Рабочая программа учителя-логопеда в старшей (подготовительной) группе комбинированной направленности для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Дяговец Инна Ивановна

Настоящая рабочая программа учителя-логопеда  разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в группах комбинированной направленности. Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционнно-развивающего процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_logopeda_podgot_gruppa.docx102.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

ПМПК МДОУ «Детский сад № 130»    

Протокол №  _ от  _________ 2021г.

                                                                                                                                                                                                       

                                                                                               УТВЕРЖДАЮ                          

                                                                                              Заведующий МДОУ  «Детский сад № 130»

    _________________________А.Н.Казанцева  

                                                                                       Приказ № ___ от   _____________2021г.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя - логопеда

МДОУ   «Детский сад № 130»

в подготовительной группе комбинированной направленности

для детей с ТНР

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

                                                                                                               Автор программы: учитель-логопед

                                                                                                                          МДОУ «Детский сад № 130» Дяговец И.И.

        

        

г. Ярославль   

2021 г.

Содержание

Пояснительная записка      ____________________________________________________________  3

1. Раздел I

1.1.Цели и задачи                                                                 ____________________________________ 4

1.2. Значимые для разработки программы характеристики                      ______________________   6

1.3. Характеристика воспитанников с ТНР комбинированной подготовительной группы ______  

1.4. Целевые ориентиры                                            ________________________________________   9

2. Раздел II: Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности  ___   10

2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности __________   10    

2.2.  Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения _______________    12

2.3.  Преемственность в планировании  НОД  логопеда и воспитателя ______________________     13

2.4.  Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) ______     15

3. Раздел III: Проектирование образовательного процесса  ________________________________________  19

3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда   ________________________________________   19

3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной группе

комбинированной направленности  для детей с ТНР «Непоседы»   ____________________________________  20

3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда

в подготовительной  группе комбинированной нааправленности для детей с ТНР ______________________    21

3.4. Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда  в подготовительной группе

комбинированной направленности для детей с ТНР ________________________________________________     22      

3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе

 ОНР (Нищева Н.В.) ____________________________________________________________________________     27 

3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы _______      29    

3.7. Обеспечение программы методическими материалами и средствами обучения _______________________       29

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа учителя-логопеда Дяговец Инны Ивановны на 2021-2022 учебный год (далее – Программа) разработана в целях осуществления коррекционно - образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) в комбинированных группах.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28,
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

На основе:

  •  «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» » (автор В.В.Нищева) и технологии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (второй год обучения. М.1993г.);
  • «примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, 2014г. Программа разработана для детей 4-7 летнего возраста с ОНР.

Программа составлена с учетом специфических особенностей психофизического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, ведущих мотивов и потребностей детей дошкольного возраста, характера ведущей деятельности, социальной ситуации развития воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Программа представляет собой целостную, систематизированную модель для реализации коррекционнно-развивающего процесса.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 31 мая.

         

  1. Цели и задачи

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

        Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

        В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

        Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

        Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

        В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.

  1. Значимые для разработки программы характеристики

Группу посещают дети седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III-IV уровня речевого развития).

Характеристика детей с III уровнем развития речи (по Т.Б.Филичевой)

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами   недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики;, Типичным  является  использование  простых  распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца);   «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из  трех-пяти   слогов   («акваиюм» — аквариум,   «татал-лист» — тракторист,   «вадапавод» — водопровод,   «зади-гайка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

       Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными   речевыми  возможностями  для  адекватного  объяснения   значений   этих  слов   («выключатель» — «ключит свет»  «виноградник» — «он   садит»,   «печник» — «пё-чка» и т. п.).  Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо  «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания    изобилуют    специфическими     речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей    основы    («строит    дома — домник»,    «палки    для лыж — палны), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикоснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение    звуко-слоговой    структуры    производного    слова («свинцовый — свитеной, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным    значением    (вместо     «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки,    «мебель» — «разные   стблы», «посуда» — «миски»),  незнание  названий  слов,  выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта,  вымя,  грива,  бивни),  наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц,   рыб,   насекомых   (носорог — «корова»,   жираф — «большая  лошадь»,   дятел,  соловей — «птичка»,   щука, сом — «рыба»,     паук — «муха»,     гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей  гласной  («корабылъ» — корабль,   «ты-раёа» — трава).  Звуковая сторона речи  характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Характеристика детей с IV уровнем развития речи (по Т.Б.Филичевой)

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглаживается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, сложной по звуко-слоговой структуре и морфологической организации (например: регулировщик, баскетболистка, велосипедистка, строительство и т. д.).

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут не- точно знать и понимать слова, редко встречающиеся в] повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц (павлин, пингвин, страус, кукушка), растений (малина, ежевика, кактус), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных (веки, запястье, щиколотка, поясница; клыки, бивни, грива). В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» —стулья, кресло, диван, тахта).

Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова: нырнул — «купался»; зашила, пришила — «шила»; треугольный — «острый», «угольный» и т.д. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (вместо «заяц шмыгнул в нору» — «заяц убежал в дыру», вместо «Петя заклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), в смешении признаков (высокая ель—«большая»; картонная коробка — «твердая»; смелый мальчик — «быстрый» и т. д.). Углубленное обследование позволяет четко выявить трудности передачи детьми системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар: хороший — добрый («хорошая»), азбука — букварь («буквы»), бег — ходьба («не бег»), жадность — щедрость («не жадность, добрый»), радость— грусть («не радость, злой») и т. п. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т. д.

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище— «рукина, рукакища»; ножище— «большая нога, ноготища»; коровушка— «коровца», скворушка — «сворка, сворченик»), наименований единичных предметов (волосинка — «волосики», бусинка — «бус-ка»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной — «смежной, льняной — длиной», медвежий — «междин), сложных слов (листопад— «листяной, пче-ловод — «лчельш»), а также некоторых форм приставочных глаголов (вместо присел — «насел», вместо подпрыгнул — «прыгнул).   Наряду   с   этими   ошибками   у   детей наблюдаются  существенные  затруднения  в  понимании  и объяснении значений этих и других производных наименований: кипятильник — «чай варит», виноградник — «дядя садит   виноград»,   танцовщик — «который   тацувает» и т. п. Отмеченное недоразвитие словообразовательных процессов препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским языком в процессе школьного обучения.

В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фразы с переносным значением. Так, выражение «широкая душа» трактуется как «очень толстый», а пословица «на чужой каравай рот не разевай» понимается буквально «не ешь хлеба».

Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («В телевйзере казали Черепашков нйнзи»), некоторых сложных предлогов («вылез- из шкафа» — вылез из-за шкафа, «встал кола стула» — встал около стула). Кроме этого, нередко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными мужского и женского рода («в тетради пишу красным ручком и красным карандашом», «я умею казатъ двумями палъ-цыми»), единственного и множественного числа («я дома играю с компьютером, машинки, еще игры и солдатиком»). Особую сложность для детей с IV уровнем развития речи представляют конструкции предложений с разными придаточными.  При их построении ребенок может пропустить или заменить союз («одела пальто, какая получше»).

При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.  Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети  используют    преимущественно    короткие    малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.

  1. Характеристика воспитанников подготовительной группы комбинированного типа для детей с ТНР

В комбинированную подготовительную группу с диагнозом ТНР зачислено 7 детей. По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи, с чем ее делят на 2 подгруппы:

3  уровень речевого развития имеют: 5 детей

4 уровень речевого развития имеют:  2 ребенка

         Неосложненные формы ОНР характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Речевой дефект этих детей, так же как и у всех детей с ОНР проявляется в первую очередь нарушениями речи,  тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется сужением объема, трудностью сосредоточения и переключения.

Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на речевую деятельность ребенка и успешность его обучения.

Для всех детей характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Для 4 детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника является  важным аспектом в коррекционно-развивающей работе.

1.4. Целевые ориентиры.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать

умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Раздел II.   Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности

2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности

 Нормативный срок освоения программы - один учебный год.

Режим работы группы – пятидневный с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.

Первые три недели сентября отводятся для углубленной диагностики, сбора анамнеза, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения перспективного плана работы. Далее начинаются занятия в соответствии с утвержденным планом работы.

Формы организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда:

- индивидуальная непосредственная образовательная деятельность;

- подгрупповая непосредственная образовательная деятельность.

Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

        Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

        Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и  в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий.

        Длительность индивидуальных занятий – 10-15 минут. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю (количество зависит от сложности речевого дефекта). На каждого ребенка планируется индивидуальный маршрут коррекции речевого развития.

