Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"
статья по логопедии (старшая группа)

Румянцева Полина Алексеевна

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования 

Связная речь — это сложная речемыслительная деятельность, считающаяся одним из показателей состояния мышления детей. Любые нарушения речевого и интеллектуального развития так или иначе приводят к недостаточной сформированности связной речи. Развитие связной речи является одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В дальнейшем это способствует успешному обучению в школе, поскольку необходимый для этого уровень связного высказывания требует воспитания у детей навыков адекватного восприятия и воспроизведения текстовых материалов, умения давать развёрнутые и аргументированные ответы на вопросы, а также самостоятельно излагать собственные мысли.

Связная речь не формируется стихийно, поскольку её формирование происходит под воздействием социального окружения ребёнка. При этом ключевую роль играет коррекционно-развивающее воздействие. Именно оно, с учётом возрастных и личностных особенностей ребёнка, а также при наличии дифференцированного подхода, обеспечивает успешное овладение связной речью.

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР отстают по степени сформированности у них связной речи от сверстников без речевых нарушений. Трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР вызваны недостаточным развитием компонентов языковой системы, а также семантической стороны речи. Помимо этого, дополнительные трудности в овладении этими навыками, создаёт наличие у таких детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций, таких как внимание, мышление, память, восприятие. Вследствие этого связная речь детей данной категории оказывается сформированной недостаточно. Дошкольники с ОНР, имеющие II-III уровни речевого развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников проявляют значительно меньшую речевую активность, а также редко проявляют инициативу в процессе общения. В свободных высказываниях у таких детей преобладают простые распространённые предложения и практически не наблюдаются сложные конструкции. Словарный запас детей с ОНР характеризуется, как ограниченный. При описании сюжетных картин, правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением персонажей, действий и явлений. Также отмечается большое количество аграмматизмов, что проявляется в ошибках при согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых и сложных предлогов.

Несмотря на наличие авторских методик развития связной речи у детей с нарушениями речи, в логопедической практике наблюдается проблема мотивации речевой деятельности в процессе проводимой работы. Поэтому поиск эффективных методов развития связной речи у дошкольников с ОНР остаётся одной из актуальных проблем современной логопедии.

Благодаря своей эффективности, в логопедической работе хорошо себя зарекомендовал метод конструирования. Согласно исследованиям М.М. Кольцовой, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов рук, а точнее – от пальцев. Также, данный метод способствует развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и коррекции поведения, развитию мыслительных функций и речевой активности у дошкольников.

LEGO конструирование представляет собой форму творческой, моделирующей деятельности детей, в которой педагогу отводится активная роль. В процессе специально организованных занятий с использованием конструкторов LEGO могут решаться задачи по формированию у детей пространственных представлений, изучению частей конструируемых объектов (предметов мебели, зданий и т.д.), а также по закреплению материала изучаемых лексических тем. Конструктор LEGO позволяет организовать работу по обучению конструированию по образцу, плану, схеме, графическому изображению, заданным условиям, самостоятельному замыслу. Геометрические формы и цветовое разнообразие способствуют формированию сенсорных эталонов и умению анализировать образцы конструкций: выделять части и их расположение.

Конструирование с использованием LEGO состоит из нескольких взаимосвязанных операций: мысленное создание модели, то есть замысел, и воплощение модели в трёхмерном пространстве – реализация замысла. В начале ребёнок разрабатывает общую стратегию, планирует основные шаги дальнейшей работы, активно экспериментирует, изменяет и дополняет свой первоначальный замысел.

Универсальность LEGO конструирования позволяет строить коррекцию речи всесторонне: от восприятия звука до развития связной речи. Конструктор позволяет в ходе взаимодействия с ним понять свойства предметов, их положение в пространстве. При сопровождении игровой деятельности речью, дети закрепляют пространственные понятия, что способствует обогащению и расширению активного словаря. На материале LEGO также хорошо отрабатывается грамматический строй. Развитие связной речи с использованием объёмных элементов из LEGO способствует пониманию ребёнком замысла и сюжета, что находит отражение в речевой деятельности ребёнка. При этом проводимая работа строится от простого к сложному с постепенным сокращением наглядных опор и большей самостоятельностью ребёнка.

Таким образом, использованием LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует расширению и обогащению словаря, формированию грамматического строя и связной речи, а также развитию коммуникативных навыков и речевой активности.

Список использованной литературы

  1. Зорина О.Ю. Использование лего-технологий как средства коррекции и развития речи дошкольников с ОНР / О.Ю. Зорина // Филологическое образование в период детства. – Т. 22. – 2015. – С. 32-34.
  2. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория. 2004. – 224 с.
  3. Максаева Ю.А. Интеграция лего-конструирования в образовательную деятельность / Ю.А. Максаева // Дошкольное воспитание. – 2012. - №8. – С. 104-108.
  4. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева - М.: ГНОМ, 2007. - 238 с.
  5. Халилова Л. Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология / Л. Б. Халилова, А. С. Володина. — М.: Изд-во: Парадигма, 2013. — 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...