Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии

Кадырова Фидалия Вазиховна

Конспект

 индивидуального

логопедического занятия

Тема: «Автоматизация

звука «Ш» в слогах и словах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики

Конспект

 индивидуального

логопедического занятия

Тема: «Автоматизация

звука «Ш» в слогах и словах»

                                                                                 Подготовила и провела:

                                                                       учитель - логопед

                                                                   Кадырова Ф. В.

                                                                                         

.

2021г.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: « Автоматизация  звука «Ш» в слогах и словах».

Цель: Закрепление произношения звука «Ш» в  словах.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Автоматизация  звука «Ш» в слогах, словах;

- продолжать учить правильно произносить звук «Ш» в словах;

- учить определять наличие звука в словах.

 Коррекционно-развивающие задачи: 

-развивать подвижность артикуляционного аппарата;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать внимание, память, мышление.

 Коррекционно-воспитательные задачи: 

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию;

- положительно-эмоциональный настрой на занятие;

- потребность в речевом общении.

 Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, постановка звука «Ш»  игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

 Оборудование: игрушка - змея; карточки  для характеристики звука «  Ш » ; картинки на автоматизацию звука « Ш » в словах; дидактические пособия  « Логопедические ромашка» ; упражнения из логопедической тетради звук  « Ш » .

1.  Организационный момент

Логопед: Здравствуй, Дима! Посмотри, сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемся с гостями. Они пришли понаблюдать, как мы с тобой занимаемся. Послушать, как правильно ты научился произносить звуки. Сегодня мы продолжим с тобой  учиться чисто и красиво говорить.

 Дыхательное упражнение.

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы сделаем дыхательные упражнения. Подходим к волшебному дереву, через нос вдыхаем, через рот выдыхаем.

Делаем вдох и выдох (три раза) (Ребенок сядет за стол) 

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Пляшут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке  

Тише, тише, тише, мышки.

Не мешайте спать братишке  

Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка.

2. Артикуляционная гимнастика

1. Упражнение «Забор».

                               Зубы ровно мы смыкаем

                               И заборчик получаем.

(Выполняется упражнение « Забор»   – 10 сек., губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

 2. Упражнение «Трубочка»

                              Мои губы – трубочка –
                             Превратились в дудочку.
                             Громко я дудеть могу:
                             Ду-ду, ду-ду-ду,
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперед).

3. Упражнение «Забор - трубочка»

(Чередуются упражнения 5 раз).

4. Упражнение  «Лопаточка»

                             Язык лопаткой положи.
                            И спокойно подержи.
                            Язык надо расслаблять,
                            И под счёт его держать:
                            Раз, два, три, четыре, пять!
                            Язык можно убирать.

- Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (10 сек).

 

5. Упражнение  «Накажи непослушный язычок»                           

                           На губу язык клади,
                          Пя-пя-пя произнеси
                          Мышцы расслабляются
                          Лопатка получается,
                          Ты под счёт её держи,
                          До пяти, до десяти.

 6.Упражнение  «Чашечка».  

                             Вкусных мы блинов поели,

                             Выпить чаю захотели

                             Язычок мы к носу тянем

                             Чашку с чаем представляем

7. Упражнение  «Качели».     

                            Вверх язык поднимай, а потом опускай.

                            Так качаться продолжай.

8.Упражнение  «Лошадка».  

                            Ты с лошадкой прокатись,

                            Звонко цокать поучись.

9. Упражнение  «Грибок».    

                            Язычок у нас грибок,

                            Подставляйте кузовок!

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнил все упражнения.

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дима, сегодня к нам пришла ещё одна гостья. Чтобы узнать кто она, предлагаю отгадать загадку:

       Без рук, без ног

       Ползает на брюхе,

       Нет у нее слуха.

       Не жует – глотает,

       Смотрит, не моргает.

     Как загадка моя? Отгадал кто? (Змея)
(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

Логопед: Посмотри, какая змейка к нам приползла в гости!

Это -  Шипуша! Сегодня мы отправимся к ней в гости! Но для начала вспомним, как она любит шипеть?

4. Произношение  изолированного звука «Ш». Упражнение «Змейка» (Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш», стр. 3).

Логопед: Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш….(Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)

5. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Дима, давай вспомним, как мы произносим звук «Ш».

- Когда мы произносим звук «Ш», в каком положении наши губки?

 (Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

- Где находится язычок? (вверху)

- Какую форму принимает язычок? (форму чашечки)

- Звук «Ш» гласный или согласный?

