Предупреждение нарушений чтения у детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Дети с ОНР относятся к группе риска  по дислексии. Поэтому, чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем успешнее будет протекать обучение в школе. При выборе методики  обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, необходимо  выявлять какой тип восприятия доминирует у ребенка и какой из анализаторов функционирует сильнее и  согласно этому строить работу с ребенком, для исключения специфических ошибок при чтении и письме. Готовность к овладению чтению зависит от личностной, мотивационно- волевой и коммуникативной готовности, достаточном уровне сформированности  психических  процессов.Четкость фонематического восприятия,хорошее звукопроизношение, лексико- грамматический строй речи,сформированностьфонематического анализа являются основой грамотного чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_2.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

 « Предупреждение нарушений чтения у детей с ОНР»

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет. Система раннего развития ребенка может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт « выращивания гениев», а как одно из средств познания мира ребенка.

Чтение – сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью, правильностью и осмысленностью.  Дети с ОНР речи относятся  к группе риска по дислексии.  Для обучения чтению важно сформировать  психологическую готовность, существенное внимание уделить психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной оценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками. Ежедневная тренировка вырабатывает у детей способность мобилизоваться, сосредоточиться или расслабиться. При выборе методики обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребенка( аналитический или синтетический) и строить свою работу с учетом этой особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно  с последующим синтезом, другие легче овладевают новым материалом глобально или полуглобально( слово, слог), и только потом   выделяют элементы: делят речевой поток на фразу, предложения на слова, слова на слоги, слоги на буквы. Итогом является  звуко- буквенный анализ. Таким образом при обучении грамоте детей, имеющих речевые нарушения, ведущим является аналитико-  синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой  из анализаторов функционирует сильнее: зрительный, слуховой   или  тактильный ( наблюдение за ребенком проводить в свободных играх, на занятиях.

Зрительный - ребенок охотно собирает пирамидки, играет в кубики, конструкторы, мастерит из бумаги , эмоции выражает при помощи мимики, особенно мышц зрительной мускулатуры. Слуховой - ребенку нравится, когда  ему читают, любит слушать аудиосказки, во время деятельности разговаривает сам собой, эмоции выражает интонацией. Тактильный - любит играть в песочнице, перебирать вещи, редко играет с игрушками,  не может долго сидеть на месте, эмоции выражает жестами.

Оказалось, что при обучении грамоте дети зрительного типа легко копировали ( писали) слова, буквы,  слухового типа- с удовольствием играли в слова , тактильного -предпочитали  игры в лото и домино. При моделировании программы обучения чтению необходимо учитывать  особенности познавательной деятельности у детей с ОНР, так как им свойственны недостаточная динамичность мыслительных процессов, снижение внимании я, слабость всех видов памяти. Из-за бедности словарного запаса, непонимания многих слов, эти дети зачастую не понимают прочитываемые слова. Им следует читать  такие слова в разных способах предъявления ( в рабочих и тематических тетрадях, в понятных им текстах рассказов)

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением является частью проблемы формирования готовности к обучению  в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится все актуальнее.

В  специальных исследованиях была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний.

Стремительный рост речевой патологии в последнее время делает эту проблему актуальной. Вот  почему возрастает роль ранней диагностики по предупреждению нарушений чтения в дошкольном возрасте, особенно с детьми, имеющими речевую патологию. Успешное овладение чтением возможно  только при достаточном уровне развития у детей  психофизиологических компонентов, являющихся  необходимыми предпосылками готовности к овладению чтением.

Ведь и исследования ученых доказывают: для нормального протекания процессов чтения  необходимо и полноценное функционирование центральных и периферических  отделов головного мозга, оптической , моторной, акустической и других анализаторных систем и их координированная работа.

Недостатки физического слуха могут быть причиной недостатков письменной речи ( чтение и письмо требуют высокой степени развития фонематического восприятия, которое в свою очередь, может развиваться только на базе хорошего физического слуха).  Основой овладения письменно-речевой  деятельностью является хорошее состояние зрительного и двигательного контроля, координация движений, чувство ритма, « ручной умелости», пространственного восприятия и других зрительных и моторных функций.

Недостатки зрения и регуляции зрительно-моторной активности зачастую является причиной зрительно- пространственных нарушений ( трудностей формирования пространственных представлений и ориентировки в окружающем пространстве); сложностей в овладении  « схемой тела»; выполнения проб «Хеда;, затруднений в составлении картинки, разрезанной на части; в конструировании по образцу и по представлению.

Недостатки развития общей, ручной и артикуляционной моторики  проявляются в основном в  нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности  движений, невозможности  быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений, в снижении двигательной памяти и самоконтроля.

