Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая группа)

Щёлокова Ирина Сергеевна

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_statya_o_grammatike_shemy.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Щёлокова И.С., МАДОУ «Детский сад № 482 г. Челябинска»

В статье описаны возрастные особенности развития грамматического строя речи дошкольников и эффективных средствах (мнемотехника и алгоритмы) формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

     Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение.… В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

     Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

     Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций.

     Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к успешному изучению языка в школе.

     Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты

известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым.

В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования

грамматического строя. А.Н. Гвоздев наметил ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ в формировании грамматического строя русского языка.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

– период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).

ВТОРОЙ ПЕРИОД

– период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10 мес. До 3 лет).

ТРЕТИЙ ПЕРИОД

– период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.

Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология), создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п (словообразование) и сочетании слов в предложении (это изучает синтаксис).

Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам.

Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:

• Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);

• Сложность грамматической системы русского языка:

- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;

- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,

- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;

- разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;

- большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;

- введение новых правил произношения общеупотребительных слов: кофе

   – с. р., йогУрт.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Более наглядно они представлены в следующей таблице.

Возрастной стандарт развития грамматического строя речи дошкольниками

Качественное наполнение параметров речевого стандарта

3 года

4 года

5 лет

Основные параметры

  • Составляет фразы из 3—4 слов;
  •  Согласует слова в предложении.
  • Употребляет:

— форму множественного числа существительных в роде, числе, падеже (яблок, рук, ленточек);

— предлоги (в, на, под, за, из, по, до).

  • Образует:

— форму множественного числа существительных;

— существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Вспомогательные параметры

  • Слова изменяет по числам и падежам;
  • Правильно употребляет простые предлоги и многие союзы чтобы, если, потому что и др.;
  • Согласует

имена существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени.

  • Говорит короткими предложениями.
  • Употребляет:

— существительные в единственном и множественном числе, обозначающих животных и их детенышей;

— союзы (что, куда, сколько, столько)

  • Согласует слова в роде, числе, падеже.
  • согласовывает глагол во времени с существительным;
  • усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий;
  • пользуется разной интонацией (вопросительной, повествователь ной, побуждающей);
  • иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении существительных (конь – на ко'не);
  • часто нарушается чередование в основах глаголов  (бегу, бежать);
  • частицы не опускаются;
  • имеет место нарушение

согласования прилагательных с существительными в среднем роде.

  • Употребляет:

— форму множественного числа существительного в именительном и родительном падежах {котята — китят);

формы повелительного наклонения глаголов (хотеть, бежать, ехать, лежать);

  • Согласует:

— существительные с прилагательными;

— слова в предложении.

  • с 5 лет размышления, по поводу рода существительных,
  • наблюдения над синонимами;
  • допустимы замены сложных предлогов простыми.

6 лет

7 лет

Основные параметры

  • Образует:

— существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— форму множественного числа существительных (детеныши)

•  Согласует существительные с числительными, прилагательными, местоимениями.

 • Образует (по образцу) существительные с суффиксами;

Вспомогательные параметры

• Составляет простые и сложные предложения.

  • Согласует в предложении существительные с числительными, с прилагательными.

• Пользуется в речи: прямой и косвенной речью;

несклоняемыми существительными.

  • усваиваются все частные грамматические формы;
  • овладевает окончательно всеми типами склонения существительных;
  • усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах;
  • предлоги употребляются в самых разнообразных значениях;
  • образует однокоренные слова (по образцу).
  • употребляется одно деепричастие сидя;
  • имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах;
  • нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.
  • Образует (по образцу):

 — существительные с суффиксами;

 — глаголы с приставками;

— сравнительную и превосходную степень прилагательных;

— однокоренные слова.

• Пользуется в речи союзами, союзными словами.

  • правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;
  • может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов;
  • самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные;
  • использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения;
  • критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

В работе над формированием грамматического строя речи стоит особо выделить следующие направления: предупреждение появления у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок, выявляемых в речи детей, совершенствование синтаксиса, развитие «чувства языка», содействие грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений. На занятиях с грамматическим содержанием дошкольники обучаются таким способам речевой деятельности, которые в условиях повседневного общения вызывают определенные трудности. Это, например, согласование прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) по родам; образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др. Однако не все трудные грамматические формы и категории могут усваиваться на занятиях. Поэтому языковой материал необходимо отбирать таким образом, чтобы развивалось языковое чутье детей; внимательное отношение к языку, его грамматическому строю; чтобы ребенок учился самостоятельно ориентироваться в типичных способах словоизменения и словообразования. Очень важно также помогать детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитывать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному. Поэтому каждый возрастной этап выдвигает на передний план что-то одно. Так, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах. А критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной группе.

     Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает, что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

     У детей с той или иной речевой патологией, как правило, понижена способность воспринимать различия грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Основа слова очень медленно обогащается необходимыми грамматическими элементами: флексиями, суффиксами, префиксами. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно.

     Из выше сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства формирования и дальнейшего развития грамматического строя речи у детей с ОНР.

Используя учения великих педагогов, я  применила в работе приёмы алгоритма и  мнемотехники.

На ступени предшкольного обучения у детей очень важно сформировать алгоритмические умения – способность и готовность при решении задач различного типа совершать в строгой последовательности некоторую систему операций по предложенному образцу.     Алгоритмические умения носят метапредметный характер и могут вырабатываться как на предметных занятиях при выполнении различных видов учебной деятельности, так и в ходе режимных процедур и мероприятий, а также в домашней обстановке, когда ребенок находится в семье.

Овладение алгоритмическими умениями  характеризуется не только навыками составления и осуществления алгоритмов, но и развитием интегративных качеств личности ребенка, являющихся основой для развития универсальных учебных действий при дальнейшем обучении в начальной школе.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) - от греч. mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

По нашему мнению, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний, эффективном запоминании, сохранении и воспроизведении информации и др.

Обучение в этом возрасте в любом случае должно строиться на личной заинтересованности ребенка, быть привлекательным для него. Учение и обучение дошкольников должны оставаться в рамках ведущей для них деятельности – игры. Учебный материал должен быть напрямую связан с потребностями дошкольника, поскольку он еще не способен задаться вопросом о том, для чего же ему нужен данный материал, и, соответственно, быстро забывает то, что в данное время не отвечает его потребностям и чем он постоянно не пользуется.

Под руководством педагога дети должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, дети уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные способы решения учебных задач, т. е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.
       Нарушения грамматического строя у детей дошкольного возраста - это один из основных  дефектов в структуре речевых нарушений. Мною были составлены и активно  применяются модели  для коррекции грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

Этот учебный материал напрямую не связан с потребностями дошкольника, если раньше использование традиционных приёмов не сразу приносило желаемых результатов, так как дети затруднялись запоминать,  многократные повторения  эксплуатировали лишь слуховую память, то после применения схем детьми  - результат запоминания значительно улучшился.

       Практика показала, что большинство детей  заучивают понятия наизусть, пока таким образом “рисуют” его в памяти. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают данный материал намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
      Коррекционная работа с применением схем - моделей  проходит более успешно по причине расширения наглядности и лучшего осмысления ребенком выполняемых действий, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Список источников

  1. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. -М. :Дрофа, 1985.
  2. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику. - М.: Линка-пресс, 2008.
  3. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. –  Логопед. – 2007. – № 4 – С. 51-54.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. – Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115.
  7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  8. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. – Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  10. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.
  12. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.Л. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...