МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
статья по логопедии

Ковалева Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

Ковалева Т. В.

Учитель-логопед Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 494

В данной статье речь пойдет о необходимости выявления нарушения фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Будет представлена классификация фонематических процессов. Далее будут рассматриваться нарушения фонематических процессов при дизартрии с точки зрения исследователей. А также предложены методические подходы к выявлению нарушения фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Ключевые слова: речь, онтогенез, дизартрия, фонематические процессы, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления, речевой дефект.

Речь – появляется по мере того, как ребенок развивается. Считается, что речевая функция – это одна из главных функций человека, а правильная речь определяет успешность в освоении грамоты и процесса чтения. При нарушении речи у ребёнка затрудняется общение с окружающими, происходит задержка в формировании познавательных процессов, что является препятствием к становлению полноценной личности.

В последнее время происходит увеличение количества детей с речевыми нарушениями, что является очень серьезной проблемой. Дизартрия, при этом – одно из распространенных нарушений, а развитие фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства.

Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для речевого развития. Фонематические процессы представляют собой базу, на которой строится овладение речью, как основным средством общения. [Рис.1] Исследователи, занимающиеся проблемой развития фонематических процессов в онтогенезе, отмечали, что развитие и становление данных процессов происходит постепенно и по определённым закономерностям.

Рисунок 1 - Классификация фонематических процессов

Формирование всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития и при нормальном интеллектуальном развитии завершается в младшем школьном возрасте.

О дизартрии заговорили в печати более 150 лет тому назад. Немецкий невролог Литтль, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Термин «дизартрия» был использован Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции.

Особенностями фонематических процессов у детей с дизартрией занимались такие учёные, как Е. Ф. Соботович, В. А. Киселева, Л. Н. Ефименкова, В.И. Бельтюков и другие, но данная проблема до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Таблица 1 – Нарушения фонематических процессов при дизартрии по мнению исследователей

Исследователи

Нарушения фонематических процессов при дизартрии

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова

У детей с дизартрией имеется недоразвитие как фонематического, так и фонетического восприятия.

М. Ф. Фомичева

Отмечаются существенные трудности в различении на слух правильного и искаженного звука. С трудом происходит различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), выбор картинок на заданный звук, узнавание слогов

Р. И. Лалаева

Дети не контролируют свое звукопроизношение и не различают собственное неправильное произношение и произношение окружающих

Е. Ф. Архипова

Нарушение моторики органов артикуляционного аппарата из-за наличия патологической симптоматики (гипер и гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация) влечет за собой ухудшение качества артикуляторных движений, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование фонематического слуха

Е. М. Мастюкова

Ребёнок недостаточно хорошо чувствует положение и движение своих артикуляторных органов, что затрудняет уточнение им звукового состава слова путём его громкого или «скрытого» проговаривания

И. Н. Садовникова

У детей не сформировано представление о звуке, как о самостоятельной языковой единице. Для них непонятны формулировки «начало»; «середина»; «конец слова». Кроме этого они не могут определить количество, а также последовательность звуков в слове

Нарушения фонематических процессов при дизартрии являются вторичными и возникают вследствие нарушения речевых кинестезий, которые проявляются при морфологических и двигательных поражениях органов речи. [таблица 1]

Степень выраженности поражений данных процессов зависит от степени выраженности самой дизартрии. То есть, исходя из вышеперечисленного, к основным признакам несформированности фонематических процессов относятся: неправильное различение на слух фонем в собственной и чужой речи (чаще всего это оппозиционные звуки: твердые – мягкие, звонкие – глухие, шипящие – свистящие, аффрикаты – сонорные); недоразвитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза; недостаточная сформированность фонематических представлений.

У детей с дизартрией имеет место нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами. Данное нарушение приводит к несформированности фонематических процессов. Поэтому, недоступными для таких детей становятся более сложные операции, которые должны формироваться на базе фонематического восприятия. В последствие это проявится в нарушении процессов чтения и письма. 

Для того, чтобы в дальнейшем ребенок был успешен, перед проведением систематической поэтапной работы по формированию фонематической стороны речи и необходимой коррекции, следует выявить особенности нарушений и уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Согласно поставленной цели можно решить следующие задачи: выделить этапы педагогического эксперимента; подготовить материал для диагностики и определения уровня развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией; определить группу детей и организовать обследование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с подобранной методикой; выявить и проанализировать результаты обследования уровня развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Все диагностическое обследование делится на три этапа, направленные на обследование фонематических процессов.

На первом этапе обследуются способности по узнаванию и различению неречевых звуков, одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру голоса и слов, близких по звуковому составу.

На втором этапе проводятся исследования возможности дифференцирования слогов и фонем.

На третьем этапе обследуются навыки элементарного фонематического анализа и синтеза; обследуются фонематические представления.

Чтобы исследовать каждый компонент фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией можно выбрать методики следующих авторов. Для выявления результатов обследования фонематического слуха – методические материалы Е. Ф. Архиповой [1]; для исследования данных фонематического восприятия – методические материалы Е. Ф. Соботович [5]; для обследования способностей к фонематическому анализу, синтезу и фонематическим представлениям – методические материалы Л. Ф. Спировой [6], Р. И. Лалаевой [3], Л. В. Лопатиной [4].

При обследовании, для предоставления детям наглядного материала, может быть использован «Альбомом для логопеда» О. Б. Иншаковой [2].

Данные методики используют в логопедической практике для обследования фонематической стороны речи детей. С их помощью видна картина речевого дефекта и предоставлена возможность выявления степени нарушения фонематических процессов.

Список использованных источников

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: Учебное пособие /Е. Ф. Архипова. Москва: АСТ: Астрель. 2006. 319 с.

2. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда //Коррекционная педагогика /О. Б. Иншакова. Москва: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. 279 с.

3. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие /Р. И. Лалаева. Санкт-Петербург: Наука–Питер, 2006. 102 с.

4. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: Изд-во СОЮЗ, 2000. 192 с.

5. Соботович Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики /Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. Москва, 1974. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: –  http://pedlib.ru/Books/2/0021/2_0021-1.shtml 

6. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Москва: Педагогика, 1980. 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проект "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"  представляет собой взаимодействие участников образовательного процесса с ко...