Многофункциональное настольное логопедическое пособие «Домик знаний»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Юлия Валерьевна Царюк

Это авторское пособие используем для индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие "Домик знаний" предназначено для автоматизации и дифференциации звуков, а так же развивает фонематическое восприятие, мелкую моторику и высшие психические функции. Благодаря ему у детей повышается мотивация и интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_domik_znaniy.docx651.9 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное настольное логопедическое пособие «Домик знаний»

Авторы: Корчукова Л.Ф., Минина Ю.В.

Не секрет, что в настоящее время увеличивается число детей, дошкольного возраст, имеющих отклонения в речевом развитии. Негативные изменения показателей происходит как в качественном, так и количественном плане: с каждым годом дефекты речи становятся все сложнее, приобретают комбинированные формы.

Дети с задержкой речи и тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются в регулярном и более длительном логопедическом воздействии.  Практика же показывает, что многократные повторения одного и того жен материала утомляют не только ребенка, но и взрослого.

В то же время без дублирования, повторений, особенно на этапе автоматизации звука, логопедическая работа затягивается на несколько месяцев, а то и лет. Учителям-логопедам приходится придумывать , как и какими средствами разнообразить занятия, чтобы отработанный материал не наскучил ребенку, был для него  интересен. Положительная мотивация может возникнуть под влиянием новых методов, приемов, материалов. Новизна – побудитель динамики, способ повышения эффективности коррекционной работы.

Поэтому мы придумали и сделали многофункциональное пособие «Домик знаний», которое помогает в коррекционной работе.

Пособие представляет собой объемный  (30х50 см) деревянный дом.

Используется домик знаний по-разному.

Например, сегодня возле домика ребенок встречает герой (Незнайка, гномик и др.), двери дома закрыты на замочек. Создается проблема, построенная на любопытстве ребенка: чтобы открыть замок, нужно что-то сделать. Например, Незнайка просит с ним поиграть ( выполнить массаж пальцев и кистей рук; с этой целью на балконе лежит Су - Джоки; можно положить грецкие орехи, шишки). Логопед говорит сначала сам, а по мере выучивания слов - вместе с ребенком(детьми):

Чтобы четко говорить

Надо с пальцами дружить.

           Выполняется игра с Су- Джок- шарами. Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Незнайка предлагает ребенку помочь ему правильно произнести звук (С).

Чтобы звуки повторять,

Надо язычок размять.

На железной крыше домика крепиться картинка с артикуляционными упражнениями (для звука С) и зеркало для контроля.

На стене натянуты лески, прищепками на прикреплены картинки с автоматизируемым звуком. Также с помощью прищепок ребенок может определить количество слогов в слове.

Для упражнений на дыхание развешиваются на эту леску легкие предметы (пенопластовые шарики, снежинки, новогодний дождик и т.п.). ребенку говорим: «Подуй на дымок» ( в разное время года меняем дыхательные тренажеры). Цель: выработка сильной воздушной плавной струи.

Воздушная струйка озорница,

Фокус делать мастерица.

На другой стороне дома на фронтоне расположены счеты из бусин разного размера для согласования числительных с существительными в игре «Посчитай до 5, 7 и т.д.)

Ниже на железной стене домика ребенку предлагаются игры на автоматизацию и дифференциацию звуков «Фоторгаф», «Эхо», «Лабиринт» и т.д. интересно проходят игры на согласование местоимений с существительными: «Мой, моя, мое», «Жадина». Картинки берутся одной лексической темы или разных.

        Развиваем у детей осознанное восприятие гласных, твердых и мягких согласных звуков, учим детей правильно употреблять термины «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», развиваем фонематический слух. Учим детей определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание, используем при этом звуковые схемы. Для этого предлагаем игры «Подарки», «Наряди елочку», «В гости к Биму и Бому».

        Побуждаем ребенка  к развернутым, последовательным высказываниям, развиваем логику, мышление, воображение при составление рассказов «Что было сначала, что потом?, «Расскажи историю в картинках».

         В игре «Волшебная палочка» учим ребенка изменять название предметов по образцу: «Назови ласково», «Один много».

         На крыше домика расположен математический планшет, который дает ребенку возможность на чувственном опыте освоить некоторые базовые математические понятия. В частности, планиметрии и геометрии: периметр, площадь, геометрические фигуры и т.д. происходит развитие индуктивного дедуктивного мышления, формирование представлений о симметрии, конгруэнтности, трансформации размера, формы, т.е. планшет – «два в одном»: расширяет обучающие возможности, знакомит с частями, делением целого на части. С помощью цветных резинок(которые лежат в трубе дома) ребенок делает схему предмета (деление целого на части, дом, ракета, буквы, цифры и т.д.).

        Там же находится танграм-старинна китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Из разрезанных на 7 кусочков одного квадрата можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, а также можно научиться выкладывать цифры, буквы и др. игра способствует развитию у детей умение играть по правилам и выполнять инструкции, активизации наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимание цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

        Базовым элементом танграма является тан. Минимальное количество базовых фигур, равное семи, приводит к гениальной простоте комбинаций.

         Правила: Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметов силуэтов. Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

  1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов;
  2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга т.е. располагаться только в одной плоскости;
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

«Домик знаний» позволяет выполнять игры и упражнения с цветными счетными палочками.

Для этого на железной стене размещается картинка  с изображением собираемого предмета. Палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. А также позволяют закрепить предоставления о пространстве, геометрических фигур, овладеть конструктивными навыками, знакомят ребенка с понятием «симметрия».

В конце занятия ребенок открывает ключом дверь дома, и получает подарок (картинку, наклейку или сладкий приз).

Данное пособие позволяет учителю-логопеду решать ряд задач:

  • автоматизировать поставленные звуки;
  • дифференцировать звуки: гласныей-согласый; твердый-мягкий, звонкий-глухой;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • согласовывать местоимения с существительными: мой, моя, моё, мои;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • закреплять употребление существительных в единственном  и множественном числе;
  • образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
  •  развивать мелкую моторику пальцев, глазомер;
  • Развивать высшие психические функции.

Благодаря пособию «Домик знаний» у детей повысилась мотивация и интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность. Ребёнок постоянно находится в движении- при выполнении различных заданий он не сидит, а двигается вокруг «Домика знаний», активно действует руками, контролирует себя. Это пособие используем для индивидуальной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья. Пособие придумано нами.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие «Домик с разноцветными окошками»

Многофункциональное пособие: «Домик с разноцветными окошками» Цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Многофункциональное пособие "Домик для дружных соседей"

Дидактическая игра является ведущим методом обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. она соответствует их возрастным и психологическим особенностям. Это, прежде всего - обучающ...

Многофункциональное игровое дидактическое пособие-макет «Волшебный домик куклы Кати»

Домик– это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребёнка. Пособие направлено на решение  одновременно нескольких задач, может быть использовано д...

Многофункциональное дидактическое логопедическое пособие «Логошарик».

Многофункциональное  дидактическое  логопедическое  пособие «Логошарик»   используется как для профилактики речевых нарушений, так и для коррекции звукопроизношени...

Мастер – класс для педагогов по проблемам развития речи дошкольников. Тема: Многофункциональное дидактическое пособие «Домик Всезнайки»»

Данный материал способствует пополнению практических  знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике; создает условия для плодотворног...

Дидактическое многофункциональное логопедическое пособие «Домик»

Одним из пособий, которое может помочь в логопедической работе, считаю «Домики». Данное пособие позволяет решить ряд насущных задач стоящих пред учителем-логопедом. Пособие многофункционал...