Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
статья по логопедии

Дёмина Анна Александровна

Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.А. Дёмина,

учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад «Радуга»,

e-mail: annademina88@yandex.ru,

г. Тамбов

        Роль комплексного подхода в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье комплексный подход рассматривается как эффективный метод профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Ключевые слова: комплексный подход, профилактика, младший дошкольный возраст, речевые нарушения.

Понятие «комплексный», в психолого-педагогической литературе, определяется как соединенный с чем-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов.

Комплексный подход является одним из основных принципов анализа речевых нарушений в теории логопедической работы и выдвигает требования всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка,  анализа речевой патологии на основе взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Идея комплексного подхода в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями делает акцент на диагностических аспектах этой помощи, и это согласуется с реальной практикой взаимодействия логопеда, психолога, медицинского персонала и педагогов.

Для того, чтобы свести к минимуму отклонения речевого развития в младшем дошкольном возрасте, и предупредить нарушения речи в старшем дошкольном, появляется необходимость пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнетивные компоненты, позволяющие, своевременно оказывать помощь формированию речи. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Успешность речевого развития детей младшего дошкольного возраста в первую очередь зависит от тех условий, в которых эта речь формируется. Для того что бы создать благоприятные условия для развития речи ребенка в дошкольном учреждении, необходимо комплексное взаимодействие педагогов.

Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Комплексное взаимодействие – это система работы «команды» специалистов, направленная на создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

  • целью повышения эффективности работы по развитию речи и объединения усилий в данном направлении, в ДОУ необходимо выстроить модель коррекционно-развивающей деятельности посредством:
  • создания команды сопровождения, куда входят: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Основная цель такой модели взаимодействия: создание благоприятных условий для успешного речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

К основным условиям необходимым для благоприятного речевого развития можно отнести:

-комплексную работу всех специалистов, направленную на развитие всех компонентов речи;

-создание специальной предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Главная роль в организации работы по развитию речи отводится учителю-логопеду. Он как специалист, лучше знает речевые и психологические особенности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей. Так как речь идет о младшем дошкольном возрасте, то учитель-логопед выступает как консультант, который координирует работу воспитателей и других специалистов.

Если у ребенка на высоком уровне сформированы все высшие психические функции и высок уровень познавательных интересов, то работа по речевому развитию будет проходить успешнее. Для реализации этих задач нужно оказывать ребенку комплексную психолого - педагогическую помощь. В этой работе необходимо тесное взаимодействие между логопедом и психологом. Психолог осуществляет работу по формированию психических процессов, и стимулирует речевую активность у детей младшего дошкольного возраста.

Комплексное решение задач по речевому развитию невозможно без тесного взаимодействия логопеда и воспитателей. Ведь как раз воспитатели в течение всего дня общаются с детьми, они лучше других специалистов знают возможности детей, их интересы и без труда могут организовать такие формы работы, в которых будут решаться необходимые задачи коррекционной и развивающей направленности. Обязательно необходимо включение в работу и инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, ведь на занятиях у этих специалистов так же решаются важные задачи по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Участие родителей в процессе формирования речи является приоритетным. Ведь с рождения на развитие речи ребенка оказывает влияние окружающая его семейная обстановка. Для благополучного развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо:

-создание комфортной семейной обстановки;

  • создание благоприятной речевой среды;
  • стимуляция речевого развития ребенка;
  • правильный подбор речевого и игрового материала;

-демонстрация образцов правильной речи;

  • проговаривание всех действий ребенка;

-эмоционально близкие отношения с матерью;

-отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально-бытовых условий в семье.

Активное участие родителей в процессе развития речи ребенка обязательно дадут положительный результат.

Таким образом, комплексность коррекционно-развивающей помощи является следствием взаимодействия специалистов разных профилей, согласованности, координации и интеграции их деятельности. Обострение данной проблемы в настоящее время связано с увеличением числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов.

        Литература и примечания:

[1] Агеева В.Н. Нетрадиционные подходы к развитию речи детей младшего дошкольного возраста// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».-2012.

[2] Архипова,  Е.Ф.  Логопедическая  работа  с  детьми  раннего  возраста-  М.: АСТ: Астрель, 2007.

[3] Батяева С.В. Практический материал для занятий с детьми раннего возраста нарушениями речевого развития// Современное дошкольное образование. Теория и практика:журн.-2009.-№

[4] Платохина Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации//Концепт: науч.-метод.журн.-2018

[5] Лебедева Е.Ю. Организация взаимодействия педагогов доу, воспитанников и их родителей с помощью авторской информационной системы «раннее развитие детей// Магистр Дикст:журн.-2013

А.А. Дёмина, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

консультация для родителей Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...