Конспект образовательной деятельности c детьми старшей группы, с использованием речедвигательных упражнений на звуки Ш и С «На цветочной поляне»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Закрепление знания звуков [Ш] и [С], с использованием на занятии речедвигательных ритмичных движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_22na_tsvetochnoy_polyane22.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности c детьми старшей группы,
с использованием речедвигательных упражнений на звуки Ш и С
«На цветочной поляне»
Тема: Закрепление знаний звуков Ш и С, различать при нахождении в словах.
Цель: Закрепить знания звуков [Ш] и [С], используя речедвигательную ритмику движения.
Задачи:
- Коррекционно – образовательные задачи:
- закрепить произношение звуков [Ш] и [С] с гласными звуками [А], [О], [У], [И], [Ы] в слогах;
- учить различать звуки [Ш], [С] в начале и в конце слов с использованием картинок;
- развивать у детей подражание к речевым действиям;
- развивать у детей слухоречедвигательной координации.
- Коррекционно – развивающие задачи:
- формировать фонематическое восприятие;
- формировать артикуляцию;
- формировать целенаправленную воздушную струю;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- развивать общую и мелкую моторику.
- Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать привычку заниматься сообща;
- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.
Оборудование: компьютер, экран, дерево, поляна, ромашки, зеркала индивидуальные, разрезные картинки, картинки со звуками ш и ж, мольберты, грецкие орехи
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети собираются в музыкальном зале под мелодию звуков природы. Встают около поляны с цветами.
Логопед: - Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, как много цветов, как красиво, солнечно и тепло. Давайте и мы подарим друг другу тёплые улыбки.
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам
И жучкам мы шлём улыбки.
Всех, друзья, вас очень любим.
Обижать мы вас не будем!
(Логопед и дети проговаривая стихотворение выполняют движения, связанные с текстом.)
Логопед: - Я вас сегодня приглашаю погулять по цветочной полянке
На экране заставка цветочная полянка.
Логопед: - Смотрите какая красивая полянка. Ребята, давайте догадаемся, кого мы сейчас услышим.
Звучит жужжание шмеля. (на экране шмель, комар, бабочка)
Дети: - Шмель. (на экране остаётся шмель)
Логопед: - Молодцы, вы верно угадали.
Звук, сверчка. (на экране сверчок, лягушка, муха)
Логопед: - Ребята, а кого мы сейчас слышим?
Дети: - Сверчка. (на экране остаётся сверчок)
Логопед. – Правильно.
(на экране появляется слайд со шмелём и сверчком)
Логопед: - Ребята, на какой звук начинается слово шмель?
Дети: - На звук Ш
Логопед: - Правильно. А на какой звук начинается слово сверчок?
Дети: - На звук С
Логопед: - Молодцы!
Логопед: - Давайте сегодня мы погуляем там где любят летать шмели и стрекочут сверчки. А вы знаете где они любят летать и жужжать, и стрекотать?
Дети: - дают разные ответы.
Логопед: - Вы правильно отвечали. Мы погуляем по цветочной лужайке и посмотрим на шмелей и сверчков.
Логопед: - Я хочу с вами немножко поговорить о шмеле и сверчке.
На экране сверчок и шмель чистят носик и голову
Логопед: - Ребята, смотрите, а что же делают наши друзья?
Дети: - ответы разные
Логопед: - Вы правы, они чистят свои клювики и голову, а я предлагаю вам посидеть на нашей цветочной полянке и по массажировать наши личики.
- Самомассаж лица и головы.
Раз, два, три четыре, пять – (погладить лицо обеими руками по массажным линиям,
начиная от середины лба к вискам, от носа к щекам
от подбородка к мочкам ушей)
Насекомых надо знать. (рисовать указательным пальцем и средними пальцами
«очки» вокруг глаз)
Шмель, (спиралевидное растирание щёк от крыльев носа к вискам
по массажным линиям)
Кузнечик, (постукивать указательными и средними пальцами по
щекам по направлению от крыльев носа к вискам по
массажным линиям)
Стрекоза, (выполнить пиление щёк указательными пальцами
в направлении снизу вверх от крыльев носа к вискам
по массажным линиям)
Муравей, (погладить носогубные складки от носа к углам губ)
Комар, (растереть по спирали носогубные складки)
Оса, (пощипать верхнюю губу от середины к углам)
Муха, (пощипать нижнюю губу от середины к углам)
Бабочка, (погладить от середины верхней губы через углы к
середине нижней губы)
Сверчок, (указательными пальцами с обеих сторон выдвинуть
губы вперёд - отодвинуть назад)
И у каждого шесть ног. (погладить всё лицо сверху вниз)
Логопед: - Молодцы, ребята!
