Проект
проект по логопедии (подготовительная группа)

Шатохина Екатерина Юрьевна

Проект в подготовительной группе "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка- детский сад № 21

поселка имени М. Горького

муниципального образования

Кавказский район

Проект на тему:

«Перелетные птицы»

Целевая аудитория:

Дети старшего дошкольного возраста ОНР,

учитель-логопед, воспитатели, родители.

Разработчики:

учитель-логопед

Шатохина Е.Ю

Воспитатели:

Астрецова Н.С.

Борисова Е.Н.

Кавказский район

2021г.

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Перелетные птицы»

Руководитель проекта

Шатохина Екатерина Юрьевна

Консультанты (если есть)

-

Состав и возраст проектной группы

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети 5-7 лет с ОНР.

Срок реализации

25.10.21 – 29.10.21

Краткосрочный (1 неделя)

Типология проекта

Внутриучрежденческий, познавательно-речевой

Образовательные области

Развитие речи, познание, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность

Работая со старшими дошкольниками с ОНР мы пришли к выводу, что дети не всегда могут правильно назвать перелётных птиц, путают зимующих и перелётных птиц. Воспитанники испытывают сложности при составлении описательного рассказа о птицах. Вследствие этого, было решено реализовать проект «Перелётные птицы».

Цель проекта

Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи на материале темы «Перелетные птицы».

Задачи проекта

Уточнять, расширять и закреплять словарь семантического поля «перелетные птицы».

Уточнять знания детей о перелетных птицах, об их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.

Развивать понимание и использование в речи грамматических средств.

Расширять и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания.

Закреплять умение распознавать птиц по величине, окраске, контурному и силуэтному изображению.

Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор.

Развивать связную речь.

Этапы и характеристика деятельности участников проекта.

Аналитический этап: выявление уровня сформированности представлений о перелетных птицах.

Подготовительный этап:

определение учителем-логопедом темы, цели и задач, содержания проекта; прогнозирование результата.

Родители: подбор иллюстративного материала.

Дети: предложили итоговый продукт проекта – книгу о перелетных птицах.

Основной этап:

разработка системы интеграции образовательной деятельности познавательного характера с коррекционным направлением развития детей.

Итоговый: создание книги-описания о перелетных птицах (родители, дети).

Методические рекомендации

Педагогическая задача воспитания состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком информации, а дать возможность самому овладеть знаниями в ходе специально организованных занятий, дидактических игр, упражнений. Развивать умение слушать и слышать, грамматически верно излагать свои мысли, дружелюбно относиться друг к другу.

Предполагаемые итоговые продукты проекта и ожидаемые результаты

Дети знают и называют перелётных птиц, рассказывают об особенностях внешнего вида, приспособлении к среде обитания. Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие. Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы. Воспитанники умеют образовывать прилагательные способом словосложения, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных на материале лексической темы «Перелетные птицы».

Итоговый продукт: книга «Перелетные птицы».

Рабочее планирование проекта

 Подготовительный:

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.

Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, образовательной, самостоятельной деятельности детей.

Подготовить и разместить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «Тема Перелетные птицы – играем с детьми».

Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

Выявление уровня сформированности знаний по данной теме.

Содержательный:

Реализация проекта в областях: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное; в коррекционной работе с детьми.

 Составление описательных, творческих рассказов детьми.

Консультация для родителей: «Перелётные птицы».

Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей).

Итоговый:

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям.

Необходимое оборудование:

Специальная методическая литература, настольно-печатные, дидактические игры, компьютер, мультимедийная система, предметные картинки, фотоаппарат.

Презентация

Презентация хода проекта. Оценивание результатов.

Портфолио проекта

Рабочие материалы, фотоматериалы, итоговый продукт.

2. ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы обучающихся

Выход этапа

Организационно-подготовительный

1 день

Очная

Принимают задачу проекта. Предлагают средства реализации и итоговый продукт.

Создание развивающей среды, подбор наглядно – дидактического материала, методической и художественной детской литературы, составление плана, постановка цели, задач, прогнозирование результатов.

Основной

1 неделя

Очная

Ежедневная коррекционная работа: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики; развитие речевого выдоха; развитие умения изменять высоту голоса; работа над координацией речи с движением. Воспитателями получены задания:

проведение дидактических игр и игр малой подвижности; проведение пальчиковой гимнастики, чтение художественной литературы; организация игр на развитие лексико-грамматических категорий; проведение бесед о перелетных птицах.

Проведение учителем-логопедом занятий по расширению и активизации словарного запаса; развитию грамматического строя и связной речи у детей. Изготовление педагогами наглядно-информационного материала.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Заключительный

1 день

Составление описательного рассказа о перелетной птице.