Все перечисленные нарушения обуславливают следующие сложности в овладении письменной речью ( трудности в запоминании элементов букв/оптических и двигательных/; смешение букв, имеющих одинаковые элементы начертания Б-Д,Т-П, М-Л; зеркальное письмо). Отмечаются каллиграфические трудности(  недописывание элементов букв; дополнительные элементы в графемах п-т,л-м,и-ш;  исправления; нестабильный неряшливый почерк, выражающийся в разной высоте и наклоне букв, разном расстоянии между  словами; трудностей слежения за строкой при чтении и письме, что ведет к потере строки, недописыванию,  недочитыванию слова, строчки, соскальзыванию с одной строчки на другую)

Первостепенное значение для овладения чтением имеет  осознание собственной речи и овладение ею. На ранних этапах  развития устной речи формируются практические знания о звуковом и морфологическом составе слова. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, развитый лексико- грамматический строй речи,  сформированность  фонематического и других видов языкового анализа и синтеза являются основой грамотного чтения.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но фактор номер один- овладение навыком чтения.

Нельзя быть счастливым ,не умея читать. Если ребенок  к концу первого класса бегло читает, он успевает по всем предметам и наоборот.  При  ОНР обучение чтению содействует  улучшению фонематического слуха, преодолению  смешения звуков, близких по способу и месту артикуляции, облегчают произнесение слов со сложной слоговой структурой, приучает к более четкому произнесению окончаний, которые дети часто опускают, способствуют формированию звукобуквенного анализа.

У детей расширяется словарный запас, уточняется смысловое значение многих слов.

Для обучению чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять  психотерапевтической работе, которая помогает  формированию адекватной самооценке, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками.

Овладение правильным чтением основано на достаточном уровне сформированности невербальных психических процессов: внимания, памяти, мышления, различных  мыслительных операций. У детей со сниженным объемом  внимания ,с нарушением вербальной памяти, с отставанием в развитии словесно-логического мышления, с трудностями в овладении анализом и синтезом отмечаются  трудности запоминания и применения учебной терминологии, правил письма и чтения. Готовность овладения чтением , по мнению психологов и педагогов , зависит  от личностной и  мотивационно -волевой ,эмоциональной и коммуникативной готовности ребенка ,проявляющейся в особенностях его поведения.

Повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, перевозбудимость или расторможенность, пассивность или другие нервно-психические особенности зачастую приводят к затруднениям  в овладении чтением.

Таким образом, содержание готовности в овладении чтением  зависит от состояния комплекса различных функций, навыков и процессов, а именно: от зрительно-пространственных, слуховых и двигательных функций, от развития устной речи и языковых навыков, от состояния мыслительной деятельности и эмоционально- личностных особенностей поведения ребенка. Сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением.

Специфические ошибки при чтении, обусловленные нарушением фонематического восприятия(замена одних букв другими, замена целых слогов).

Нарушения формирования фонематического анализа проявлялось в ошибках при чтении (побуквенное чтение, искажение слоговой структуры, перестановки звуков, пропуск слогов)

Количественная недостаточность словарного запаса приводит к тому, что дети употребляют в основном существительные  и глаголы, реже прилагательные, местоимения и наречия.

Нарушения, обусловленные несформированностью  лексико- грамматического строя речи, проявляются в аграмматизмах  при чтении ( неправильное воспроизведение окончаний, приставок, суффиксов; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; замены слов).Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, снижается темп чтения и выразительность.

Нарушения грамматического строя  приводит к трудностям в усвоении и употреблении служебных слов ( слитное написание, замена и пропуск предлогов, ошибки в написании частиц, нарушения падежного управления)

Рекомендуется коррекционную работу проводить по таким направлениям.

1 Совершенствование общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением « Расскажи руками»,  « Сидит белка на тележке», « В гости к пальчику большому»;формирование согласованных движений обеими руками « Кулак-ребро-ладонь», «Камень-ножницы»;обучение выполнению элементов самомассажа каждого пальца; формирование дифференцированных движений  пальцев рук(нанизывание, застегивание, шнуровка).

2. Развитие зрительного внимания ( собирание целого изображения из частей; соотнесение геометрических форм с предметами (подбери все круглое);сравнение сюжетного изображения, выделяя сходные и различные детали; обучение сравнению и выкладыванию на строке ряда из элементов букв; использование таблиц  Шульте.

3. Развитие пространственной ориентировки (обучение ориентировке на различных плоскостях и на листе бумаги, работа по клеточкам, слуховые диктанты).

4. Развитие слухового внимания ( отстукивание ритма по слуховому образцу; соотнесение звука с графическим действием; дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам( громко- тихо); обучение выполнению графических заданий  с ориентацией на свойства звуковых сигналов( долготу звука): « Слушай и пиши», « Палочки-клеточки»,графические диктанты).

5.Совершенствование базовых графических навыков и умений  (работа по образцу; обведение по контуру; дорисовать недостающие части; обучение штриховке).

И необходимо формировать умение работать в коллективе, обучать детей  начинать и заканчивать работу, ориентируясь на других.

В группе необходимо создать развивающую среду с использованием современных технологий

( интерактивные доски, компьютерные столы с различными программами).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...