МИОГИМНАСТИКА в ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
учебно-методический материал по логопедии

Балакирева Елена Владимировна

В последнее время значительно увеличилось количество детей с зубочелюстными аномалиями. Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (протекание беременности, родов, способ вскармливания, положение головы ребенка во время сна,  болезни раннего детского возраста, вредные привычки детей и их родителей, недостатки жевания, глотания, дыхания, нарушение осанки). В статье описываются значение миогимнастики в логопедической работе, правила проведения миогимнастики и упражнения при различных видах аномалии прикуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miogimnastika.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИОГИМНАСТИКА в ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В последнее время значительно увеличилось количество детей с зубочелюстными аномалиями. Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (протекание беременности, родов, способ вскармливания, положение головы ребенка во время сна,  болезни раннего детского возраста, вредные привычки детей и их родителей, недостатки жевания, глотания, дыхания, нарушение осанки).

Значение миогимнастики в логопедической работе.

  • Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
  • Коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
  • Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, а также качественно улучшить систему их  коррекции
  • Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения

Правила миогимнастики (по В.С.Куриленко)

  • Мышцы следует напрягать медленно и плавно
  • Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными, за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление
  • Темп упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем – на два, в медленном – на четыре счета
  • Количество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз – до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 0-20
  • Заниматься следует регулярно, систематически
  • Можно использовать на занятиях музыкальный фон

Миогимнастика при глубоком прикусе

  • Упражнение выполняется в положении стоя. Следует поднять подбородок вверх и завести руки по направлению назад. В данном положении необходимо максимально выдвигать вперед нижнюю челюсть, после чего вернуться в изначальное положение. Повтор упражнения – трижды в день по 10-15 раз
  • Вышеуказанное упражнение через месяц необходимо усложнить. При выдвигании нижней челюсти следует передние нижние зубы выталкивать перед передними верхними зубами
  • Упражнение по И. С. Рубинову, сводящееся к дозированному проведению гимнастики, например, открывание-закрывание рта, нижнюю челюсть выдвигать при этом не нужно. Подобные упражнения должны длиться от 3 до 5 минут, повтор подходов – 5 раз в день

Миогимнастика при открытом прикусе

Здесь применяются приемы для тренировки поднимающих нижнюю челюсть мышц:

  • Выполняется сжимание-разжимание челюстей. Контролировать силу сжатия зубов и мышечных сокращений можно при помощи пальцев, которые необходимо прижимать около коренных зубов к щекам, надавливая на жевательные мышцы. Данное упражнение выполняется до появления ощущения утомления жевательных мышц.
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить, дополнив сопротивлением. Это достигается таким образом: нужно блокировать возможность поднятия нижней челюсти при помощи среднего и указательного пальца на правой руке, которые следует расположить на передних нижних зубах;
  • Следует надеть резиновую трубку на карандаш и прикусывать его нижней челюстью

Миогимнастика при недоразвитии круговой мышцы рта

Тренировка и разминка круговой мышцы рта особенно важна при наличии межгубного зияния и ротового дыхания. Лечебные упражнения способствуют правильному развитию контуров рта и удлинению верхней губы. Успешные занятия миогимнастикой для мышечной тренировки, по словам специалистов, устраняют вероятность развития наклона резцов верхней челюсти.

Упражнения для коррекции губного смыкания и восстановления работы круговой мышцы рта

  • Губы необходимо вытянуть вперед, как при задувании свечи, затем следует растянуть их, как при широкой улыбке. Далее губы следует снова вытянуть вперед, пытаясь одновременно что-либо говорить. Удерживаем губы в данном положении до полуминуты
  • Нужно сильно сжать губы, набрать носом воздух, затем максимально раздуть щеки. Следует давить на них при помощи кулаков для выхода воздуха, не разжимая губ
  • Губы сжать, набрать воздух под нижнюю губу, далее - и под верхнюю губу
  • Взять полосу из плотного картона и положить между губами. Плотно сжимая ее, удерживать ее от 30 до 50 минут. Для новичков лучше начинать с одной минуты удерживания картона губами, постепенно наращивая длительность упражнения
  • В уголках рта расположить мизинцы и слегка растягивать рот, после чего сомкнуть губы
  • Валики из ваты средних размеров расположить за верхней и нижней губой с боков от уздечки, сомкнуть губы. В таком положении необходимо произносить звуки м, б и п
  • Необходимо дуть на предметы, перемещающиеся в пространстве, например, на мыльный пузырь, перо или ватный кусочек. Эффективно для тренировки круговой мышцы рта

Миогимнастика при наличии мезиального прикуса

  • Запрокинув голову назад, необходимо закрывать и открывать рот. При закрытии рта необходимо дотрагиваться до задней части твердого неба с помощью кончика языка
  • Совершать подтягивание нижней губы под передние зубы верхней челюсти
  • С помощью кончика языка выполнять надавливания на небные поверхности передних верхних зубов до появления ощущения утомления, в течение 3-5 минут

Миогимнастика при косом прикусе

В случае, когда косой прикус вызван смещением нижней челюсти в сторону, специалисты используют следующее упражнение: следует максимально открыть рот и переместить нижнюю челюсть в сторону неправильного зубного смыкания. Далее без смены положения необходимо поднять нижнюю челюсть до смыкания с верхней челюстью. Удерживать данное положение около 5 секунд, после чего опустить челюсть.

Миогимнастика для мышц языка

Специалисты перечисляют следующие упражнения для проведения коррекции смыкания губ:

  • «Накажем непослушный язычок»: вытянутый язык следует разместить на нижней губе, а верхней губой нужно словно шлепнуть по нему в попытке быстрого смыкания губ
  • «Часики»: плотно сжать губы и выполнять круговые движения языком под нижней и верхней губой по очереди
  • «Отбойный молоток»: расположить язык около неба, рот широко раскрыт. Необходимо стараться сомкнуть губы, в момент смыкания издавать звук, напоминающий молоток
  • «Красим потолок»: представить, что язык является кистью для покраски, а небо – это потолок. Выполняем «покраску» неба тщательно, не пропуская никаких его зон

Миогимнастика после подрезания уздечки языка

  • Необходимо облизывать губы языком, двигаясь в направлении от уголков рта и пытаясь дотянуться языком сначала до подбородка, а после – до кончика носа
  • «Пересчет» зубов при помощи языка с внутренней и наружной стороны
  • «Всадник»: выполнять прищелкивания языком с широко открытым ртом
  • Упираться в каждую из щек по отдельности кончиком языка
  • Данный комплекс упражнений специалисты рекомендуют выполнять около 10 раз в день

Миогимнастика для мышц передней части языка

Подобный комплекс упражнений применяется специалистами при инфантильном глотании:

  • Удерживать язык столбиком
  • Нарезать резинку от пипетки тонкими кольцами, которые следует накладывать на кончик языка. Далее язык поднимать к альвеолам. Прижимая колечко из резины к ним. Сглотнуть без размыкания губ и закрытия рта. Следите за тем, чтобы избежать соскальзывания кольца. После каждого глотательного движения необходимо проверять наличие во рту колечка. Повтор глотаний за раз – до 12, в первый день глотаем 5-6 раз, во второй – 2 раза
  • При сжатых зубах прижать язык с кольцом из резины к альвеолам и удерживать его до 5 минут. Постепенно время удерживания увеличивается до 15 минут

Миогимнастика для среднего участка языка

  • Накладывать колечки из резины на середину и кончик языка. Губы приоткрыть, а зубы сомкнуть, после чего поднять язык вверх и прижать его к небному своду
  • Цоканье языком до 60 раз

Миогимнастика для задней части языка

  • Зевание
  • Проводить полоскания горла теплой водой для расслабления мышц

Гимнастика для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть

Новички выполняют данный комплекс упражнений сидя, далее – стоя:

  • Нижнюю челюсть выдвинуть до перекрытия нижними резцами верхних зубов. Удерживать челюсть в данном положении до 10 секунд, вернуться в изначальное положение
  • Вышеуказанное упражнение необходимо усложнить поворотами головы вправо-влево. Челюсть удерживать в данном положении максимально долго, повтор – 10 раз
  • Ноги на ширине плеч, руки отвести назад. Голову запрокинуть и выдвинуть нижнюю челюсть вперед до максимального краевого зубного смыкания.