Соотношение целей и результатов проекта.

Подготовка фотоотчета о проделанной работе.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Организационно-подготовительный этап:

Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности: к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи. Отклонения в формировании речи обуславливают специфические особенности психофизиологического развитие ребенка: недостаточная устойчивость внимания, отставание в развитии словесно-логического мышления, быстрая истощаемость процессов воображения, недостаточный объем сведений об окружающем мире, недоразвитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

 На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения системы его речевого развития. Одним из новых форм методов обучения и воспитания детей является технология проектирования. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников.

2. Основной этап:

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Логопедическое развитие

Тема: «Перелётные птицы».

Цель: познакомить детей с жизнью птиц. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Развивать мыслительную деятельность. Развивать дыхание и голос.

2.Художественно-эстетическое развитие:

Лепка. Тема: «Лебедушка с лебежатами»

Цель: совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к скульптуре.

ВТОРНИК

1.Речевое развитие.

Заучивание стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…»

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…»

Совершенствовать интонационную выразительность речи Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам.

СРЕДА

1.Логопедическое развитие

Тема: «Особенности строения тела птиц».

Цель: развивать функцию словоизменения. Воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них.

2.Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Осенняя пора –птица со двора»

Цель: Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах, уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью. Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе. Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.

ЧЕТВЕРГ

1.Художественно-эстетическое развитие

Тема: «Летят перелетные птицы»

Цель: обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Продолжать учить передавать несложные движения (утки летят), изменяя статичное положение частей тела (приподнятые крылья); при создании сюжета показывать несложные смысловые связи и пространственные взаимоотношения между объектами. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

ПЯТНИЦА

1.Логопедическое развитие.

Тема: Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Цель: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов. Закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелётные», «зимующие»; закреплять умение синтаксически верно строить предложения. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных. Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и её обитателям.

2.Конструктивно – модельная деятельность.

Тема: «Птичка»

Цель: способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы. Сформировать у них эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Ежедневная коррекционная работа:

Развитие мелкой моторики: «Перелетные птицы», «Ласточка», «Дятел», «Птицы в небе тают…», «Шла кукушка», «Вдоль по реченьке».

Упражнения для мимической мускулатуры: «Птички радуются солнцу», «Нам грустно, что птицы улетают», «Мы удивляемся, что утки остались зимовать» и др.

Развитие речевого дыхания: «Чья птичка дальше улетит», «Аист», «Гуси летят», «Птички полетели», упражнение «Сделай вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь, называй перелетную птицу».

Развитие слухового внимания: «Аисты-лягушки», «Кто летит», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию».

Упражнение на ориентирование на листе: «Птичка летит».

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя: «Назови части тела птицы», «Образуй новое слово», «Скажи ласково», «Сколько птичек улетело», «Исправь предложение», «Скажи наоборот». «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Один - много», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Раздели названия птиц на части».

Развитие связной речи (чтение и обсуждение): М. Ивенсен «Падают, падают листья», Е. Благинина «Скоро белые метели», Л. Полтава «Где живут наши птицы», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

 Развитие мыслительных способностей и связной речи: Журавль высоко летает, а от реки не отлетает. Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку. Соловей берет пением, а человек — умением.

3. Заключительный этап:

Изготовление книги «Перелетные птицы»

4. Оценивание результатов:

Беседа о перелетных птицах, выявляющая уровень знаний, сформированности лексико-грамматических категорий у дошкольников компенсирующей группы для детей с ОНР (дети 5-7 лет с ОНР).

5. Результат проекта:

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

- повысилась речевая активность детей;

- значительно расширился словарь семантического поля «перелетные птицы»;

- повысились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

-среди родителей дошкольников наблюдается заинтересованность и желание сотрудничать с педагогами ДОУ по вопросам обучения дошкольников.

6.Литература:

1. Н.В. Нищева; Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб., «Детство –Пресс, 2020г.

2. О.С. Гомзяк «Говорим правильно 6-7 лет» конспекты занятий. Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.

3. О.С. Гомзяк; «Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе», Москва, изд. ГНОМ, 2019 г.

4.Л.В.Куцакова, «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера», 2015 г.

5.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»: подготовительная к школе группа. – М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.

6.О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2019г.

7.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Подготовительная к школе группа.  – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА».

8 Т.С.Комарова, Занятия по изобразительной деятельности. 2017г.

9.О.М.Ельцова, Технология организации познавательной деятельности, с 6 до 7 лет,  - М.: ДЕТСТВО ПРЕСС 2020.

10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...