На стадии автоматизации звуков логопед может объединять детей в подгруппы из 2-3 человек, а так же раз в неделю для закрепления пройденного материала по общему речевому развитию.

Подгрупповая непосредственная образовательная деятельность включают несколько видов деятельности из разных разделов адаптированной образовательной программы.

Образовательная и коррекционно-развивающая работа планируется с 08.00 до 12.30. В утренние часы, пока учитель-логопед проводит свое фронтально-подгрупповое занятие с одной подгруппой, воспитатель параллельно может заниматься с остальными детьми группы.

Во второй половине дня проводится работа воспитателя с отдельными детьми по заданию учителя-логопеда. Эти задания могут включать: выполнение с детьми различных упражнений, направленных на закрепление или дифференциацию уже поставленных звуков, на развитие внимания и памяти, развитие слухового восприятия, закрепление нового материала по развитию речи и т. п.    

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

               Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.

Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода.

1 период – сентябрь - ноябрь,

2 период- декабрь - март,

3 период - апрель - май.

Подгрупповые  логопедические занятия реализуются с 20 сентября и до 15 мая.

Длительность подгрупповых занятий в подготовительной  группе – 30 минут.

В середине занятия педагог проводит физкультминутку. Перерыв между подгрупповым и индивидуальным занятием – 10 минут.

 Периодичность подгрупповых занятий - 4 раза в неделю, распределены они следующим образом:

Занятия  по развитию фонетических средств языка и подготовке к обучению грамоте,

1 занятие по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи.        

С детьми, слабо усваивающими программу, отличающимися особенностями поведения и здоровья,  работа проводится индивидуально, с учётом индивидуального образовательного маршрута.

Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.

         При разработке планирования отдаётся предпочтение темам из ближайшего окружения. Вся деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми.

        Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится, согласно ФГОС,  в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр и др.  

          2.2.  Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов дошкольного учреждения

Месяц

Инструктор по физическому воспитанию

Музыкальный руководитель

Педагог- психолог

Учитель-дефектолог

Сентябрь

Совместное обследование детей

Октябрь

Ориентирование в пространстве. Закрепление понятий: лево, право, верх,  низ, правый угол, левый угол.

Закрепление представлений о звуках. Различение речевых и неречевых звуков, высоких и низких, длинных и коротких звуков.

Углубленное психологическое обследование детей.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии детей

Ноябрь

Удерживание равновесия

Работа над ритмом, темпом и выразительностью речи.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики

Оформление стендов, информационных уголков для родителей с рекомендациями

Декабрь

Развитие общей моторики

Подготовка к празднику

Повышение психологической грамотности родителей и педагогов ДОУ

Классификация предметов. Развитие фонематического слуха.

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Январь

Развитие общей и мелкой моторики

Совместное инсценирование  содержания песен

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на занятия, коллективную деятельность

Активизация отработанной лексики

Февраль

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие музыкального слуха (игра на музыкальных инструментах)

Развитие внимания, памяти

Классификация предметов.

Развитие зрительно – моторной координации

Март

Формирование потребности в движении

Подготовка к празднику

 

Развитие активного словаря

Совершенствование мелкой моторики

Апрель

Развитие координации движений.

Пение распевок (на 1 звук)

Повышение уровня самооценки

Диагностика уровня готовности к школьному обучению

Активизация отработанной лексики

Май

Развитие двигательных способностей

Логоритмические упражнения

Формирование навыков взаимодействия между детьми

Развитие активного словаря

2.3. Преемственность в планировании  НОД  логопеда и воспитателя

        Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование правильного произношения.

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

-Развитие навыка связной речи.

        Наряду с этим функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены:

                                                                                        Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед

Воспитатель

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических   процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования

4.Составление  психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

 5.Воспитание общего и речевого поведения детей,     включая работу по развитию слухового    внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой,    вербальной памяти.

 6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7.Уточнение имеющегося словаря детей,   раширение пассивного словарного запаса, его  активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.        

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

 9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

 10.Развитие фонематического восприятия детей.

10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и    рекомендаций логопеда.

 11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

   11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

 12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

  12.Развитие  памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.

 13.Закрепление навыков словообразования в  различных   играх и упражнениях.