Миогимнастика, как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики устранения аномалий зубочелюстной системы, а так же способна успешно способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.

Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Для достижения наилучших результатов целесообразно сочетать миогимнастику с традиционной артикуляционной гимнастикой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ПРИКУСА

Для каждого вида аномального прикуса и решения других ортодонтических проблем используют разную комбинацию упражнений.

Глубокий прикус Для его исправления используют следующие упражнения, которые проводят только в положении стоя: Располагая руки за спиной и немного отведя их назад, выпрямляют спину и вытягивают подбородок как можно дальше вперед. Оптимальным вариантом будет соприкасание зубов переднего отдела. Такое положение необходимо удержать не меньше 20 секунд. Это движение повторяют около 15 раз с двумя интервалами. Для его выполнения подразумевается два этапа. Первый продолжается по описанной схеме в течение 30 дней. Затем приступают ко второму этапу, на котором при выдвижении зубы нижней челюсти должны заходить за верхнюю. Принять положение, аналогичное предыдущему упражнению, и попеременно выдвигать челюсть как можно дальше и сразу не спеша ее ослаблять. За один подход должно быть выполнено не менее 10 таких движений. За один день рекомендуется проводить несколько подходов. Немного подняв голову, медленно открывать рот как можно шире, а затем так же медленно его закрывать. Движения повторяют не меньше 4 минут. Для повышения эффективности рекомендуется совершать до 5 таких подходов в течение дня.

Открытый прикус В миогимнастику, направленную на купирование открытого типа прикуса, входят упражнения, которые исправляют работу мышц, отвечающих за движение нижней челюсти: Основное упражнение заключается в придании дополнительного сопротивления при сжимании челюстей. Для этого рот открывают максимально широко и на передних коронках располагают пальцы рук. Во время поднятия подвижной челюсти пальцами оказывают сильное сопротивление, не давая сомкнуться губам. Упражнение заключается в попеременном сжатии зубов и ослаблении этого движения до появления выраженного чувства усталости. При этом пальцы рук располагают на обеих щеках в районе скул. Зажимание предмета зубами, производимое с усилием. Для этого используют ровную палочку или карандаш. Для того чтобы предотвратить травмирование эмали, рекомендуется надеть на применяемый предмет резиновую трубку. Такие движения необходимо делать на протяжении 5 минут.

Мезиальный прикус При исправлении мезиального прикуса используют упражнения следующего характера: Надавливают кончиком языка на десенную линию лингвальной (внутренней) поверхности коронок. При надавливании язык задерживают на несколько секунд. Упражнение продолжают на протяжении 5 минут. Сесть на поверхность с твердым покрытием и слегка откинуть назад голову. После этого немного открыть рот и при этом касаться передней частью языка основания твердого неба. Нижнюю губу располагают под передним рядом зубов верхней челюсти, продвигая ее как можно дальше внутрь рта.

Косой прикус В том случае, если окклюзия не имеет симметричности, основным лечебным упражнением является пересеченное смыкание челюстей. Для этого открывают широко рот и в таком положении не спеша переводят челюсть в сторону отсутствия смыкания. После этого рот медленно закрывают и максимально плотно сжимают зубы. Данное положение необходимо зафиксировать на 50 секунд и более. Затем расслабить мышцы и после паузы снова повторить упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МИОГИМНАСТИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

В материале представлены некоторые упражнения миогимнастики,используемые в логопедической работе с дошкольниками с ТНР...

Использование вестибулярных пластинок и миогимнастики в логопедической работе.

Инновационная здоровьесберегающая технология-  использование вестибулярных пластинок  "MUPPY" в целях повышения эффективности коррекции звукопроизношения....

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....

Методические разработки " Некоторые направления логопедической работы при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа над развитием слогового анализа".

Данные методические разработки применяются автором на протяжении более 10 лет при работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С первой категорией, как пролилактика нарушений пи...