Взаимодействие инструктора по физ.культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи
презентация по логопедии

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построению эффективной работы по преодолению речевых нарушений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ « Борисовский детский сад «Ягодка » Шамрай Ю.В. Взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-логопедом как условие успешного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Слайд 2

Модель взаимодействия специалистов по преодолению речевых нарушений

Слайд 3

Рассмотрим взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре на базе нашего садика. С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует построени ю эффективной работы по преодолению речевых нарушений.

Слайд 5

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом тематического периода.

Слайд 6

В начале учебного года на ППк ДОУ учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с результатами логопедического обследования (навыками мелкой моторики), заключениями областного ЦПМПК, ППк , действующего на базе садика, психологическими и возрастными особенностями детей. Инструктор по физической культуре знакомит с результатами обследования двигательно-моторного развития . Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и обсуждаются планы коррекционно-развивающих физкультурных занятий.

Слайд 7

Для детей, получивших заключение ЦПМПК, а также для детей, имеющих несерьезные речевые нарушения (отсутствие одного или нескольких звуков) и получивших заключение ППк на уровне садика, составляются индивидуальные маршруты коррекции. Так же на заседании ППк специалисты знакомятся с тематическими периодами на текущий год, согласно которым составляется комплекс речевого материала для работы в течение года.

Слайд 8

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков, предполагающих использование связи движений и речи. В середине учебного года на заседании ППк ДОУ вносятся необходимые коррективы в планирование индивидуальной работы с детьми. В конце учебного года на итоговом заседании ППк ДОУ подводятся итоги проделанной совместной коррекционно-развивающей деятельности .

Слайд 9

навыков и обсуждаются планы коррекционно-развивающих физкультурных занятий. При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (а также у других специалистов: музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателя данной группы) дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Слайд 10

Совместное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Квест «На поиски снеговика » Тематический период: «Красавица Зима»

Слайд 11

« Подвижные игры » Подвижные игры планируются и проводятся в соответствии с тематическими периодами. Например: п ри отработке учителем-логопедом тематического периода: «Эти удивительные животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок). Изучая тематический период на тему: «Все работы хороши», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении быстро передвигаться по полосе препятствий, встречающихся на пути и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем). Цель такого планирования - закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с нарушениями речи инструктору по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Слайд 12

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени и тематического периода. (К примеру: мы путешествуем. Транспорт). На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Слайд 13

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Слайд 14

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляются следующие задачи: 1)Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия; 2) Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; 3 )Развитие речевого и физиологического дыхания; 4 )Формирование темпо-ритмической выразительности речи; 5 )Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр; 6 )Развитие словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Слайд 15

Хочется выделить наиболее эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому культуре : 1 . Планирование и проведение занятий в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом. 2 . Психолого - педагогический консилиум ( ППк ) ДОУ. 3 . Проведение «круглого стола» специалистов, работающих в группе «Модель сопровождения развития ребенка с ОВЗ»; 4 . Консультации для специалистов « Развитие мелкой моторики-залог правильной и красивой речи» 5 . Семинары- практикумы «Мяч и речь », «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений ». 6 . Взаимопосещение и анализ занятий (оценка умений и навыков, результативность, коррекционная направленность ), панорамные просмотры. 7 . Деловые игры, мастер-классы. «Речь +движение (закрепление правильного произношения звуков в играх и упражнениях )».

Слайд 16

Документационное обеспечение взаимодействия учителя логопеда и инструктора по физической культуре : 1. Перспективное планирование физкультурно-речевых занятий; 2. Тетрадь взаимодействия учителя логопеда и инструктора физической культуре; 3. Лист контроля специалиста за речью детей (звуки поставленные и автоматизированные логопедом ); 4. Протоколы заседаний ППк ДОУ. Семья и детский сад, выполняя каждый свою функцию, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Слайд 17

Взаимодействие специалистов с родителями: Большинство родителей готовы активно участвовать в развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Поэтому методическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания ребёнка с нарушениями речи является важным разделом коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, включающей: проведение дней открытых дверей, например « Роль интегрированных физкультурно – речевых занятий в коррекции нарушений речи» и недели достижений «Спорт, здоровье, Я!»; - выступления на родительских собраниях «Как организовать двигательную активность ребёнка-логопата дома »; - проведение спортивно-речевых праздников, развлечений «Мы сильные и смелые, и в речи мы умелые», «Как Незнайка в школу собирался», «Праздник правильной речи »; - рекомендации и консультации - практикумы «Речь с движением», «Игровой самомассаж»; - совместные утренние речедвигательные гимнастики «Мы-спортсмены !», «Школа юных космонавтов».

Слайд 18

Таким образом, преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с нарушениями речи способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...

Использование ИКТ – технологий при организации продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

Продуктивное взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в контексте организации целенаправленной коррекци...

«STEAM-технологии в развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи».

Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэт...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

     Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Предлагаемые упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельнос...

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи...