Конспект образовательной деятельности c детьми старшей группы, с использованием речедвигательных упражнений на звуки Ш и С «На цветочной поляне»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фаттахова Татьяна Анатольевна

 Закрепление знания звуков [Ш] и [С], с использованием на занятии речедвигательных ритмичных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_22na_tsvetochnoy_polyane22.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности c детьми старшей группы,

с использованием речедвигательных упражнений на звуки Ш и С

 «На цветочной поляне»

Тема:  Закрепление знаний звуков Ш и С, различать при нахождении в словах.

Цель:  Закрепить знания звуков [Ш] и [С], используя речедвигательную ритмику движения.

Задачи:

  1. Коррекционно – образовательные задачи:
  • закрепить произношение звуков [Ш] и [С] с гласными звуками [А], [О], [У], [И], [Ы] в слогах;
  • учить различать звуки [Ш], [С] в начале и в конце слов с использованием картинок;
  • развивать у детей подражание к речевым действиям;
  • развивать у детей слухоречедвигательной координации.
  1. Коррекционно – развивающие задачи:
  • формировать фонематическое восприятие;
  • формировать артикуляцию;
  • формировать целенаправленную воздушную струю;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  1. Коррекционно – воспитательные задачи:
  • воспитывать привычку заниматься сообща;
  • воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.

Оборудование: компьютер, экран, дерево, поляна, ромашки, зеркала индивидуальные, разрезные картинки, картинки со звуками ш и ж, мольберты, грецкие орехи

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети собираются в музыкальном зале под мелодию звуков природы. Встают около поляны с цветами.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, как много цветов, как красиво, солнечно и тепло. Давайте и мы подарим друг другу тёплые улыбки.

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлём улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

(Логопед и дети проговаривая стихотворение выполняют движения, связанные с текстом.)

Логопед: - Я вас сегодня приглашаю погулять по цветочной полянке

На экране заставка цветочная полянка.

Логопед: - Смотрите какая красивая полянка. Ребята, давайте догадаемся, кого мы сейчас услышим. 

Звучит жужжание шмеля. (на экране шмель, комар, бабочка)

Дети: - Шмель.        (на экране остаётся шмель)

Логопед: - Молодцы, вы верно угадали.

Звук, сверчка. (на экране сверчок, лягушка, муха)

Логопед: - Ребята, а кого мы сейчас слышим?

Дети: - Сверчка.   (на экране остаётся сверчок)

Логопед. – Правильно.

(на экране появляется слайд со шмелём и сверчком)

Логопед: - Ребята, на какой звук начинается слово шмель?

Дети: - На звук Ш

Логопед: - Правильно. А на какой звук начинается слово сверчок?

Дети: - На звук С

Логопед: - Молодцы!

Логопед: - Давайте сегодня мы погуляем там где любят летать шмели и стрекочут сверчки. А вы знаете где они любят летать и жужжать, и стрекотать?

Дети: - дают разные ответы.

Логопед: - Вы правильно отвечали. Мы погуляем по цветочной лужайке и посмотрим на шмелей и сверчков.

Логопед: -  Я хочу с вами немножко поговорить о шмеле и сверчке.

На экране сверчок и шмель чистят носик и голову

Логопед: - Ребята, смотрите, а что же делают наши друзья?

Дети: - ответы разные

Логопед: - Вы правы, они чистят свои клювики и голову, а я предлагаю вам посидеть на нашей цветочной полянке и по массажировать наши личики.  

  1. Самомассаж лица и головы.

       Раз, два, три четыре, пять –                         (погладить лицо обеими руками по массажным линиям,

                                                                                                  начиная от середины лба к вискам, от носа к щекам

                                                                                                  от подбородка к мочкам ушей)

       Насекомых надо знать.                                  (рисовать указательным пальцем и средними пальцами

                                                                                                   «очки» вокруг глаз)

         Шмель,                                                            (спиралевидное растирание щёк от крыльев носа к вискам

                                                                                                   по массажным линиям)

        Кузнечик,                                                         (постукивать указательными и средними пальцами по

                                                                                                  щекам по направлению от крыльев носа к вискам по

                                                                                                   массажным линиям)      

       Стрекоза,                                                         (выполнить пиление щёк указательными пальцами

                                                                                                   в направлении снизу вверх от крыльев носа к вискам

                                                                                                   по массажным линиям)        

       Муравей,                                                           (погладить носогубные складки от носа к углам губ)                  

       Комар,                                                               (растереть по спирали носогубные складки)      

       Оса,                                                                    (пощипать верхнюю губу от середины к углам)

       Муха,                                                                  (пощипать нижнюю губу от середины к углам)

       Бабочка,                                                              (погладить от середины верхней губы через углы к

                                                                                                     середине нижней губы)

       Сверчок,                                                               (указательными пальцами с обеих сторон выдвинуть

                                                                                                    губы вперёд  - отодвинуть назад)            

       И у каждого шесть ног.                                     (погладить всё лицо сверху вниз)    

                                       

Логопед: - Молодцы, ребята!