- Артикуляционная гимнастика.
Закрепление артикуляционной гимнастики пройденной на первом занятии по постановке согласного звука [Ш].
Логопед: - Смотрите наш шмель что то опять делает? Что же он делает?
Дети: - Пьёт нектар из цветка,
Логопед: - Правильно. Это очень полезное насекомое-опылитель, без которого не могли бы размножаться многие растения. Я предлагаю показать ему зарядку для язычка, как вы думаете? (на экране слайд с шмель на цветке). Дети соглашаются и берут зеркала.
Язык широкий положи (рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык на
И спокойно удержи. нижнюю губу и удерживать его под счёт от 1 до 5-10)
Язычок на крылечке полежал – (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднимается
И на качели побежал. к носу и опускается к подбородку, касается кончиков
верхних зубов и опускается к нижним)
Мы покрасим потолок, (рот широко открыт, широкий язык поднять вверх,
Маляром стал язычок. двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности
нёба) вперёд – назад
Любим пить мы крепкий чай, (рот широко открыт, широкий язык поднять кверху
Ну–ка, чашку подставляй потянуться боковыми краями и кончиком языка к
верхним зубам, но не касаться их)
Мы вареньем, крепким чаем (рот приоткрыть, широким языком облизать всю
Всех знакомых угощаем… верхнюю губу и занести язык в рот к альвеолам)
С губ сотрём следы варенья,
Угощение – объедение!
Едем, едем на лошадке (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижать к
По дорожке гладкой. нёбу, со щелчком оторвать)
Лошадка шла, шла (рот открыт, губы в улыбке, прижать широкий язык
И грибок нашла. всей плоскостью к нёбу (язык присасывается)
удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10)
На гармошке дед сыграет (рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат
И песенку споёт… к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка,
раскрывать и закрывать рот)
Логопед: - Ребята, вы такие молодцы и я думаю наш шмель с удовольствием посмотрел нашу зарядку для язычка!
Логопед: - Ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды.
Дети делятся на две команды.
Логопед: - Ребята, у меня есть две корзинки. Вам необходимо составить картинки на мольберте. Вы готовы?
Дети берут корзинки и составляют картинки.
Логопед: - Вы большие молодцы и отлично справились с заданием. А кто у вас получился?
Дети: - шмель, сверчок
Логопед: - Ребята на столе я приготовила для вас картинки и предлагаю команде, которая собрала из пазлов шмеля найти картинки со звуком –ш-, а команде которая собрала сверчка найти картинки со звуком –с-.
Дети находят картинки и размещают их на мольберте.
Логопед: - Я предлагаю проверить. Начнём с команды шмелей. Команда сверчки проверяет и если шмели допустили ошибку – сверчки должны хлопать в ладоши. Затем шмели проверят сверчков.
Дети: - перечисляют
Логопед: - Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть и придумать к нашим словам на картинках словосочетания.
Дети вместе с логопедом проговаривают словосочетания:
- Сосновая шишка; смешная шляпа; пустой мешок; спелая груша; сладкий шоколад;
соска для малыша.
Логопед: - Молодцы ребята, а может мы погуляем под нашими деревом и посмотрим что же может под ним лежит? Сначала скажите пожалуйста, что мы можем найти под деревом?
Дети дают разные ответы.
Логопед: - Молодцы! Я предлагаю посмотреть под нашим деревом.
Дети берут по одному ореху.
Логопед: - Ребята, а орехи какие?
Дети дают ответы разные, описывая орехи.
Логопед: - Правильно, молодцы! Давайте поиграем с орехами и по разминаем наши пальчики и ручки, покажем шмелю и сверчку какие они у нас ловкие.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук (с использованием каучуковых мячиков диаметром 2 см)
На полянке я сижу, (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все
Во все стороны гляжу пальчики по очереди, правой руки)
Сколько насекомых здесь! (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все
пальчики по очереди, левой руки)
Всех пожалуй и несчесть, (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все
Вот пчела, а вот оса пальчики по очереди, правой руки, тыльной стороны)
Это бабочка – краса.
Муравей и стрекоза, (катать мячик от ладошки к кончикам пальчиков, все
Попрыгунья, егоза. пальчики по очереди, левой руки, тыльной стороны)
Все спешат, (катать мячик кончиками пальцев: указательный -
указательный, средний – средний, безымянный –
безымянный, мизинец – мизинец, большой – большой)
Все трудятся, (катать мячик от кончиков пальчиков до плеча,
сначала правой руки, затем левой)
А она красуется! (катать мячик вверх – вниз, между ладоней, до
кончиков пальцев)
- Закрепление звуков [Ш] и [С].
Логопед: - Ребята, мы с вами в самом начале говорили о том что шмель начинается на звук Ш, а сверчок на звук С. Я предлагаю вам сейчас вспомнить как же мы их проговаривали в движении. Вы согласны?
С использованием речедвигательной ритмики пропеть звуки [Ш] и [С] соединяя с гласными звуками [А], [У], [И], [О], [Ы] по схемам (схемы словосочетаний на экране).
Логопед: - Какие вы молодцы! Я хочу предложить вам ещё поиграть. Вы готовы?
Дети соглашаются.
Логопед: - Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте найти ошибки в словах.
Прилетел сердитый шмель,
Попыхтел сердитый шмель,
И сказал сердитый шмель:
- Приштавать ко мне не шмей!
Дети находят ошибки в словах и исправляют, проговаривают вместе с логопедом стихотворение без ошибок.
Логопед: - Ребята, вы отлично справились с заданием. И сейчас я предлагаю вам превратиться сначала в шмеля, а затем в сверчка.
Логопед: - Ребята, а что делают шмели?
Дети дают разные ответы.
Логопед: - Да, шмели летают с цветка на цветок и жжужат, ж-ж-ж- крылышки сильно не поднимают и машут часто. Шмели у нас присядут, чтобы перелетать с цветка на цветок
Логопед: - А что делают сверчки?
Дети дают разные ответы.
Логопед: - сверчки прыгают и стрекочут, ч-ч-ч-. Сверчки тоже присядут и будут прыгать с цветка на цветок
- Дыхательная гимнастика «Шмель» и «Сверчок».
Сначала дети ритмично передвигаются. При этом произнесении звуков набирают через нос быстро воздух, наполняя живот и при медленном выдохе жжужат и стрекочут. Повторяется 3-5 раз.
Логопед: - Вы большие молодцы! Я думаю наши шмели и сверчки устали и я предлагаю вам отдохнуть на цветочной полянке, давайте положим голову на цветочек и ляжем. Расслабимся и отдохнём, ручки положим на животики, надуем быстро животики через нос, выдох через рот медленно. Повтор 3-5 раз
Логопед: - Молодцы!
- Подведение итогов занятия
Логопед: - Ребята, вот и подошла наша прогулка к концу и нам пора возвращаться обратно. Где же вы сегодня побывали?
Дети дают разные ответы.
Логопед: - С какими насекомыми вы сегодня познакомились?
Дети: - шмель и сверчок
Логопед: - Какие звуки мы сегодня с вами закрепили?
Дети: - звуки ш и с.
Дети делятся своими приобретёнными навыками, рассказывают что понравилось, что получилось, и над чем ещё хотят поработать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию: «Помощь жителям цветочного городка »
Конспект по проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ по познавательному развитию:«Помощь жителям цветочного городка »...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР на тему «Волшебное дерево доброты» (с использованием ИКТ)
С помощью ИКТ (презентации к занятию) педагог слвершенствует умение детей составлять описательный рассказ с опорой на схему, активизирует, обогащает словарь по теме «Деревья», развивает на...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, с использованием здоровьесберегающих технологий "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы, с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Одежда»
Расширять знания об одежде: видах одежды, тканях, из которых шьют одежду....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием социо-игровой технологии и ИКТ Тема: «Знатоки природы»
Цель:- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Задачи:- расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;- пополнять знания детей новыми сведениями;- закреп...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Знакомство со швейными принадлежностями”
Знакомство детей со швейными принадлежностями. Рассказ о правилах безопасности при работе с иглой. Активизация словаря за счет существительных: игла, ткань, нитки, ножницы. Развивитие у де...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы с использование развивающих игр В.В. Воскобовича "Спасение Магнолика в стране математики"
Данный конспект разработан для детей старшей группе. Благодаря использованию развивающих игр В. В. Воскобовича, дети попадают в волшебную страну. Где им предлагается выполнить различные задания, для т...