После занятия с группой и индивидуально учитель–логопед записывает задание для воспитателя для работы с детьми, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении. Задания по итогам индивидуальных занятий заключается в дальнейшей автоматизации речевого материала отработанного с логопедом. Учитель- логопед ведёт тетрадь по взаимодействию с педагогами группы.

2.4. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

В комбинированной группе для детей с нарушением речи логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях,  еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Задания, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.

Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждого ребенка учтены его индивидуальные особенности развития. Речевую активность  детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать.

План работы учителя-логопеда с родителями

№ п/п

тема

содержание работы

дата проведения

Ответственный

 1.

Индивидуальные консультации

Родительское собрание.

Ознакомление  родителей с результатам диагностики и индивидуальным маршрутом коррекции речевого развития.

Обсуждение  плана и направлений совместной работы в течение года.

«Преодоление речевых недостатков в старшем дошкольном возрасте»

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

сентябрь

учитель-логопед

 2.

Онлайн - уроки для родителей:

Дыхание и речь.

Звукопроизношение.

Общие артикуляционные упражнения.

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с работой над дыханием и звукопроизношением.

Обучение родителей проведению в домашних условиях артикуляционной гимнастики, ознакомление с рекомендациями по выполнению.

«Речевая готовность к школе. Профилактика нарушений чтения и письма».

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

октябрь

учитель-логопед

3.

Родительские пятиминутки.

Информационный стенд

Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий.

«Как научить ребенка читать?

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

ноябрь

учитель-логопед

4.

Родительское собрание

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

«Подведение итогов первого периода обучения»

«К чтению готов?»

Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. 

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

декабрь

учитель-логопед

5.

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

«Игры и игровые упражнения по формированию глагольного лексикона у детей с ОНР».

Согласование с родителями требований к речи детей. 

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

январь

учитель-логопед

6.

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

«Учим ребёнка ориентироваться в пространстве».

Консультирование родителей по обучению чтению. 

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

февраль

учитель-логопед

7.

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

Методические рекомендации для родителей «Как обучить детей  звуковому анализу»

Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей.

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

март

учитель-логопед

8.

Информационный стенд

Индивидуальные беседы

«Зачем и как учить стихи?».

 «Роль семьи в воспитании ребёнка.»

«Диалог или монолог?»

Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. 

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

апрель

учитель-логопед

9.

Индивидуальные беседы

Ознакомление родителей с результатами логопедической работы с ребёнком.

Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям.

май

учитель-логопед

РАЗДЕЛ III. Проектирование образовательного процесса

3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

8.00- 8.45 – индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.30

НОД (подгот. подгруппа)

9.40 – 10.05

НОД (ст. подгруппа)

10.15-10.35

НОД (ср.подгруппа)

10.45-12.35 - индивидуальные занятия с детьми

8.00- 8.45-индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.25

НОД (ст.подгруппа)

9.35-9.55

НОД (ср. подгруппа)

10.05-12.35 – индивидуальные занятия с детьми

8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.30

НОД (подгот. подгруппа)

9.40-10.00

НОД (ср.подгруппа)

10.10-12.35 – индивидуальные занятия с детьми

8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.25

НОД (ст. подгруппа)

9.35 – 10.05

НОД (подгот. подгруппа)

10.15-12.35 - индивидуальные занятия с детьми.

8.00- 8.45 –индивидуальные занятия с детьми.

9.00-9.30

НОД (подгот. подгруппа)

9.40 – 10.05

НОД (ст. подгруппа)

10.15-10.35

НОД (ср.подгруппа)

10.45-12.35 - индивидуальные занятия с детьми.

                                  12.35-14.00

                                                 Консультации для воспитателей

                                                Участие в режимных моментах

Перерыв между фронтальным и индивидуальным занятием не менее 10 мин.

Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника в соответствии с индивидуальным маршрутом и  в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий

3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда

в подготовительной группе комбинированного типа для детей с ТНР «Непоседы»

Периоды

Количество

учебных часов

непосредственно образовательной деятельности (подгрупповых занятий)

Количество

индивидуальных занятий

При

2-разовом посещении

При

3 -разовом посещении

I

Сентябрь - ноябрь

43

11 учебных недель

не менее 22

не менее 33

II

Декабрь - февраль

46

12 учебных недель

не менее 24

не менее 36

III

Март- май

41

11 учебных недель

не менее 22

не менее  33

Итого

130

34 учебные недели

не менее 68

не менее 102

3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной  группе комбинированной направленности для детей с ТНР

п\п

Неделя

Дата

Лексическая тема

Мероприятия из календарного плана Рабочей программы воспитания МДОУ

Сентябрь

1

1 неделя

01.09.- 03.09.2021г.

