Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кобзарь Наталия Юрьевна

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Закрепить зрительный образ буквы С.
  • Упражнять в чтении прямых и обратных слогов и односложных слов.
  • инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речевой слух, фонематические процессы, умение различать согласные звуки [С, С’].
  • Развивать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных в форме единственного числа в родительном падеже; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Способствовать развитию у детей координации речи с движением, пространственной ориентировки,  конструктивного  праксиса,  внимания, памяти и мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_samodelkinu.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района СПб

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР № 12

«В гости к Самоделкину»

Конспект разработала:

Кобзарь Наталия Юрьевна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2019 год

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Закрепить зрительный образ буквы С.
  • Упражнять в чтении прямых и обратных слогов и односложных слов.
  • инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речевой слух, фонематические процессы, умение различать согласные звуки [С, С’].
  • Развивать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных в форме единственного числа в родительном падеже; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Способствовать развитию у детей координации речи с движением, пространственной ориентировки,  конструктивного  праксиса,  внимания, памяти и мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.

Предварительная работа:

  • проведение подгрупповых логопедических занятий по ознакомлению с согласными звуками [С, С’], на каждый звук - 1 занятие;
  • разучивание текста пальчиковой гимнастики;
  • решение ребусов;
  • подбор схем к слогам и словам.

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии: упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много»; пальчиковую гимнастику «Самолёт».

Игровые технологии: создание мотивации к занятию – письмо Самоделкина; Карта путешествия; игра «Хлопни-топни»; игра «Поймай звук»; игра «Есть-нет»; Игра «Определи звуки и их место»; упражнение «Пирамидка»; упражнение «Ребус»; игра «Назови ласково»; игра «Будь внимательным», сюрпризный момент «Персонаж и его подарок».

Личностно-ориентированные технологии: использовалась технология сотрудничества, которая позволяет обеспечить продуктивное взаимодействие между учителем-логопедом и ребёнком через индивидуальный подход и помощь при выполнении заданий; способствует поддержанию эмоционального комфорта у детей во время занятия по средствам поощрения и одобрения.

Оборудование:  Интерактивная доска. Карта маршрута в страну Самоделию. Маячки для определения маршрута. Самолёт. «Парашютики» - схемы слогов и слов на каждого ребёнка. Кочки с ребусами. Предметные картинки, в названии которых есть звуки [С, С’]. Звуковые символы. Игра «Пирамидка», кассы букв.  Книга «Приключения Карандаша и Самоделкина». Мяч.

        

Ход занятия

Логопед.  Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться слушать  и слышать звуки, а так же учиться отличать звук от буквы.

Логопед: Ребята, скажите, а где вам пригодится умение слушать и слышать звуки?

Дети: Отвечают.

Логопед: Молодцы! Конечно, в школе.

Логопед. Посмотрите. Нам с вами пришло письмо (читают письмо).

Письмо: Здравствуйте ребята! Меня зовут Самоделкин. Живу я в стране Самоделии. Я слышал, вы хотите пойти в школу и многое уже умеете. Я приглашаю вас к себе в гости,  хочу с вами познакомиться. В дороге вас ожидает много трудностей. Я думаю, что вы с ними справитесь. Поможет вам в путешествии карта. Она находится у вас на доске. Желаю удачи!

Логопед: Какое интересное имя Самоделкин. А как вы думаете, почему его так зовут?

Дети: потому что он сам всё делает.

Логопед: Привлекает внимание детей к Карте, по которой можно прийти в страну Самоделию. Посмотрите, на ней изображен наш маршрут.  Стрелки нам укажут, куда нужно идти? Покажите мне, откуда мы начнем путешествовать?  Дети: показывают.

Логопед: Это, ребята, Остров звуков.  Почему он так называется?

Дети: На нем живут звуки.

Логопед:  Ребята!   Скажите, а какой знакомый звук вы слышите в начале слова Самоделкин?

Дети: первый звук [С].

Логопед: Предлагает выложить символ звука, который соответствует звуку [С], и спрашивает: «Почему Вы так решили?».

Дети: отвечают.

Логопед:  У звука [C] есть брат? -  [С’].

Логопед. Предлагает выложить символ звука, который соответствует звуку [С’], и спрашивает: «Почему Вы так решили?»

Дети: отвечают.

Логопед: Посмотрите внимательно на символы звуков, и скажите, чем они отличаются?

Дети: У одного символа ботинки зеленые, а у другого – синие.

Логопед. А чем похожи?

Дети: у них одинаковые шапочки.

Логопед. А чем отличается звук [С] от звука [С’]?

Дети: (Звук [С] согласный твёрдый, а звук [С’] – согласный мягкий.

Логопед. Правильно, а чем они похожи звуки?

Дети: звуки согласные и глухие.

Логопед. А сейчас давайте поиграем, я буду называть звуки, а вы будите хлопать, когда услышите звук [С], и топать, когда услышите звук [С’].

Игра «Хлопни-топни»

Логопед: Молодцы! Обращает внимание на то, что на Карте изображён Остров, и он находится в море, и нам нужно перебраться на большую землю (материк),  в  Джунгли слов. Ребята, а какой транспорт нам поможет это сделать?  (Самолет)          

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

Дети сели в самолёт

И отправились в полёт.

Заработали моторы,

Засветились все приборы.

Час летят, два летят,

Три летят, четыре летят, пять летят,

И ни как не долетят.

Хлопают в ладоши.

Руки в стороны, показывают полёт самолёта.

Руками показывают работу двигателя.

Руками вытянутыми указательными пальцами показывают работу приборов.

Загибают по одному пальцу на каждой руке.

Разводят руки в стороны.