  1. Артикуляционная гимнастика. 

Закрепление артикуляционной гимнастики пройденной на первом занятии по постановке согласного звука [Ш].

Логопед: - Смотрите наш шмель что то опять делает? Что же он делает?

Дети: - Пьёт нектар из цветка,

Логопед: - Правильно. Это очень полезное насекомое-опылитель, без которого не могли бы размножаться многие растения. Я предлагаю показать ему зарядку для язычка, как вы думаете? (на экране слайд с шмель на цветке). Дети соглашаются и берут зеркала.

Язык широкий положи                                  (рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык на

И спокойно удержи.                                         нижнюю губу и удерживать его под счёт от 1 до 5-10)

Язычок на крылечке полежал –                       (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднимается      

И на качели побежал.                                      к носу и опускается к подбородку, касается кончиков

                                                                           верхних зубов и опускается к нижним)

Мы покрасим потолок,                                   (рот широко открыт, широкий язык поднять вверх,    

Маляром стал язычок.                                            двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности

                                                                                           нёба) вперёд – назад

Любим пить мы крепкий чай,                        (рот широко открыт, широкий язык поднять кверху

Ну–ка, чашку подставляй                                потянуться боковыми краями и кончиком языка к

                                                                                           верхним зубам, но не касаться их)    

Мы вареньем, крепким чаем                           (рот приоткрыть, широким языком облизать всю

Всех знакомых угощаем…                               верхнюю губу и занести язык в рот к альвеолам)  

С губ сотрём следы варенья,

Угощение – объедение!

Едем, едем на лошадке                                     (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижать к    

По дорожке гладкой.                                         нёбу, со щелчком оторвать)

Лошадка шла, шла                                             (рот открыт, губы в улыбке, прижать широкий язык

И грибок нашла.                                                  всей плоскостью к нёбу (язык присасывается)

                                                                            удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10)

На гармошке дед сыграет                                  (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат

И песенку споёт…                                               к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка,

                                                                                раскрывать и закрывать рот)

Логопед: - Ребята, вы такие молодцы и я думаю наш шмель с удовольствием посмотрел нашу зарядку для язычка!  

Логопед: - Ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды.

Дети делятся на две команды.

Логопед: - Ребята, у меня есть две корзинки. Вам необходимо составить картинки на мольберте. Вы готовы?

Дети берут корзинки и составляют картинки.

Логопед: - Вы большие молодцы  и отлично справились с заданием. А кто у вас получился?

Дети: - шмель, сверчок

Логопед: - Ребята на столе я приготовила для вас картинки и предлагаю команде, которая собрала из пазлов шмеля найти картинки со звуком –ш-, а команде которая собрала сверчка найти картинки со звуком –с-.

Дети находят картинки и размещают их на мольберте.

Логопед: - Я предлагаю проверить. Начнём с команды шмелей. Команда сверчки проверяет и если шмели допустили ошибку – сверчки должны хлопать в ладоши. Затем шмели проверят сверчков.

Дети: - перечисляют

Логопед: - Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть и придумать к нашим словам на картинках словосочетания.

Дети вместе с логопедом проговаривают словосочетания:

- Сосновая шишка; смешная шляпа; пустой мешок; спелая груша; сладкий шоколад;

соска для малыша.

Логопед: - Молодцы ребята, а может мы погуляем под нашими деревом и посмотрим что же может под ним лежит?  Сначала скажите пожалуйста, что мы можем найти под деревом?

Дети дают разные ответы.

Логопед: - Молодцы! Я предлагаю посмотреть под нашим деревом.

Дети берут по одному ореху.

Логопед: - Ребята, а орехи какие?

Дети дают ответы разные, описывая орехи.

Логопед: - Правильно, молодцы! Давайте поиграем с орехами и по разминаем наши пальчики и ручки, покажем шмелю и сверчку какие они у нас ловкие.                                                                      

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (с использованием каучуковых мячиков диаметром 2 см)

На полянке я сижу,                                         (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все

Во все стороны гляжу                                             пальчики по очереди, правой руки)

Сколько насекомых здесь!                             (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все

                                                                           пальчики по очереди, левой руки)          

Всех пожалуй и несчесть,                              (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все

Вот пчела, а вот оса                                        пальчики по очереди, правой руки, тыльной стороны)

Это бабочка – краса.                  

Муравей и стрекоза,                                        (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все

Попрыгунья, егоза.                                         пальчики по очереди, левой руки, тыльной стороны)                

Все спешат,                                                     (катать мячик кончиками пальцев: указательный -    

                                                                           указательный, средний – средний, безымянный –  

                                                                                         безымянный, мизинец – мизинец, большой – большой)                            

Все трудятся,                                                  (катать мячик от кончиков пальчиков до плеча,

                                                                                           сначала правой руки, затем левой)

А она красуется!                                             (катать мячик вверх – вниз, между ладоней, до

                                                                           кончиков пальцев)    

  1. Закрепление  звуков [Ш] и [С].

Логопед: - Ребята, мы с вами в самом начале говорили о том что шмель начинается на звук Ш, а сверчок на звук С. Я предлагаю вам сейчас вспомнить как же мы их проговаривали в движении. Вы согласны?

С использованием речедвигательной ритмики пропеть звуки [Ш] и  [С] соединяя с гласными звуками [А], [У], [И], [О], [Ы] по схемам (схемы словосочетаний на экране).

Логопед: - Какие вы молодцы! Я хочу предложить вам ещё поиграть. Вы готовы?

Дети соглашаются.

Логопед: - Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте найти ошибки в словах.


Прилетел сердитый шмель, 
Попыхтел сердитый шмель, 
И сказал сердитый шмель: 
- Приштавать ко мне не шмей!

Дети находят ошибки в словах и исправляют, проговаривают вместе с логопедом стихотворение без ошибок.

Логопед: - Ребята, вы отлично справились с заданием. И сейчас я предлагаю вам превратиться сначала в шмеля, а  затем в сверчка.

Логопед: - Ребята, а что делают шмели?

Дети дают разные ответы.

Логопед: - Да, шмели летают с цветка на цветок и жжужат, ж-ж-ж-  крылышки сильно не поднимают и машут часто. Шмели у нас присядут, чтобы перелетать с цветка на цветок

Логопед: - А что делают сверчки?

Дети дают разные ответы.

Логопед: - сверчки прыгают и стрекочут, ч-ч-ч-. Сверчки тоже присядут и будут прыгать с цветка на цветок

  1. Дыхательная гимнастика «Шмель» и «Сверчок».

Сначала дети ритмично передвигаются. При этом произнесении звуков набирают через нос быстро воздух, наполняя живот и при медленном выдохе жжужат и стрекочут. Повторяется 3-5 раз.

Логопед: - Вы большие молодцы! Я думаю наши шмели и сверчки устали и я предлагаю вам отдохнуть на цветочной полянке, давайте положим голову на цветочек и ляжем. Расслабимся и отдохнём, ручки положим на животики, надуем быстро животики через нос, выдох через рот медленно. Повтор 3-5 раз

Логопед: - Молодцы!

  1. Подведение итогов занятия  

Логопед: - Ребята, вот и подошла наша прогулка к концу и нам пора возвращаться обратно. Где же вы сегодня побывали?

Дети дают разные ответы.

Логопед: - С какими насекомыми вы сегодня познакомились? 

Дети: - шмель и сверчок

Логопед: - Какие звуки мы сегодня с вами закрепили?

Дети: - звуки ш и с.

Дети делятся своими приобретёнными навыками, рассказывают что понравилось, что получилось, и над чем ещё хотят поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию: «Помощь жителям цветочного городка »

Конспект  по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию:«Помощь жителям цветочного городка »...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР на тему «Волшебное дерево доброты» (с использованием ИКТ)

С помощью ИКТ (презентации к занятию) педагог слвершенствует  умение детей  составлять описательный рассказ с опорой на схему, активизирует, обогащает словарь по теме «Деревья», развивает на...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием социо-игровой технологии и ИКТ Тема: «Знатоки природы»

Цель:- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Задачи:- расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;- пополнять знания детей новыми сведениями;- закреп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Знакомство со швейными принадлежностями”

Знакомство детей со швейными принадлежностями. Рассказ о правилах безопасности при работе с иглой. Активизация словаря за счет существительных: игла, ткань, нитки, ножницы.  Развивитие у де...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с использование развивающих игр В.В. Воскобовича "Спасение Магнолика в стране математики"

Данный конспект разработан для детей старшей группе. Благодаря использованию развивающих игр В. В. Воскобовича, дети попадают в волшебную страну. Где им предлагается выполнить различные задания, для т...