Диагностика

Диагностика

01.09. День знаний, 02.09. ОБЖ , 03.09. День солидарности по борьбе с терроризмом

2

2 неделя

06.09 - 10.09.2021г.

3

3 неделя

13.09 –17.09.2021г.

18.09. День города Ярославля

4

4 неделя

20.09 – 24.09. 2021г.

«Осень. Экология леса»

21.09. Осенины, 20-26.09 Всероссийская акция «Мы чистим мир»

5

5 неделя

27.09.- 01.10. 2021г.

«Транспорт. Правила дорожного движения»

27-30  Неделя безопасности дорожного движения

Октябрь

6

1 неделя

04.10.– 08.10. 2021г.

«Неделя здоровья»

06.10. День детского здоровья

7

2 неделя

11.10 – 15.10. 2021г.

«Осень. Сбор урожая»

15.10 День каши, 16.10 Всемирный день хлеба

8

3 неделя

18.10 – 22.10. 2021г.

«Продукты. Посуда»

20.10 Всемирный день повара

9

4 неделя

25.10--29.10. 2021г.

«Развивающие сказки»

28.10 Международный день анимации

Ноябрь

Праздничные дни  04.11.2021г.

10

1 неделя

01.11-05.11. 2021г.

«Мой дом. Мебель»

04.11 День народного единства

11

2 неделя

08.11 -12.11. 2021г.

«Зимующие птицы»

12.11 Синичкин день

12

3 неделя

15.11 – 19.11. 2021г.

«Поздняя осень»

16.11 Международный день толерантности

13

4 неделя

22.11 – 26.11. 2021г.

«Семья»

22.11 День сыновей   28.11 День матери

Декабрь

14

1 неделя

29.11 – 03.12.2021г.

«Домашние питомцы. Сказки о животных»

30.11. Всемирный день домашних животных

Всероссийская неделя «Театр и дети»

15

2 неделя

06.12 -10.12. 2021г.

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

10.12 Единый урок «Права человека»

16

3 неделя

13.12 - 17.12.2021г.

«Зимушка-зима»

15.12. Международный день чая

17

4 неделя

20.12 – 24.12.2021г.

«Здравствуй, ёлка!»

20.12 День зелёной ёлки

18

5 неделя

27.12.- 30.12.2021г.

«Новогодний праздник»

Январь                

Праздничные дни 01.01 - 09.01.2022 г.

19

3 неделя

10.01 – 14.01.2022г.

«Зимние виды спорта»

13.01. День зимних видов спорта

20

4 неделя

17.01 – 21.01.2022г.

«Зимние забавы»

20.01 Всемирный день снега

21

5 неделя

24.01– 28.01.2022г.

«Животные холодных стран»

27.01. Всемирный день белого медведя

Февраль                      

Праздничные дни 23.02.2022г.

22

1 неделя

31.01 - 04.02. 2022г.

«Животные жарких стран»

23

2 неделя

07.02 - 11.02.2022г.

 «Профессии. Инструменты»

24

3 неделя

14.02 - 18.02.2022г.

«Мы читаем. Мои любимые стихи»

14.02. Международный день дарения книг

17.02 День Агнии Барто

25

4 неделя

21.02- 25.02.2022г.

«Защитники Отечества Военные профессии»

23.02. День защитника Отечества

Март                

Праздничные дни 05.03 - 08.03.2022г.

26

1 неделя

28.02. – 04.03.2022г.

«Мамин праздник »

08.03 Международный женский день

27

2 неделя

09.03 – 11.03.2022г.

«Весна»

11.03 День ГТО

28

3 неделя

14.03– 18.03.2022г.

 «Цветущие растения леса, сада, луга»

15.03 Неделя добрых дел

20.03 Всемирный день счастья

29

4 неделя

21.03 – 25.03.2022г.

«Мир морей и океанов»

22.03. Всемирный день воды

30

5 неделя

28.03 – 01.04.2022г.

«Дикие животные »

27.03.День медведя

Апрель

31

1 неделя

04.04 -08.04.2022г.

«Неделя детской книги»

02.04 Международный день детской книги

03.04 Международный день спорта

07.04 Международный день здоровья

32

2 неделя

11.04 – 15.04.2022г.

«Космос. Моя планета Земля»

12.04 День космонавтики

33

3 неделя

18.04 - 22.04.2022г.

«Перелетные птицы»

22.04 День Земли

Весенняя неделя добра

34

4 неделя

25.04 – 29.04.2022г.

«Насекомые»

Май  

Праздничные дни 03.05, 10.05.2022г.

35

1 неделя

04.05 – 06.05.2022г

«9 мая - День Победы»

09.05 День Победы

36

2 неделя

10.05 – 13.05.2022г.

 «Школа»

37

38

3 неделя

4 неделя

16.05 – 20.05.2022г.

23.05-27.05.2022г.

«Диагностика»

«Диагностика»

3.4. Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда

в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Месяц неделя

Тема занятия

Дата  занятия

Сентябь 4 неделя

«Лес осенью. Пересказ рассказа «Осина» по Соколову-Микитову»

20.09.2021г.

Звук Б. «Составление описательного рассказа «Осень»

22.09.2021г.

Звуки Б,Бь, буква Б

23.09.2021г.

Звуки Б,Бь, буква Б

24.09.2021г.

Сентябрь 5 неделя

Пересказ рассказа «Кто сильнее» по Б.Суслову

27.09.2021г.

Звук Д. Отгадывание и толкование загадок о транспорте

29.09.2021г.

Звуки Д,Дь, буква Д

30.09.2021г.

Звуки Д,Дь, буква Д

01.10.2021г.

Октябрь

1 неделя

«Неделя здоровья. Составление рассказа по серии картинок»

04.10.2021г.

Звук Г

06.10.2021г.

Звуки Г,Гь, буква Г

07.10.2021г.

Звуки Г,Гь, буква Г

08.10.2021г.

Октябрь

2 неделя

Пересказ рассказа «Осень. Огород» по Соколову-Микитову

11.10.2021г.

Звук В. Пересказ рассказа Б. Житкова «Как яблоки собирают»

13.10.2021г.

ЗвукиВ,Вь, буква В

14.10.2021г.

ЗвукиВ,Вь, буква В

15.10.2021г.

Октябрь

3 неделя

«Пересказ рассказа «Мамина чашка» по И.Калининой

18.10.2021г.

Звук Ф. «Обучение словообразованию и составлению предложений с однородными членами по теме «Продукты питания»

20.10.2021г.

Звуки Ф,Фь, буква Ф

21.10.2021г.

Звуки Ф,Фь, буква Ф

22.10.2021г.

Октябрь

4 неделя

«Пересказа по серии сюжетных картинок сказки  В. Сутеева «Петух и краски».

25.10.2021г.

Звук Х

27.10.2021г.

Звуки Х,Хь, буква Х

28.10.2021г.

Звуки Х,Хь, буква Х

29.10.2021г.

Ноябрь

1 неделя

Работа над стихотворением  «Наша квартира» (Н.Нищева) по мнемокартинкам

01.11.2021г.

Звук С, буква С

03.11.2021г.

Звук Сь, С  буква С

05.11.2021г.

Ноябрь

2 неделя

«Пересказ рассказа «Мы –ваши друзья» (по А.Аксеновой)

08.11.2021г.

Звуки С,Сь, буква С

10.11.2021г.

Звуки С,Сь, буква С

11.11.2021г.

Звук З, буква З

12.11.2021г.

Ноябрь

3 неделя

Пересказ рассказа «Первыми тронулись в путь» по Г.Скребицкому

15.11.2021г.

Звук З, буква З

17.11.2021г.

Звук Зь, буква З

18.11.2021г.

Звуки З- Зь, буква З

19.11.2021г.

Ноябрь

4 неделя

«Семья. Составление описательного рассказа по картине»

22.11.2021г.

Звуки З- Зь, буква З

24.11.2021г.

Звуки С-З

25.11.2021г.

Звуки С-З

26.11.2021г.

Декабрь

1 неделя

«Путешествие в сказку. «Как щенок узнал, кто всех важнее» (из цикла Развивающие сказки)

29.11.2021г.

Звук Ш, буква Ш

01.12.2021г.

Звук Ш, буква Ш

02.12.2021г.