Логопед: В Джунглях слов нет аэродрома. Будем спускаться на парашютах. У каждого должен быть свой парашют, что бы его взять нужно схему подобрать.

Игра «Поймай звук» - упражнение в дифференциации звуков [С, С’] с   подбором схем. (Ас – ус – ысь; ось – ись – ос и т. д.).

Дети: определяют лишний слог, находят соответствующую схему, и берут нужный парашют.

Логопед. Молодцы! Мы благополучно высадились в джунглях. Предлагает посмотреть, что мы взяли с собой в путешествие, и назвать словом. К парашютам прикреплены предметные картинки, в названии которых есть звуки [С, С’].

Игра «Есть – нет» - упражнение в образовании существительных единственного числа в родительном падеже.

Дети: У меня есть сахар, но у меня нет самолёта. И т.д.

Игра «Определи звуки и их место»

Логопед. А сейчас я предлагаю вам, самостоятельно определить какой звук живёт у вас в слове и где (начале, середине, конце).

Дети: выполняют задание, затем озвучивают своё решение.

Логопед. Молодцы! Как же интересно с вами путешествовать!  Покажите место, куда мы с вами пойдем дальше.  Это Горы трудностей. Перед трудным походом в горы давайте немного отдохнем. Выходите на коврик.

Упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много».

Мы трудились очень много,

Отдохнем сейчас немного.

Руки – вверх!

Руки – вниз!

Влево, вправо повернись.

Дружно сели,

Дружно встали.

И наклоны делать стали.

Стали прыгать и скакать,

А теперь опять стоять

Шагают на месте.

Поднимают руки вверх.

Опускают руки вниз.

Ставят руки на пояс, выполняют повороты.

Приседают.

Встают.

Делают наклоны вперёд.

Прыгают на месте.

Стоят на месте.

Логопед. Чтобы  перейти через Горы трудности, надо выполнить очень трудное задание – упражнение «Пирамидка».

Логопед. Сначала давайте соберём пирамидку, начиная с самого большого кольца. Дети:  собирают пирамидку, один ребёнок у доски.

Логопед. Я назову вам звуки, а вы их собирайте звуки в слово: [С, О, М], какое слово у вас получилось?

Дети: сом.

Логопед. Молодцы! Сейчас вам нужно сосчитать, сколько слогов в этом слове, и подобрать цифру, соответствующую количеству слогов, а затем разместить нужную цифру на второй полоске сверху.

Логопед. Молодцы! А сейчас вам нужно на третьем кольце сверху выложить звуковую схему слова СОМ.

Дети: выполняют, затем проверяют.

Логопед. А сейчас давайте выложим наше слово из букв, и тихонько его прочитаем.

Логопед. Молодцы!Я горжусь вами. Вот мы и прошли через горы.

Логопед: Следующее место, которое мы должны пройти – это Болото решений. Предлагает детям пройти по кочкам и собрать карточки - задания.

Логопед: Объясняет задание – сложить слово из первых звуков названия картинок.

Упражнение «Ребус»

Дети: отгадывание ребусов. Дети садятся на коврик и думают (озвучивают своё решение).

Игра «Назови ласково»

Логопед. Предлагает детям назвать получившиеся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дети выполняют задание).

Логопед. Молодцы! А сейчас давайте составим предложения с этими словами.

Логопед: Посмотрите, стрелка указывает на Долину внимания.  Как вы думаете, почему анна так называется?

Игра «Будь внимателен» (задания на ориентировку в пространстве).  

Логопед. Молодцы, вы внимательные и мы подошли к стране Самоделии. Посмотрите, вас уже встречает Самоделкин. Давайте с ним поздороваемся.

Дети:  здороваются с Самоделкиным.

Самоделкин: Здравствуйте, ребята! Я очень раз с вами познакомится. Я знаю, что вы проделали длинный путь и справились со всеми трудностями. Показывает детям букву С и спрашивает: «Как называется эта буква? Вспомните, какие звуки обозначает эта буква?.

Дети: буква С, звуки [С, С’].

Логопед. А чем отличаются звуки от букв? (дети отвечают).

Дети: отвечают.

Самоделкин: Я ещё не умею читать, а только работать руками, помогите мне прочитать, что написано на этих карточках.

Дети:  помогают Самоделкину, читают слоги и слова.

Самоделкин: Спасибо вам большое! Я приготовил вам сюрприз! Он лежит вот в этой коробочке. 

Дети: открывают коробку с книгой.

Самоделкин. Раз вы уже умеете читать, то прочитайте книгу про меня и про моего друга Карандаша.

Дети: благодарят Самоделкина.

Логопед. А сейчас нам уже пора в садик возвращаться.

Дети: прощаются с Самоделкиным.

Логопед: Даётся оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие по Фиолетовой стране»

Данное занятие целесообразно проводить в подготовительной группе компенсирующей направленности на этапе закрепления темы "Звуки [ф] и [ф']"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в жаркие страны»

Это занятие проводится в подготовительной группе компенсирующей направленности. Путешествуя по жарким странам, дети вместе со взрослыми узанют много о животных. их детенышах. повадках и т.д....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Веселый зоопарк»

quot;В зоопарке беда! Ветер открыл двери клеток. Животные разбежались. Ветер сорвал таблички с клеток. Помогите навести порядок. Директор зоопарка". Такое письмо пришло в детский сад и ребята вм...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"

В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление  знаний по теме "Зима"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Комнатные растения"

Цель данного занятия: закрепить знания детей по теме "Комнатные растения". Вместе с учителем-логопедом и воспитателем дети проводят интересные опыты, разгадывают ребусы, составляют рассказы-...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»

В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и  педагогические технологии....

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия  в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...