- Звук «Ш» звонкий или глухой?

- Каким цветом мы обозначим звук «Ш»: синим или красным?

6. Развитие фонематического слуха.

А сейчас  Шипуша предлагает нам поиграть в игру «Ловишки». Я буду говорить звуки, когда услышишь звук «Ш» хлопаешь в ладоши.

Теперь буду говорить слоги со звуком «Ш», как только услышишь звук «Ш» – хлопай в ладошки»:

(ЖА, ЗО, ШИ, СЫ, ОШ, ЖУ, ША, СА, ШУ…);

А сейчас лови слова со звуком «Ш» (шар, пар, шина, малина, мишка, слон).

Молодец!

7. Физкультминутка. 

 Ручками похлопаем,
 Ножками потопаем,
 Головой качаем,
 Плечи поднимаем.
 Руки мы сгибаем,
 Дружно приседаем,
 На носочки встанем – солнышко достанем.

 

 8. Игра на развитие воздушной струи и автоматизация звука «Ш» в словах: «Найди картинки». 

Логопед:  Шипуша предлагает поиграть в нашей песочнице. Она спрятала картинки, давай посмотрим.

(В прозрачном контейнере с манкой, при помощи кисточки,

 необходимо найти и называть карточки с изображением предметов на звук «Ш»

(шарф, шапка, шкаф, кошка, мишка, подушка, мышка, машина, карандаш).

9. Развитие связной речи.  Игра «Чертвертый  лишний?»

Шипуша приготовила нам коробку, давай посмотрим, что  в коробке. Картинки!

(Логопед предлагает ребенку смотреть   картинки и сказать, что здесь лишнее: шапка, шуба, шляпа, шкаф. Затем логопед спрашивает, почему шкаф лишний, дать объяснение). (Например, шкаф лишний, это мебель).

10. Выкладывание буквы из фасоли.

Логопед: Дима, давай покажем Шипуше, как ты сможешь выложить  букву «Ш »  из фасоли (развитие пальцев рук).

11. Игра «Мяч лови, слово скажи»

Логопед говорит слово и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово со звуком «Ш» и бросает мяч обратно: Слова: шапка, шуба,  шина, кошка, подушка, пушка, душ, карандаш, малыш, мишка, машина.

12. Дидактическое упражнение «Раскрась картинку».

Логопед: Дима, Шипуша приготовил еще одну коробку, давай откроем. Внимательно посмотри на картинки. Найди те картинки, в названиях которых есть звук «Ш» раскрась их. (Учим звуки «Ш» стр.3)

Дима, я предлагаю тебе подарить эту  картинку  Шипуше, ты не против? (Ответ ребенка). Давай вспомним, как любит шипеть  наш гость?

 Упражнение: «Змейка» (Комарова Л.А. Автоматизация звука «Ш», стр. 3).

Итог.

Скажи, пожалуйста, тебе понравилось в гостях у Шипуши? Что понравилось больше всего? (Ответ ребенка). Какой звук мы сегодня учились произносить? ( Ответ ребенка).  Шипуше тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. Спасибо тебе огромное!

Используемая литература:

 1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И..;Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика,- СПб.; Издательский Дом «Литера», 2017. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

2.  Комарова Л.А. автоматизация звука «Ш», «Ж» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.Издательство «Гном и Д», 2018г.

3.Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.- М.;ООО ТД «Издательство Мир книги»,2008.- 248с.;

4. Крупенчук О. И.,  Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. - СПб.; Издательский Дом «Литера», 2017. – 208 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5. Н.Г.Метельская.100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.: ТЦ Сфера,2017.с.64с. (Библиотека Логопеда)

Логопедия: практическое пособие/авт.- сост. В.И.Руденко, - Ростов н/Д: Феникс,2017.-287с. – (Библиотека логопеда).

6. Коноваленко В.В. Дидактический материал по автоматизации звуков Ш, Ж, Ч,Щ у детей. М:Издательство «Гном» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Тема : Слог. Деление слов на слоги старшая группа

Тема : Слог. Деление слов на слоги.Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.Задачи:Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;Ф...

Дидактическая игра "Слог. Деление слов на слоги"

Цель игры:- сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; - развивать речь;- фонематический слух;- память;- мышление;- пополнять словарный запас ребенка....

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа.

Конспект НОД по грамоте. Слог. Деление слов на слоги. Старшая группа...