Статья. Сензитивные периоды развития речи ребенка от 0 до 6 лет.
статья по логопедии

Ивченко Наталия Евгеньевна

Как проходит развитие речи ребенка с периода внутриутробного развития и до поступления в школу, какие факторы влияют на возникновение проблем с речевым развитием.

Кратко и доступно для педагогов и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.

Слайд 2

Возрастная сензитивность – это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов»

Слайд 3

Любой взрослый может, а точнее ОБЯЗАН: знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой; наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка; предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент.

Слайд 4

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

Слайд 5

Характеристика сензитивных периодов развития речи. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Слайд 6

Что-то пошло не так… КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА. Оплодотворение Имплантация(7-8 сутки эмбриогенеза) Развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентация (3-8-я неделя) Развитие головного мозга (15-20-я недели) Формирование основных систем организма (20-24-я недели) Рождение

Слайд 7

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь. Дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Дети учатся подражать звукам. В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата. Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

Слайд 8

Что-то пошло не так… Если ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука - существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - весьма веская причина для обращения к врачу.

Слайд 9

В возрасте около 1 года: Ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2 - 2.5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Слайд 10

Что-то пошло не так… Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока Задержка речевого развития, недоразвитие речи. Неблагоприятные факторы

Слайд 11

В возрасте около 1.5 лет: Ребенок начинает выражать свои чувства, желания с помощью слов. Ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Слайд 12

Что-то пошло не так… Категорический запрет на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального, упрощенного "детского" языка. Ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, поэтому речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.

Слайд 13

В возрасте 2.5 - 3 лет Ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.

Слайд 14

Что-то пошло не так… Рассогласованность в работе центральной нервной системы, нейроэндокринной и сосудистой регуляции. Заикание, мутизм , задержка речевого развитие. Неблагоприятные факторы

Слайд 15

В возрасте 3.5 - 4 лет: Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами. Поэтому в возрасте 4 - 4.5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

Слайд 16

В возрасте после 5 лет Ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает, помимо различения букв и умения складывать их в слова, еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Слайд 17

Раннее детство – сензитивный период для физического, психического и личностного развития ребенка. Овладение речью в этот период перестраивает высшие психические функции, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка. Потери, допущенные в этот период невосполнимы в полной мере в последующей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие речи ребенка через игру»

статья разработана с целью помочь педагогам и родителям, столкнувшимся с подобной проблемой, разобраться в этом вопросе и сориентироваться в дальнейшей работе....

Сензитивные периоды развития ребенка.

Сензитивный (или сенситивный)  от лат.«sensus»означает «чувство, ощущение».Это кратковременные периоды повышенноговосприятия и лёгкого развития способностей....

Комментарий к презентации "Сензитивные периоды развития ребенка"

Комментарий к презентации "Сензитивные периоды развития ребенка"...

Статья "Основные приемы развития речи ребенка"

Основные приемы развития речи ребенка...

Сензитивные периоды развития речи

В данной презентации представлены сензитивные периоды развития речи...

Статья для родителей "Развитие речи ребенка, через приобщение к народной культуре"

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом....