Планирование работы по формированию обще - речевых навыков у детей третьего года жизни
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Бреславец Юлия Викторовна

Планирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_dlya_yasley.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы по формированию обще - речевых

 навыков у детей третьего года жизни.

                                           Сентябрь                                              

                                                3-я неделя

  1. Развитие плавного, длительного вдоха.                                  

 Упражнение «Осенние цветочки».

        Медленно набрать воздух через нос (Ах, как приятно пахнет!), выдох через рот, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторять 3 - 5 раз).

        2. Развитие артикуляционной моторики: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой.

3. Развитие мелкой моторики: гладить животных (мягкие игрушки).

         4. Развитие чувства ритма: слушать и повторять звуки бубна, ксилофона, металлофона, барабана (Х – хлопок, Х – Х, ХХ – Х и т.д. с постепенным усложнением элементов).

        5. Развитие понимания речи: запомнить название игрушки, части тела.

        6. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи.

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят: (попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками)

Два Медведя, Буратино (поочередно сгибать пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Тане (поочередно разгибать пальчики)         Мы игрушки сосчитать.

                                                     4 неделя

Развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение «Узнай овощ»

        На столе блюдо с овощами: помидор, огурец, лук. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем логопед делает на овощах надрезы. Дети нюхают овощи, запоминают запахи, узнают овощи на вкус, лизнув кончиком языка. Затем всем по очереди воспитатель завязывает глаза, дети должны узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно воспитатель показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч.

Развитие артикуляционной моторики:

а) язычок сидит в домике, вышел из домика, осмотрел вправо – влево, снова спрятался в домик (5 – 6 раз.

б) Максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой.

3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движения на левой ладони:

«Ладушки, ладушки,  Где были?»  

«У бабушки».

Ладушки, ладушки, звонкие хлопушечки .

Хлоп-хлоп-хлоп!                                                                                 4. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка); узнать звучание барабана среди других инструментов (инструменты спрятаны за небольшой ширмой).

- Если услышите, что стучит барабан, хлопните в ладошки.

5. Развитие понимания речи: назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них.

6. Координация слова с движениями, активизация в речи глаголов соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

В огород пойдем, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем (тащат).

И картошки накопаем (копают).

Срежем мы кочан капусты (срезают).

Щавеля нарвем немножко (рвут).

И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки).

7. Развитие чувства ритма.

Веселые гуси.

Украинская народная песня         

Жили у бабуси два веселых гуся:

Один серый, другой белый –

Два веселых гуся.

Руки, согнутые в локтях, поднимаем вверх, пальцы собираем в щепоть (большой палец противопоставлен остальным) – это «головы гусей»; наклоняем вперед правую руку; выправляем обе руки, раскачиваем ими из стороны в сторону.

Октябрь

1-я неделя

Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Узнай фрукт».                         

        Воспитатель приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминают, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.

Артикуляционная гимнастика:        

а) язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо – влево, снова спрятался в домик (5 – 6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

в) надуть щечки (щечки толстые);

3. Развитие мелкой моторики: катать карандаш в руках.

4. Понимание речи.

Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины.

5. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей (сухие, мокрые, можно использовать тряпочки), используются миски с теплой и холодной водой.

6. Имитация движений.

Упражнение «Умывание»

Водичка, водичка, Умой мое личико,

Чтоб щечки блестели, чтоб глазки горели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

7. Развитие чувства ритма. (Повторение упражнения «Веселые гуси»).

2-я неделя                 

1. Развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение «Ветерок».

Подуть на веточку с листочками:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь-подунь, мой ветерочек.

Ветерочек-ветерок,

Дунь-подунь, наш ветерок (вдох через носик, выдох через рот, стараться щеки не надувать).

2. Артикуляционная гимнастика:

а) «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз).

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку,
трубочкой (5-6 раз).

в) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [а]
Упражнение «Птенчики».

(сюжетная картинка «Гнездо с птенцами»).

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят,

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят!

Мама зернышко несет.

Открывайте шире рот!

(Дети  широко  открывают рот,  выполняя «немую»  артикуляцию,  ротик закрываем, ребенок произносит «ам»).

Спеть песенку звука [а] тихо, громко, коротко и длительно: качаем куклу и поем ей песенку (можно куклу передавать друг другу).

3. Развитие слуха на неречевом материале. В трех одинаковых бутылочках - горох, пуговицы, манная крупа. Определить на слух, что в каждой бутылочке (дети не должны видеть содержимое бутылочек).

4. Понимание речи. Развитие   пассивного   и   активного   глагольного   словаря,   состоящего   из названий действий (спит, ест, стоит, идет, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).

Затем дети показывают эти действия на картинках, называют и выполняют их по просьбе взрослого; определяют по имитации, кто что делает (символический праксис).

5. Развитие моторики. Прилетели гули-голубочки (дети машут руками), На головку сели гули моей дочке (кладут руки на голову). Ой! Шу! Улетели! (разводят руками).

6. Развитие чувства ритма. (Повторение упражнения «Веселые гуси».

                                        3-я неделя        

  1. Развитие плавного, длительного выдоха.

Дуть на кусочек ваты (кусочек ваты лежит на ладони) - «Дуем на снежинку». Вдох через нос, выдох через рот, щёки не надуваем.                         2. Развитие артикуляционной моторики.

а) Упражнение «Язычок гуляет».

Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

в) «Надуть щечки» (щечки толстые);

г)  язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами);

3. Понимание речи. Различать понятия «большой — маленький», используя знакомые игрушки.

4. Используя героев сказки «Три медведя», узнать по голосу, кто говорит (прилагаются картинки).

5.Развитие мелкой моторики.                                                         Будем мы варить компот (дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат»).                                                                         Фруктов нужно много. Вот.                                                                 Будем яблоки крошить,                                                                 Грушу будем мы рубить.                                                                 Варим, варим мы компот,                                                                Угостим честной народ.

6. Развитие чувства ритма. (Закрепление упражнения «Веселые гуси»).

4 неделя

1. Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на шарик для пинг-понга в тазике с водой; сдувать с ладошки перышко, ватку и т.д. Не надуваем щёки!

2. Развитие артикуляционного аппарата.

а) «Надуть щечки» (щечки толстые);

б) Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами);

в) Упражнение «Лакание молочка».
Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовет (слизываем «молоко» с верхней губы);

3. Понимание   речи. Понятия «громко - тихо». Игра со звучащими игрушками.

4.Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы большой и указательный одной руки в кулак — «птички пьют из бочки; пальцы другой руки попеременно вставлять снизу в отверстие «бочки».

5.Обучение пространственному расположению предметов, которые должны быть в привычных для детей местах: на столе, под столом, за шкафом и т.д.

Установка: «Возьми на столе куклу. Кто сидит под столом и т.д.» 6.Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз (дети прыгают на носочках).

Капля два.

Очень медленно сперва (темп убыстряют).                         

A ПОТОМ, ПОТОМ, ПОТОМ.

Все бегом, бегом, бегом, бегом (имитируем бег на месте)

Ноябрь

1-я неделя.

Развитие глубокого вдоха, выдоха.

Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны». С листа бумаги сдувать голубые бумажные снежинки.

2. Развитие мелкой моторики.

Перекладывание пуговиц (больших по размеру) из одного ведерка в другое.

3. Развитие артикуляционного аппарата:

а) «Надуть щечки» (щечки толстые);

б) Язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними peзцами);

3) Упражнение «Лакание молочка».                                                 Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет (слизываем «молоко» с верхней губы).

г) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [и].

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

ушкам потянулись.

(Следить,  чтобы  дети  улыбались  без  напряжения,  показывая   верх нижние зубы). Спеть песенку звука [и] тихо, громко, тихо, длительно.

4. Развитие понимания речи (совершенствование словарного запаса). На столе шарик, кошка, птичка. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

5. Развитие   фонематического   слуха   на   неречевом материале: узнать бубен из ряда звучащих игрушек (игрушки прячем за ширму).

        6. Развитие чувства ритма.                                                                 Машенька - Маша

Сл. С. Невельштейн Муз. Е. Лиличеевой

Машенька - Маша,

Куколка наша,

В саночки садилась

С горки покатилась.

У-ух!                                                                                         

Используются кукла и платок.

Расстелите на полу платок (можно использовать кусок ткани или пеленку), усадите на платок куклу. Предложите ребенку взяться за один конец платка, сами возьмитесь за другой. Напевая песенку, тихонько тяните за собой конец платка, побуждая ребенка действовать симметрично с вами. На слова «У-ух» резко потяните платок — Машенька поехала с горки! Если у ребенка пока не получается действовать вместе с вами, просто пропойте песенку, сопровождая ее движениями. Затем предложите ребенку повторить движения во время вашего пения.

Под эту же песню можно покатать на одеяле ребенка.

2-я неделя        

1. Развитие плавного длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных» комочков определять, чей комочек улетит дальше (вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем).

2. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Пальчики побежали». Передвигаться по крышке стола всеми пальцами.

3. Развитие артикуляционного аппарата:

а) язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик (5-6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

в) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [о]. Поем звук [о] тихо, громко, длительно, кратко;

Игра «мы поем».

Мы сейчас будем вместе петь, долго и плавно. «А-а-а», - разводим ручки в стороны, «О-о-о», - поднимаем руки вверх (4-5 раз).

4. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Действия с бумагой: встать спиной к детям. Дети должны сказать, что делает воспитатель (мнет, рвет бумагу, листает книгу).

5. Развитие понимания речи. Учить понимать вопросы (где? куда? откуда? на чем?), помогающие определить местонахождение предметов. (Покажи и скажи, где лежат книги или игрушки).

6.Развитие моторики.

Мы топаем ногами: топ - топ - топ!

7. Развитие чувства ритма. (Машенька - Маша).

3-я неделя.

  1. Развитие плавной, длительной воздушной струи.

Дуть на кусочек ваты, маленькую снежинку из салфетки (Щёки не надуваем)

2. Развитие артикуляционной моторики:

а) « язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз).

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку,
трубочкой.

в) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [э].

Упражнение «Мишка»

Взрослый вносит игрушку. Дети занимают положение «на четвереньках», что помогает выведению языка в передние отделы, снятию напряжения с корня языка.

«Э-э», как Мишка, вы пропойте,                                                         Ротик широко откройте.                                                                 Ваня с Мишенькой играет,                                                                 И по комнате гуляет,                                                                         Как Мишутка напевает: «Э-э-э-э-э-э».

 г) поем гласные звуки [а], [о], [и].
3. Развитие мелкой моторики.

Упражнение: достать со дна коробки геометрические фигуры (желательно маленькие по размеру), захватив щепоткой, двумя пальчиками.         4. Развитие фонематического слуха.

а) стоять спиной к взрослому, рассказать, что он делает: стучит ложкой, щелкает ножницами и т.д.

б) игра «Машины».

Описание: «скажите, большая машина гудит громко: БИ- БИ! Маленькая машинка гудит тихо: би-би! Покажите детям большую машину. Она должна гудеть громко, затем покажите маленькую машинку, которая гудит тихо. Положите перед детьми картинку с изображением большой машины и маленькой машины. Спрячьте игрушечные машины за ширму, скажите: «Послушай, кто так гудит: БИ-БИ (картинка с большой машиной), а так: би-би (дети должны выбрать картинку с маленькой машинкой).

5. Развитие понимания речи: различать форму единственного и множественного числа. (Покажи, где нарисованы дом - дома, окно - окна, кукла - куклы и т.д.)

6. Обучение различать основные цвета (красный, желтый, зеленый), действовать по инструкции, выделять заданный цвет, называя его. (Ветер сорвал крыши с разноцветных домиков. Надо поставить их на место.)

         «Ножки топают, ручки хлопают»

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп!

7. Развитие чувства ритма. (Машенька - Маша).

4-я неделя.

1 .Развитие плавного носового вдоха.

Упражнение «Ароматные коробочки».                                                         Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновые корочки, определить запах (можно использовать ароматические масла).

2.Развитие артикуляционной моторики:                                                 а) «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз).

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку,
трубочкой (5-6 раз).

в) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [у].

Упражнение «Слоник».                                                                 На слоненка погляжу,                                                                         Губы хоботком сложу,                                                                         На слоненка погляжу,                                                                         Губы трубочкой сложу.

Дети вместе с педагогом повторяют артикуляционный уклад звука [у], выполняя упражнение «Дудочка».                                                         3. Развитие мелкой моторики.

Упражнение «Солим воду, еду, салат и т.д.».                                         Перетирать тремя пальцами - большим, указательным, средним (крупу, гречку, рис).

4. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к взрослому, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами.

5. Развитие понимания речи.                                                                 Учить детей быстрому ориентированию в названии действий без обозначений их объектов или субъектов. Сначала спросить: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где девочка поливает цветы? Где кошка спит?» Затем из вопросов исключить названия субъектов: «Покажи, кто катается?  Кто сидит? Кто стоит?»

6. Обучение различать основные цвета (красный, зеленый, желтый), используя набор варежек, носков названных цветов.                                         7. Развитие чувства ритма. (Машенька-Маша).  

Декабрь                                                    1-я неделя

1. Формирование  предпосылок  комбинированного  типа  дыхания - носовой вдох, ротовой выдох.                                                                 Упражнение  «Пузырьки».

Используется  стакан,  наполовину  наполненный водой, и соломинки для коктейля.

Воспитатель показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами (при сильном выдохе вода выливается из стакана, при слабом – на поверхности воды образуются пузырьки).                                                                         2. Развитие артикуляционного аппарата:                                                 а) «Надуть щечки» (щечки толстые);                                                 б) язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами);                                                                                 в) упражнение «Лакание молочка».                                                 Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовет (слизываем «молоко» с верхней губы);

 г) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [ф].         Упражнение «Зайка».  

        Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята.                                                                                         Ушки – на макушке,

        А зубки – на губке.

        Упражнение «Ветерок»

        Между губами и зубами имеется узкая щель, через которую проходит воздушная струя; используется тактильный контроль ладонями воспитателя и ребенка произносим 5-6 раз.                                                         3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: определить звучание дудочки среди звучащих игрушек.                                         4. Развитие мелкой моторики стихотворений текста «Повар».

        Варим, варим щи (дети выполняют движения кистью по столу по часовой стрелке и против нее).

        Щи у Вовы хороши.

        5. Развитие понимания речи. Научить понимать вопрос «Чем?».

        Чем мама режет хлеб?

        Чем мальчик вытер лицо?

        Чем ты ешь суп?

        Чем девочка расчесывает волосы?

        6. Обучение различать основные цвета (красный, синий, желтый) предметов: действовать по инструкции, выделять и называть заданный цвет.                 

Упражнение «Строим башню»

        7. Развитие чувства ритма.

        Дед мороз.

Ст. Волгиной Муз. А. Филипенко

        Дед Мороз, Дед Мороз

Деткам елочку принес,

А на ней фонарики,

Золотые шарики.

Хлопаем в ладоши; «несем елочку» на плече (можно использовать палку); делаем «фонарики» - поднимаем руки вверх, сгибаем пальцы внутрь ладони («шарики»), крутим кистями рук из стороны в сторону.

2-я неделя                                                            

  1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания.

Игра «Мотыльки».

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел... и т.д.

На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажкой, мотыльками разного цвета или величины. Воспитатель читает стихотворный текст и предлагает ребенку подуть на мотылька определенного цвета или величины.

2. Развитие артикуляционной моторики:

а) «Надуть щечки» (щечки толстые);

б) язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за  нижними резцами);

в) упражнение «Лакание молочка»;

г) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [в].
Упражнение «Ветер».

Сильный ветер налетел,        

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

3. Развитие фонематического слуха: определять на слух знакомые звучащие игрушки.

4. Развитие мелкой моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста:

Пили, пила,

Пили живей (Дети  выполняют  скользящие движения  ребром  ладони  по  поверхности стола).

Мы домик строим

Для друзей (руки поднимаем над головой и показываем крышу домика).

5. Развитие понимания речи: понимать вопросы, поставленные к сюжетным картинкам (ситуации, знакомые детям):

- кто совершает действие;

- место действия;

- объект действия.

(Например, «Зимние забавы». Кто лепит снежную бабу? Скажи, что надето у девочки на голове, а что на ручках? Из чего лепят снежную бабу?)

6. Закрепление знаний основных цветов. Подбери пару: к красной шапочке - красный шарфик и т.д.

7. Развитие чувства ритма. (Дед Мороз).

3-я неделя

  1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания.

Упражнение «Воздушные шары»

         Подуть на шарик, так, чтобы он отлетел к кукле, мишке, зайке (шарики легкие от пинг-понга или надувные).

2.Развитие артикуляционного аппарата:

а) «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

«Надуть щечки» (щечки толстые). Сформировать и развивать артикуляционный праксис звука [п].

Упражнение «Рыбка».

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

(Дети беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения смыкают губы).

Упражнение «Звук [п]».

 Воздух в носик надувайся,

[п] сквозь губы прорывайся!

Загибаем пальчики на руке и произносим звук [п].

3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Пение птичек громко и тихо (фонограмма). Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое — приседают.

4. Развитие мелкой моторики (любая пальчиковая гимнастика).

5. Развитие понимания речи. Разложить картинки в нужной последовательности, поставить друг за другом игрушки так, как назовет воспитатель: корова, машина, кубик и т.д.

6. Обучение видению закономерности. Вставить недостающие звенья нужного цвета в гусеницу из 12 звеньев, чередующихся по цвету: красный, зеленый; красный, зеленый; .., красный, зеленый; ..; красный, зеленый.

7. Развитие чувства ритма. (Дед Мороз).                                                                                 Январь                 

                                 3-я неделя

1. Развитие речевого дыхания: дуть через трубочку из плотной бумаги на ватку или перышко, лежащие на столе (вдох через нос, выдох через рот).                                                                                                 2. Развитие артикуляционного аппарата:

а) «язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

в) «Надуть щечки» (щечки толстые);

г) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [б].
Упражнение «Голосок»

[б] легко произнеси,

Голосочек подключи.

Если   озвончение   звука   идет   трудно,   логопед   подключает   тактильный контроль, приложив руку ребенка к своей гортани, чтобы он ощутил, как дрожит «домик» голоска - горло.

Упражнение «Колыбельная Любе».

Баю-баюшки-баю,

Баю Любоньку мою!

Используется кукла, которую дети укачивают и напевают колыбельную.                                                                                                 3. Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Звучащий предмет».

На столе две коробочки, в одной - колокольчик. Логопед достает его и демонстрирует, затем убирает в коробочку, меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробочку.

        4. Развитие конструктивного праксиса: выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь взрослого в случае затруднения).

        5. Закрепление знаний цветов: составить гирлянды из флажков красного, синего желтого цвета (чередуя).

        6. Развитие пространственного праксиса: выделить голосом предлоги на и под. (Что под елкой, что на елке?).                                                  7. Развитие чувства ритма.

Елочка

Сл. Р. Кудашевой Муз. Л. Бекман

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была.

Водим хоровод по кругу, руки опущены вниз; водим хоровод по кругу, поднимает руки вверх; останавливаемся, размыкаем руки, кружимся на месте.

4-я неделя

1. Развитие речевого дыхания. Игра «Кто больше сдует снежинок?»

2. Развитие артикуляционного аппарата:

а) язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик» (5-6 раз);

б) максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбку, трубочкой;

в) «Надуть щечки» (щечки толстые);

г) язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

д) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [т]. Упражнение «Игра с язычком».

Кто же так стучит - тук-тук?

Язычок, наш верный ДРУГ.

Мы тихонько приседаем,

Язычками поиграем.

Нужно домик прибирать.  

Ну-ка, язычок-дружок,

Побели-ка потолок.

Упражнение «Барабанщик». 

В дверку постучим с тобой: «Той, той, той!» (Дети стучат кончиком языка за верхними зубами).

3. Развитие фонематического слуха: узнать бубен среди звучащих игрушек.

4. Развитие мелкой моторики с использованием прищепок разных цветов, аппликационных шаблонов «Солнышко», «Рыбка», «Метла», «Гребешок», «Шаль с кистями» и др. Нанизывать прищепки на шаблоны, снять прищепки по инструкции: сначала красные «лучики», затем зеленые, потом желтые.

5.  Расширение словарного запаса по теме «Зима». «Что бывает зимой?» (Идет снег, на деревьях нет листьев, люди надевают теплую одежду, дети катаются на санках и лыжах).

6. Развитие конструктивного праксиса: из трех белых кружочков
выложить снеговика сначала по образцу взрослого, затем самостоятельно.

7. Развитие чувства ритма. (Елочка).

Февраль

1-я неделя.

1 . Развитие речевого дыхания. Игра «Чей кораблик уплывет дальше?» (в тазике с водой).

2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале: используя одинаковые коробочки, наполненные солью, бобами, определить, в какой коробочке бобы, соль.

3. Развитие артикуляционной моторики:

а) «Часики». Язычок двигается с одного уголка губ в другой.

б) формировать и развивать артикуляционный праксис звука [д].
Упражнение «Строим дом».

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем,

[Д] легко произнесем.

[Д] легко произнеси,

Голосок свой подключи!

(дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам).

Установка: для ощущения работы голоса нужно подключить тактильный контроль - тыльная сторона ладони воспитателя и ребенка.

4. Расширение  словарного  запаса  по  теме  «Зима»  с  использованием настоящего снега, сосулек. Ответь на вопросы:

- Какого цвета снег, сосулька? (Снег белый, а сосулька прозрачная.) - Какие они на ощупь? (Холодные; снег мягкий, а сосулька твердая).

Наблюдать из окна, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. (Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?)

5. Развитие моторики: рисовать сосульки пальцем на запотевшем стекле. Тренировка конструктивных умений: из треугольников составить сосульку разных размеров.

6. Развитие чувства ритма. (Елочка).

2-я неделя.

1. Развитие речевого дыхания. (Надувать резиновые шарики игрушки и т.д.).

2. Развитие артикуляционного аппарата. Произносить звук [м], используя тактильный контроль тыльной стороной руки взрослого и ребенка.

Загибаем пальчики и произносим [м].

3. Развитие фонематического слуха. Тема «Домашние птицы». «Кто как кричит?» (Курица и цыпленок и т.д.)

4. Развитие словарного запаса.

Упражнение «Птичий двор».

Строить забор из кирпичиков. (На забор взлетел петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку») Рассказать, что есть у петуха (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как он кричит? Что умеет делать? (Ходить, клевать, кукарекать, звать, пить). При появлении курицы и цыпленка описать их внешний вид, повадки, части тела; тренироваться в подражаниях: «ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку».

5. Развитие пространственного праксиса: используется разрезная картинка (два горизонтальных разреза яйца). Игра проводится после чтения «Курочка Ряба». Вопросы: Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилось целое яйцо.

6. Развитие мелкой моторики: обвести форму яйца, наложив на рисунок картинку, раскрасить яйцо, используя основные цвета: красный, желтый, зеленый.