Звук Ш, буква Ш

03.12.2021г.

Декабрь

 2 неделя

«Составление рассказа по картине «Раздевалка»

06.12.2021г.

Звуки С-Ш

08.12.2021г.

Звуки С-Ш

09.12.2021г.

Звук Ж, буква Ж

10.12.2021г.

Декабрь

 3 неделя

Составление предложений и рассказа по теме «Зима»

13.12.2021г.

Звук Ж, буква Ж

15.12.2021г.

Звук Ж, буква Ж

16.12.2021г.

Звуки З-Ж

17.12.2021г.

Декабрь

 4 неделя

Пересказ рассказа по опорным картинкам «Птичья ёлка» (по Н.Петровой)

20.12.2021г.

Звуки З-Ж

22.12.2021г.

Звук Ц, буква Ц

23.12.2021г.

Звук Ц, буква Ц

24.12.2021г.

Декабрь

 5  неделя

Составление рассказа по картине «На празднике»

27.12.2021г.

Звук Ц, буква Ц

29.12.2021г.

Звуки С-Ц

30.12.2021г.

Январь

3 неделя

Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову-Микитову)

10.01.2022г.

Звук Ч, буква Ч

12.01.2022г.

Звук Ч, буква Ч

13.01.2022г.

Звук Ч, буква Ч

14.01.2022г.

Январь

4 неделя

"Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»"

17.01.2022г.

Звуки Ч-Ть

19.01.2022г.

Звуки Ч-Ть

20.01.2022г.

Звуки Ч-Ть

21.01.2022г.

Январь

 5 неделя

«Животные Севера. Составление рассказа по серии картинок»

24.01.2022г.

Звук Щ, буква Щ

26.01.2022г.

Звук Щ, буква Щ

27.01.2022г.

Звуки Ч-Щ

28.01.2022г.

Февраль

1 неделя

Составление рассказа по серии картинок «Сказка про львёнка»

31.01.2022г.

Звуки Ч-Щ

02.02.2022г.

Звуки Ч-Сь

03.02.2022г.

Звуки Ч-Сь

04.02.2022г.

Февраль

2 неделя

Пересказ текста «Где работает мама» по опорным картинкам

07.02.2022г.

Звук Й, буква Й

09.02.2022г.

Звук Й, буква Й

10.02.2022г.

Звук Й, буква Й

11.02.2022г.

Февраль

3 неделя

Творческий рассказ по стихотворению «Помощница»

14.02.2022г.

Буквы Я.Ё, Е,Ю

16.02.2022г.

Буквы Я.Ё, Е,Ю

17.02.2022г.

Буквы Я.Ё, Е,Ю

18.02.2022г.

Февраль

 4 неделя

Составление рассказа «В гостях у гномов» по плану в виде собственного рисунка

21.02.2022г.

Буквы Я.Ё, Е,Ю

24.02.2022г.

Звук Л, буква Л

25.02.2022г.

Март

 1 неделя

Составление рассказа по серии картинок «Клубок»

28.02.2022г.

Звук Ль, буква Л

02.03.2022г.

Звук Ль, буква Л

03.03.2022г.

Звуки Л-Ль, буква Л

04.03.2022г.

Март

2 неделя

Пересказ рассказа «Четыре желания»

09.03.2022г.

Звуки Л-Ль, буква Л

10.03.2022г.

Звуки Л-Ль, буква Л

11.03.2022г.

Март

 3 неделя

«Как кузнечик помогал слабым» (из цикла Развивающие сказки)

14.03.2022г.

Звуки Й-Ль

16.03.2022г.

Звуки Й-Ль

17.03.2022г.

Звук Р, буква Р

18.03.2022г.

Март

 4 неделя

«Мир морей и океанов. Составление и отгадывание загадок по алгоритму»

21.03.2022г.

Звук Р, буква Р

23.03.2022г.

«Звук Р, буква Р»

24.03.2022г.

«Звук Р, буква Р»

25.03.2022г.

Март 5 неделя

Пересказ рассказа «Звери весной»

28.03.2022г.

«Звук Р, буква Р»

30.03.2022г.

«Звуки Р, Рь»

31.03.2022г.

«Звуки Р,Рь»

01.04.2022г.

Апрель 1 неделя

«Неделя детской книги. Игра «Вот какой рассеянный»

04.04.2022г.

«Звуки Р, Рь»

06.04.2022г.

