гостям: сложить из букв слова МАК, ДОМ, либо любое другое по желанию ребенка.

11. Итог занятия: Какие гости пришли к нам сегодня? Какие звуки принесли нам в подарок? Что мы знаем об этих звуках? Чем они похожи? (согласные, звонкие). Чем отличаются? (один из них мягкий, а другой – твердый, поэтому у них разные звуковые модели, но буква одна.)      

 

Сюрпризный момент: В мешочке у Мишутки конфеты: шепнуть на ушко мишке любое слово со звуком [М] или [М']  и достать конфету.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «В гостях у бобра и панды» Тема: Дифференциация звуков [б] - [п] И букв Б и П

Дифференциация звуков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями - одна из сложных тем  при подготовке  детей к обучению в школе. Предлагаемый конспект занятия поможет  учителя...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...