Упражнение на развитие артикуляции
методическая разработка по логопедии

Махревич Юлия Александровна

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями звукопроизношения – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков. 

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

 

  • выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
  • тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
  • формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsii.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

              
Развитие дыхания
( Физиологическое дыхание)


Поиграем животиками
Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения                                 
Вариант 1                                                                         
    В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают-  при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как  будто она качается на качелях.
  

Вариант 2
   В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
   Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3  или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох)  от трех до семи раз подряд.

 Мимика   
      Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
      «Плакса» - зажмуривание глаз;
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
      Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

      Артикуляция.
Для развития артикуляционной моторики на занятиях проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
     «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
     «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
     «Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
     «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
      Часики. Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении   счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы»

  Качели. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края языка подняты, но не

касаются зубов.

Иголочка. Рот открыт. Напряжённый язык выдвинуть вперёд.

Горка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка

поднята вверх. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Развитие голоса

   Далеко и близко
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.
  Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
  Задача других детей отгадать, далеко или  близко находится животное или звенит звонок.
  Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

      Тишина
  Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
  Описание упражнения

Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была     (произносится голосом обычной силы)
тишина,  тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом   (громче)
грома    (еще громче)
сменилась она.      (громко)
И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)
тихонько       (произносится очень тихо)
Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Темп речи


 Карусели
  Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
             Еле, еле, еле, еле
             Завертелись
             Карусели
(говорить в медленном темп)
             А потом, потом, потом  
(темп постепенно нарастает)
            Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)
            Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)
            Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)
            Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).
           Вот и кончилась игра.
  Упражнение можно выполнять под музыку.

  Развитие ритма речи

  Выдели слово
  Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
  Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
  Описание упражнения
 Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

 Развитие внимания
 Упражнения на распределение внимания
  

 Зоопарк
  Цель: распределение внимания.
  Описание упражнения
  Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
  Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
   По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
   Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
 Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития органов артикуляции

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. С помощью представленных упражнений вы сможете выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а з...

Игры и упражнения для развития у детей правильной артикуляции звука [а].

Игры и упражнения для развития у детей правильной артикуляции звука [а], фонематического слуха, формирования представлений о букве А и подготовки руки к письму....

игры и упражнения для развития артикуляции и речи

консультация для родителей в которой простыми словами обозначена пролблеиа и её решение....

Упражнения для развития артикуляции

В данном материале даны упражнения для развития артикуляции...

Комплекс артикуляционных упражнений для развития артикуляции и правильного произношения звуков у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой комплексы артикуляционных упражнений для выполнения с ребенком., будет полезен воспитателям, логопедам и родителям....

Дыхательные и звуковые упражнения. Упражнения для развития артикуляции

Подобраны упражнения, которые будут полезны педагогам и родителям...