Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в группе для детей с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО
презентация по логопедии

Данная презентация поможет понять и правильно организовать условия, способствующие коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста. Исключить дублирования воспитателем занятий логопеда. Оптимизировать коррекционно-педагогическую деятельность логопеда и воспитателя, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе в условиях логопедической группы для детей с ОНР Автор: учитель- логопед Южанина Ирина Витальевна г. Мытищи, МБДОУ № 57 «Почемучка»

Слайд 2

Правильная речь - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. один из показателей готовности ребенка к обучению в школе залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем

Слайд 3

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Слайд 4

Отрицательное влияние на формирование личности ребенка; Вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы; Способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности и т.д.) Нарушения речи в дошкольном возрасте влекут за собой Отрицательно сказываются на развитии письменной речи и процессов обучения в целом несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Слайд 5

Цель совместной работы логопеда и воспитателя Создание оптимальных условий , способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста; Исключение дублирования воспитателем занятий логопеда; Оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Слайд 6

В результате такого распределения достигается : Своевременная коррекция речевого развития детей логопатов Создание базы для успешного школьного обучения, предупреждения дислексии и дизграфии в школьном возрасте

Слайд 7

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ : логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов; воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Слайд 8

совместное изучение содержания программы обучения и воспитания детей в логопедической группе ДОУ ; составление совместного плана работы; Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей Виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя:

Слайд 9

обсуждение результатов обследования детей и наблюдений за ними, которые ведуться на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей. Исходя из этих задач, разделяются функции логопеда и воспитателя следующим образом :

Слайд 10

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи Работа по коррекции звукопроизношения Работа по коррекции слоговой структуры слова. Функции логопеда

Слайд 11

Совершенствование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа и синтеза. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Развитие связной речи Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Слайд 12

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными логопедом звуками и грамматической правильностью речи детей Функции воспитателя

Слайд 13

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек , текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление у детей речевых навыков, навыков чтения и письма на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Слайд 14

Основные направления коррекционной работы воспитателя Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): в течении дня 3-5 раз «Логопедические пятиминутки» по заданию логопеда Пальцевая гимнастика : выполняется в комплексе с актикуляционной гимнастикой Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стоп выполняется ежедневно после сна

Слайд 15

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие произношение, употребление грамматических категорий, развития словаря. Содержание данных заданий определяется программой: Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепление звука; Повторение скороговорок, рассказов, стихов; Повторение лексико-грамматических упражнений; Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления Групповые занятия по равзитию речи (сюда же включаются ознакомление с окружающим и художественной литературой

Слайд 16

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ: Проведение занятий в рамках одной лексической темы; Максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом (в том числе схемами, опорными сигналами, картинками-символами и т.п.); Изменение задач и содержания занятий в отличие от массовой группы; Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах; Использование определенной последовательности в видах рассказывания

Слайд 17

Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Слайд 18

Основные направления общеобразовательной работы воспитателя Обучение на занятиях по всем разделам массовой программы ДОУ (кроме занятий раздела «Развитие речи», которые осуществляются оп особой программе; Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и пр.) Работа с родителями

Слайд 19

Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках освоения лексических тем

Слайд 20

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬ 1 Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков Воспитатель Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (рисование, аппликация, лепка, конструирование) Воспитатель 2 Предметные занятия, беседы; Подробное рассматривание предметов, выделение основных частей и признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов Воспитатель Упражнение в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы), сравнение 2-х однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, составление предложений, коротких рассказов…) Целенаправленная работа над предложно-падежными конструкциями и словообразованием. Логопед, Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивиду. занятиях

Слайд 21

3 Продолжение работы над предложно-падежными конструкциями предложений, отработка форм словообразования и словоизменения Логопед Разучивание стихов, загадок, коротких текстов по теме Воспитатель 4 Пересказ, составление рассказов Логопед, Воспитатель по заданию логопеда на вечерних индивиду. занятиях Демонстрация сказок, иллюстрирование, кукольный театр, театр теней и др. Воспитатель

Слайд 22

Поэтапная работа логопеда и воспитателя в рамках коррекции звукопроизношения

Слайд 23

ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ЦЕЛИ Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный, дыхательный аппараты для формирования правильной артикуляции дефектных звуков, ставит их, автоматизирует Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные логопедом звуки Подготовительный этап Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

Слайд 24

ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ЭТАП ПОЯВЛЕНИЯ ЗВУКА Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на подготовительном этапе движения органов артикуляции Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал ЭТАП АВТОМАТИЗАЦИИ Логопед автоматизирует поставленный звук, первично дифференцируя на слух и в произношении последовательно вводит в речь : слог, слово, предложение, потешки , стихотворения, рассказы. Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе

В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....

Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.

Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей...

Педагогический проект «Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе».

Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. ....

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...