Проектно-исследовательская деятельность на тему "Осень, осень, мы тебя ждали"
проект по логопедии (средняя группа)

Хомяк Татьяна Владимировна

Проектно-исследовательская деятельность на тему "Осень, осень, мы тебя ждали"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на тему "Осень, осень, мы тебя ждали"

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта:  3 месяца.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, учитель-логопед.

Социальные партнеры: родители, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Актуальность  темы: Родная природа в  душе ребенка оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам из цикла «Осень», « Деревья», «Грибы».

Задачи:

Расширить представления о многообразии и красоте природы в периоды осени.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов в рассказывании, пении, инсценировках и играх.

Развивать художественный вкус (знакомство с видами живописи: пейзаж, натюрморт), художественное творчество с помощью различных видов деятельности (изобразительная область: рисование, лепка, аппликация; продуктивная деятельность: конструирование, ручной труд).

Предполагаемый результат:

Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах.

Пополнится словарный запас по данной лексической теме.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Работа  учителя-логопеда и воспитателей при подготовке к проекту:

Обсуждение плана работы по данной теме со специалистами детского сада (помощь в подготовке и проведении «Осеннего спортивного досуга», «Осеннего музыкального досуга»).

Подбор методической и художественной литературы, подбор репродукций по данной теме.

Подбор дидактических и развивающих игр по данной теме.

Роль родителей в реализации проекта:

Подбор необходимой художественной литературы для совместного с детьми чтения (стихи русский поэтов об осени).

Участие в конкурсе «Осенний гербарий».

Подбор дополнительного материала для составления детьми рассказов на тему: «Красавица Осень», описательных рассказов об осенних деревьях.

Участие в фотовыставке «Красота осени».

Участие в выставке на тему: «Осенняя композиция».

Изготовление книжек-малышек об осени.

Участие в осеннем спортивном досуге.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

Подбор материала по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Грибы».

Рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций по осенней тематике.

Знакомство с литературными произведениями: К.Д. Ушинского «Осень», Н.И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др.

Чтение и разбор стихотворений об осени русских классиков и современных поэтов.

Знакомить детей с народными пословицами, поговорками, научить их отгадывать загадки об осени.

Внесение в группу дидактических игр об осени. Цель: учить определять время года по признакам и приметам, составлять предложения и объединять их в связный рассказ; развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, речевых компонентов и мыслительных операций.

Использование игр:

дидактических: «Узнай дерево», «От какого дерева лист»;

подвижных: «Ветер», «Осенние листья», «У медведя во бору».

Наблюдение за живой и неживой природой во время утренней, дневной и вечерней прогулки. Наблюдения за облаками, осенней погодой, ветром.

Основной этап работы:

Серия занятий ознакомительного характера по данной тематике.

Серия занятий по знакомству детей с видами живописи – пейзаж, натюрморт.

Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме «Осень».

Составление рассказов из собственного опыта по данной теме.

Заключительный этап:

Проведение спортивного и музыкального осенних досугов.

Оформление осенних выставок.

Оформление творческо-информационного проекта.

Оформление книжек-малышек.

Коммуникация.

Провести беседу по следующим вопросам:

С какого дня начинается осень?

Какой бывает осень?

Куда осенью пропадают бабочки, комары, жуки, мошки?

Куда исчезают на зиму лягушки?

Как готовятся к зиме муравьи?

Какие виды деревьев вы знаете? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?

Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?

Какие леса бывают? (Хвойные, лиственные, смешенные.)

Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные.)

Как правильно нужно собирать грибы в лесу?

В книжном уголке расставляли иллюстрации по теме: «Осень», «Деревья», «Грибы». Вместе с детьми рассматривали картины осенней природы, определяли, какой месяц на них изображен, обсуждали приметы ранней и поздней осени, проводили сравнительный анализ грибов, различных деревьев.

Занятия по теме «Осень, осень, мы тебя ждали"  в ходе проекта были разделены:

«Ранняя, золотая, поздняя осень».

«Хвойные и лиственные деревья».

«Грибы».

Общая цель всех занятий:

пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;

составление описательных рассказов;

обогащение лексики яркими, красочными эпитетами;

развитие монологической и диалогической речи.

Обсуждая с детьми тему: «Ранняя, золотая и поздняя осень», рассматривали картину И. Левитана «Золотая осень»; воспитатель читал стихи русских поэтов об осени. Дети выделяли приметы осени в стихах и в картине, подбирали синонимы и антонимы.

Чтение художественной литературы:

И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Серая шейка», «Дятлы».

И. Белоусов «Близость осени».

К.Д. Ушинского «Осень".

Н.И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

О. Белявская «Листопад».

И. Токмакова «Улетают журавли».

А. Кушнир «Птицы».

Н. Сладкова «Осень на пороге».

В. Бианки «Как муравьишка домой добирался».

Познавательное развитие.

Цель: дать представления о живой и неживой природе, проведение на прогулке опытно-исследовательской деятельности.

Беседуя о животном мире, уточняли знания о птицах, об их питании, устанавливали взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края, закрепляли название птиц и понятие «перелетные». Наблюдали за воробьями, синичками, которые прилетают на участок детского сада. Дети сделали вывод, что птиц необходимо подкармливать и что надо вместе с родителями сделать кормушку.

Пытались найти насекомых, и объяснить причину их отсутствия, разобрали, как они зимуют. Систематизировали знания о жизни насекомых в зависимости от времени года.

Дети рассказывали о подготовке зверей к холодному периоду. Наблюдения происходили не только в живой, но и в неживой природе. Формировали представления детей о движении облаков. Наблюдали за ними в пасмурный (тяжелые, плывут низко над головой) и солнечный дни (плывут высоко, их мало). Наблюдения проводили за ветром, за облаками, за дождем, называли состояние погоды: пасмурно, ветрено, дождливо.

Обращали внимание на изменение долготы дня.

Наблюдали за почвой, сравнивали ее с летней, подводили к пониманию, что с понижением температуры воздуха почва становится все тверже, она замерзает.

Дидактические игры:

«Узнай дерево», «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», дидактические игры на определение семян и плодов деревьев.

Игра «Скажи иначе» – упражнение в подборе синонимов.

Игра «Скажи наоборот» – упражнение в подборе антонимов (прилагательных).

Игра «Эхо» – упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.

Социализация.

Сюжетно-дидактические игры:

«Юные защитники природы».

 Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь и защищать природу (на участке детского сада).

«Прогулка по осеннему лесу».

 Цель: закрепить названия деревьев и кустарников, развитие речи детей, обучение творческому рассказыванию.

Эстетическое воспитание.

Рисование: «Пейзаж», «Натюрморт».

 Цель: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать; подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы; познакомить с выразительными средствами живописи: цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения, отраженного в пейзаже; рисунком, передающим характерные особенности.

Аппликация: «Листья пожелтевшие по ветру летят …».

 Цель: учить детей составлять осеннюю композицию, используя метод обрывания. Передавать краски осени, учить работать дружно в коллективе, помогая друг другу.

Конструирование: «Мухоморы».

 Цель: учить детей складывать бумагу трубочкой, вырезать круг из квадрата и отрезать часть круга для получения шапки гриба-мухомора. Учить работать аккуратно, радоваться успехам детей.

Работа с родителями:

Участие в осеннем спортивном празднике в составе команды «Овощи».

Оформление рекомендаций для родителей на темы: «Унылая пора! Очей очарованья!», «Деревья и кустарники», «Грибы».

Оформление книжек-малышек.

Приведем несколько рассказов,  якобы составленных детьми по теме «Осень»+ фото, + книжки-малышки, презентация с рисунками и аппликацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий осеннего праздника «Как мы осень в гости ждали»

Утром мы во двор идем,Листья сыплются дождем,Под ногами шелестятИ летят, летят, летят....

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Проектная деятельность:"Лето,как долго мы тебя ждали "

Лето – удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и инт...