7. Развитие чувства ритма.

Цыплята

Сл. Т.Волгиной Муз. А. Филиппенко

         Вышла курочка гулять.        

Свежей травки пощипать

А за ней ребятки -

Желтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Лапками гребите.

Зернышки ищите!»

Съели толстого жука.

Ходим, руки за спиной; присаживаемся на корточки, пальцами «щиплем травку»; бегаем, «машем крылышками», «грозим» указательным пальчиком правой руки; руки перед грудью, «гребем»; присаживаемся на корточки, щепотью правой     руки     достаем     из     земли воображаемые зернышки. Складываем ладони вместе; указательными пальцами закручиваем спиральки; губки вытягиваем, втягиваем воздух; руки вытягиваем вперед, соединяем вместе ладони.                                                                                 3-я неделя                                                         1. Развитие речевого дыхания плавной, сильной выдыхаемой струей         Упражнение «Сдуть кусочек ватки с ладошки».                                 2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [н]. Загибаем пальчики на ручках, произносим звук [н].

Упражнение «Закроем ворота».

Тактильный контроль выдыхаемой воздушной струи через нос, контроль за работой голоса.                                                                                       3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Игрушка улыбается». 

Плюшевый мишка услышал, что малыш знает много слов. Мишка просит научить произносить их. Он плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Мишка старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда один звук другим: «кубик» - «пубик» и т.д. Малыш не соглашается с ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки.

4. Развитие речи. Тема «Домашние животные» (кошка).

Игра «Давай познакомимся». 

Назвать части тела животного, уточнить, чем питается, как подает голос, где живет.

5. Закрепление знания цветов: «Какой бантик завяжем кошке?»         (Красный, желтый, зеленый.)

6. Определение величины предмета: учим складывать пирамидку из трех-пяти колец с учетом их величины.

7. Развитие чувства ритма.

4-я неделя

  1. Развитие воздушной струи.

Игра «Сдуй бабочку с цветка».

Используем пособие: из картона вырезан цветок. К обратной стороне цветка прикрепляем нитку, на которой висит силуэт бабочки.

  1. Развитие    артикуляционного    аппарата:    формировать артикуляционный праксис звука [н].

Используется    прием   «Подражание»   и   тактильный    контроль   тыльной стороной рук взрослого и ребенка.

  1. Развитие слухового внимания.

Игра «Подскажи словечко».

Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово). Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку ...

(мячик).

4. Заучивание стихотворения про кошку.

5. Развитие конструктивного праксиса: строить забор, ворота из брусков (машина должна свободно проехать в построенные ворота).

6. Развитие мелкой моторики: сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять З—5 раз)        .

7. Развитие чувства ритма. (Цыплята).                                                                                Март

1-я неделя

Развитие воздушной струи.

Игра «Сдуй бабочку с цветка».

2. Развитие артикуляционного аппарата: учить переключению с артикуляции огубленных гласных, узнавать звуки по артикуляции; [а] - губы кружочком, [у] - губы трубочкой, форма маленького кружочка, [и] - губы растянуты в узенькую полоску.

3. Развитие фонематического слуха: узнавать звук [а] среди гласных [о], [у], [и].

4. Развитие речи.

Тема «Домашние животные» (свинья). Изучение животного с его детенышами в течение недели.

5. Закрепление знаний основных цветов: выстроить предметы в ряд - красная, желтая, зеленая.

6.  Развитие мелкой моторики.

Игра «Пальчики здороваются». 

Пальчики правой руки здороваются с одноименными пальчиками левой.

7. Развитие чувства ритма.

Во поле береза

Русская народная песня

Во поле береза стояла

Во поле кудрявая стояла

Люли, люли стояла

Люли, люли стояла.

Мелкими шажками идем в одну сторону (можно друг за другом); идем в другую сторону; кружимся на месте в одну сторону кружимся в другую сторону.  

2-я неделя

  1. Развитие речевого дыхания выдыхаемой воздушной струей.

Дуем в коктейльную трубочку.

  1. Развитие артикуляционного аппарата (см. предыдущую неделю).

3. Развитие фонематического слуха: узнавание [у] среди гласных.

4. Развитие речи.

Тема «Домашние животные» (корова). Уточнение и расширение словарного запаса: назвать части тела животного, чем питается, назвать детенышей.

5. Развитие зрительного восприятия: узнавать домашних животных го контурам.

6. Развитие мелкой моторики: пальчики одной руки здороваются с большим пальцем.

7. Развитие чувства ритма. (Во поле береза стояла).

3-я неделя

  1. Развитие речевого дыхания. Используется имитация свечи - деревянная палочка с перышком.