«Звуки Р- Л»

07.04.2022г.

«Звуки Р-Л»

08.04.2022г.

Апрель 2 неделя

Тема: Повторение стихотворения «Наш спутник» (Е.Стюарт) по нарисованным детьми рисункам

11.04.2022г.

«Звуки Ль-Рь»

13.04.2022г.

«Звуки Ль-Рь»

14.04.2022г.

«Звуки Ль-Рь, Л-Р»

15.04.2022г.

Апрель 3 неделя

 «Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели!»

18.04.2022г.

«Буква Ь после согласных»

20.04.2022г.

«Разделительные Ъ и Ь»

21.04.2022г.

«Разделительные Ъ и Ь»

22.04.2022г.

Апрель 4 неделя

«Пересказ К. Ушинского «Пчёлки на разведках» по предметным картинкам.

25.04.2022г.

«Разделительные Ъ и Ь»

27.04.2022г.

«Разделительные Ъ и Ь»

28.04.2022г.

Повторение пройденного

29.04.2022г.

Май 1 неделя

«Составление творческого рассказа по пословицам»            

04.05.2022г.

Повторение пройденного

05.05.2022г.

Повторение пройденного

06.05.2022г.

Май 2 неделя

«Составление рассказа по мнемотаблицам и мнемосхемам»            

11.05.2022г.

Повторение пройденного. «Пересказ рассказа по ССС «После школы» (по Г.Горецкому)

12.05.2022г.

Повторение пройденного

13.05.2022г.

3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе ОНР (Нищева Н.В.)

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Развитие просодической стороны речи Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата. Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности. Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза. Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения. Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух,трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина. Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов. Закрепить знание уже известных детям правил правописания. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.                

3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход  к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы средней группы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.

Логопедическое обследование в подготовительной  группе проводится 2 раза, с  1-15 сентября - входное, в 15-30 мая– итоговое. Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, строения артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи.

3.7. Обеспечение программы методическими материалами и средствами обучения  

Организация предметно-пространственной развивающей среды

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол к настенному зеркалу.

3. Столы и стулья для детей двух ростовых категорий.

4. Стол письменный, стол компьютерный.

5. Компьютер.

6. Принтер.

7. Комплект зондов для постановки звуков.

8. Настольная лампа.

9. Часы настенные, часы песочные

10. Настенная магнитная доска.

11. Шкафы и полки для дидактического материала.

14. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

15. Логопедические альбомы для обследования.

16. Картотека материалов, альбомы для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

17. Картотека по развитию связной речи детей.

18. Материал по развитию мелкой моторики.

Программно – методическое обеспечение (список литературы)

Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2001.

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. М.: Школа-Пресс, 1999.

Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе (I,II,III периоды обучения). М.: Гном и Д, 2007.

Докутович В. В., Кыласова Л. Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения. Волгоград.: Учитель, 2013.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998. Гриф МО РФ.

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М.: Владос, 2005. 39

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игровые тесты. М.: Эксмо, 2005

Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе у детей с ОНР (I,II,III периоды обучения). М.: Г

Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном-Пресс, 1998.

Козырева О. А., Дубешко Н. Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи (старшая группа), М.: Владос, 20

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург, Литера, 2004

Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий (I,II года обучения). М.: Творческий центр, 2009.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Рекомендована Региональным экспертным советом Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

Норкина Ю. Б. Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (выпуски 1 – 7). М.: Владос, 2005

Сычёва Г. Е. Опорные картинки для пересказа текста (выпуск 1, 20). Книголюб, 2003.

Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.: Эксмо, 2006.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: Гном и Д, 2003.

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: Гном и Д, 2004.

Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М.: Владос, 2005.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР (альбомы 1,2,3,).М.: Гном, 2011.

Цуканова С.П., Бетц Л. Л. (книги 1,2,3). Учим ребёнка говорить и читать. М.: Гном, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом взаимодействия учителя - логопеда с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР

Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности  по лексическим темам для детей с ОВЗ (ТНР) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -словарь, -лекс...

План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР

Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе комбинированной направленности для детей 5- 7лет

Детей с речевыми нарушениями рассматривают, как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение и...

Совместное планирование учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа учителя-логопеда и воспитателя , работающих в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В данном пособии находит свое о...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей 5- 7лет

Актуальность программыВ связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями реч...