Упражнение «Кто задует свечи одним выдохом?».

  1. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [с].

Язычок за нижними зубками. При произношении звука [с] поднимаем и опускаем руку, как-будто накачиваем колесо у машины, используем игрушку-машину.

Упражнение «Язычок отдыхает».        

Язычок наш загорает.

Легко, спокойно отдыхает

И тихонько напевает:

«И-и-и-и».

Упражнение «Насос».

Губки улыбаются,

Зубки появляются...

Воздух ротиком вдыхаем,

Через зубы выдыхаем...

Мы в насос сейчас играем!

Свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминает звук [с].

Дети должны ощутить холодную струю воздуха, используя тыльную сторону руки.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто внимательный?».

Взрослый садится на расстоянии 2—3 м от детей, рядом с которыми разложены игрушки, и дает инструкции очень тихо, шепотом: «Возьми  mишку и посади в машину. Вынь мишку из машины. Посади в машину куклу». Лети должны услышать, понять и выполнить эти команды.

4. Развитие речи.

Игра «Помоги маме найти детенышей» На столе картинки с изображением детенышей, изображения взрослых животных у логопеда, который показывает картинку собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Дети ищут подходящую картинку и называют детеныша собаки. При необходимости логопед помогает. Игра продолжается, пока все мамы не найдут своих детенышей.

5. Развитие мелкой моторики: обводить контуры собаки, накладывая на рисунок прозрачную пластиковую пластинку, затем раскрасить.

6. Развитие пространственного праксиса: составить картинку собаки из трех частей, имея перед собой образец.

7. Развитие чувства ритма. (Во поле береза стояла)                 

4-я неделя

1. Развитие речевого дыхания. Используются султанчики.

2. Развитие артикуляционного аппарата: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [х].

Упражнение «Теплый ветерок». 

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Дуем на ладошки.

Дети должны тактильно ощутить теплую выдыхаемую струю.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Угадай, кто кричит?».

Воспитатель подражает крику домашних животных и просит угадать, кто придет к ним в гости (можно использовать фонограмму).

4. Развитие речи. Тема «Домашние животные». Задание: «Назови ласково: собака — собачка, хвост - хвостик и т.д.».

5. Развитие мелкой моторики. Задание такое же, как и на 3-й неделе. Используется маркер. При затруднении взрослый помогает.

6. Развитие пространственного праксиса: составить целую картинку с изображением домашнего животного из трех частей.

7. Развитие чувства ритма.

Апрель

1-я неделя

  1. Развитие речевого дыхания.

Мыльные пузыри или вертушки.

2. Развитие артикуляционной моторики: формировать и развивать артикуляционный праксис звука [к].

Упражнение «Потеряли мы кота» Язык книзу — та-та-та. Потеряли мы кота. Язык книзу — та-та-та. Где же нам найти кота? (выполняем 2-3 раза).

3. Развитие фонематического слуха. Дети закрывают глаза, логопед тихо встает в стороне от них и звенит в колокольчик. Дети должны повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

4. Развитие речи.

Тема «Домашние животные». Уточнить понятие «один - много». «Кто где спрятался?» (предлоги под, за, в, на). По разрезным картинкам   учить составлять целое из трех-четырех частей, используя вертикальные   и горизонтальные разрезы.

5. Развитие мелкой моторики: обводить контуры домашних животных по шаблонам, раскрасить их.

6. Развитие чувства ритма.

        Бабушкин козлик

Русская народная песня

Жил-был у бабушки        

Серенький козлик.        

Вот как, вот как.    

Серенький козлик!        

Бабушка козлика.

Очень любила

Вот как, вот как.

Очень любила.        

Делаем  «рожки»  —  приставляем ко лбу - указательные пальцы обеих рук; хлопаем в ладоши; «гладим» козлика; хлопаем в ладоши.

2-я неделя

  1. Развитие речевого дыхания.

Дуем в коктейльную трубочку.

  1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Угадай, кто идет?».

        Дети рассматривают картинки с изображением цапли и воробья. Логопед объясняет (показывает), как цапля ходит важно и медленно, а воробей

прыгает быстро.  Если логопед медленно стучит в бубен, дети должны ходить, как цапля, если быстро - дети скачут, как воробьи.

  1. Развитие   артикуляционного   аппарата:    формировать   и   развивать артикуляционный праксис звука [г].

Загибаем пальчики на ручках и произносим звук [г].

4. Развитие речи. Игры «Дикие животные», «Давай познакомимся» проводятся аналогично игре из темы «Домашние животные» («Помоги маме найти детеныша», «Угадай, кто это?»).

5. Развитие мелкой моторики: разобрать и собрать матрешку из четырех предметов.

6. Развитие чувства ритма. (Бабушкин козлик).

3-я неделя

  1. Развитие речевого дыхания.
  2. Упражнение «Так ли это звучит?».

Используются две большие карточки с изображением мишки и лягушки: набор картинок, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка: кукушка, катушка, хлопушка). Задание: подобрать картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляются, взрослый помогает им.

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Качели».

Напряженным    языком   тянуться    к    носу,    подбородку;    прямые    руки одновременно с языком вытягивать то вверх, то вниз.

4. Развитие фонематического слуха: хлопнуть в ладошки, если услышишь [а] среди других гласных звуков (можно по картинкам).

5. Развитие речи.

Тема «Весна»: признаки весны, наблюдения за снегом, одежда людей. Игра «Оденем куклу Лялю на прогулку».

  1. Развитие чувства ритма. (Бабушкин козлик).                                                         4-я неделя
  1. Развитие речевого дыхания.

Дуем в стакан с водой из трубочки.

2. Развитие артикуляционного аппарата. Напряженным языком упереться попеременно в одну и другую щеку.

3. Развитие речи.

Тема «Игры детей весной». Беседы по сюжетным картинкам, наблюдение за жизнью растений.

4. Развитие моторики (любая пальчиковая гимнастика).

5. Закрепление знаний основных цветов: составить веночек, используя основные цвета.                                                                                  6. Развитие чувства ритма. (Бабушкин козлик).

Май

2-я неделя

1. Развитие речевого дыхания, длительного плавного вдоха. Используется цветок сирени (Ах, какой аромат!).

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения «Лопаточка», «Иголочка».

3. Развитие фонематического слуха: узнать звук [у] среди гласных. Хлопнуть в ладошки, если услышишь, как гудит самолет.

 4. Развитие речи. Тема «Дикие животные» (заяц).

Назвать части тела животного, чем оно покрыто? Где живет? Что любит? Используются сюжетные картинки. Разъяснить понятия: заяц - зайцы, заяц - зайчик.

  1. Развитие моторики

Игра «Ушки».

Указательный и средний пальцы вытянуть (повторить 5 раз).

6 .Закрепление знаний основных цветов.                

  1. Развитие чувства ритма.

Мишка с куклой пляшут полечку.

Сл. и         муз. М. Качурбиной.

Миша с куклой бойко топают (Прыжки на месте с подскоками)

Бойко топают, посмотри!                

И в ладоши хлопают. ( Хлопаем в ладоши).

Звонко хлопают раз, два, три!

3-я неделя

1. Развитие плавного, длительного вдоха. Используются цветы яблони (Ах, какой запах!).

Вдох носом, выдох ртом (3-4 раза).

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Громкий барабан».

Широкий язык поднять вверх, произносить громко, отрывисто, не опуская кончика языка: «Д-д-д-д-д».

3. Развитие фонематического слуха. Звук [о] среди гласных.

4. Развитие речи.

Тема «Дикие животные» (лиса) (см. занятие на предыдущей неделе).

  1. Развитие моторики.

Упражнение «Солнечные лучики».

Пальцы вытянуть, затем сжать в кулак (повторить 3— 5 раз).

6. Закрепление знаний основных цветов. Картинка «Цветные коврики» составлять из четырех частей.

7. Развитие чувства ритма. (Мишка с куклой пляшут полечку).

4-я неделя

1. Развитие длительного плавного вдоха. Используется цветок одуванчика (Ах, какой аромат!).

2. Развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Лошадка».

Используется прием подражания.

  1. Развитие фонематического слуха. Звук [и] среди гласных.
  2. Развитие речи.

Тема «Дикие животные» (белка).

Назвать части тела животного. Чем оно покрыто? Где живет? Что любит? Используются сюжетные картинки. Разъяснить понятия: белка – белки, белка-бельчонок.

  1. Развитие мелкой моторики: лепить из пластилина «орешки» для белочки.
  2. Закрепление знаний основных цветов. Игра «Конфетные обертки».
  3. Развитие чувства ритма. (Мишка с куклой пляшут полечку).

.

                

 

        

        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет

Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2-3 лет...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

В данной публикации я представляю проект по формированию навыков здорового образа жизни во второй младшей группе, который является выпускной аттестационной  работой по профессиональной пере...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни".

Воспитание есть ни что иное, как привычка. Жан Жак Руссо Известно, что самые прочные привычки, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка пол...

Статья на тему: «ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ»

Является общеизвестным фактом, что здоровье человека закладывается в детстве. У ребенка организм очень пластичен, гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека. ...

Ежедневное планирование работы по формированию общих речевых навыков

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ...

Статья по теме: «Лэпбук как средство формирования культурно–гигиенических навыков у детей третьего года жизни»

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности и содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требов...