Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Экскурсия по родному городу»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

Тема: «Экскурсия по родному  городу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursiya_po_rodnomu_gorodu.docx30.86 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8

Муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

Тема: «Экскурсия по родному  городу»

(7-й год жизни, подготовительная к школе группа)

                                                                   Автор – составитель:

                                                                  Юкова Евгения Витальевна

                                                                  Учитель- логопед МБДОУ №8

        

г. Усть – Лабинск

2021г.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Раздел программы: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды деятельности: развитие речи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Цель: Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Активизация словаря.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в множественном числе, образование сложных (двукоренных) слов, образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, образование существительных с помощью суффиксов  -ист-,  -аст-, - ец-, -ник-, -ёр- , согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже).

Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, и общей моторики.
  2. Уточнять представления детей о традиционных предметах быта и истории кубанской станицы.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения.
  2. Воспитание уважения, взаимопомощи, чувства дружбы и ответственности в детском коллективе.
  3. Воспитание уважения к традициям предков и любви к своей малой Родине.

Пространство выбора для реализации поставленных задач – 4 поля заданности: второе поле заданности.

Используемые методы, приемы и технологии:

            Технологии           (какие используются)

       Как используются (кратко описать)

Здоровьесберегающие технологии

Физминутка (чередование видов деятельности)

Личностно – ориентированные технологии

Технология сотрудничества и взаимопомощи.

Игровая технология

Игровая ситуация для мотивационного этапа. К детям обращаются кукольные персонажи с просьбой помочь.

Информационно – коммуникационные технологии

Ноутбук, мультимедийная установка

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация.

Предварительная работа:

  • беседа, просмотр  видеосюжета о родном городе;
  • виртуальное посещение музея г. Усть-Лабинска;
  • рассматривание альбома фотографий «Наш Усть – Лабинск»
  • беседы: «Из чего делают сахар?», «откуда хлеб пришёл?», «Кубань - моя малая Родина»
  • разучивание физминутки «Пекарь»
  • словарная работа: хлопцы, свекловица, сайка, баранки, чугунок, ухват, коромысло
  • игра «Один – много»
  • игра «Какой дом?»
  • игра «Скажи ласково»
  • игра «Измени слово»

Способ организации воспитанников: групповой.

Ход  организованной образовательной деятельности.

1 этап – мотивационный.

Дети заходят в кабинет и обращают внимание на новые фотографии объектов родного города.

Логопед: Ребята, вы узнали, что изображено на фотографиях?

Дети: Это наш город. Вокзал. Храм. Парк. Стадион.

Логопед: Правильно, ребята. На фотографиях изображены объекты нашего города.

Как красиво всё кругом

В моём городе родном!

Здесь хороший стадион,

Всем победы дарит он.

А какой красивый храм –

Для души моей бальзам!

Сквер и парк,

Мост и вокзал –

Я прекрасней не видал!

2 этап – планирование.

Появляются куклы в казачьих костюмах.

Казачата: Здравствуйте, хлопцы и девчата!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, вы узнали наших гостей?

Дети: Да, это казачата!

Казачата: Подскажите, пожалуйста, куда мы попали? Расскажите о стране, в которой живёте. Как называется ваша страна?

Логопед: Нет её красивее. Мы живём в …

Дети: В России!

Казачата: А как называется столица России?

Логопед: Знаем мы, как дважды два:

                 Главный город России …

Дети: Москва!

Казачата: Как называется ваш край?

Логопед: Лучший и прекрасный,

                 Край наш …

Дети: Краснодарский!

Казачата: А город, в котором живёте, как называется?

Логопед: Город, в котором живём, …

Дети: Мы Усть – Лабинском зовём!

Казачата: А мы жили здесь 200 лет назад. Тогда это была небольшая станица  Усть - Лабинская. За много лет станица выросла и стала называться  городом. Он так изменился! Мы хотели бы пройти по Усть - Лабинску и увидеть, как живёт нынешний город, но боимся заблудиться. Помогите  нам, пожалуйста!

Логопед: Ребята, как мы сможем помочь гостям?

Дети: Нужно провести для них экскурсию по нашему городу.

Логопед: Ну что, тогда «вперёд»! (открывает презентацию «Предприятия нашего города»)

3 этап – реализация.

Слайд 1. Сахарный завод.

Казачата: Что это за дом такой с очень длинною трубой? Подскажите, ребята!

Дети: Это сахарный завод.

Казачата: А что делают там?

Дети: Из свёклы получают сахар.

Логопед: Да, правильно, ребята.

Вот Усть – Лабинский сахарный завод.

Он сахар для страны даёт.

Как только свекловицу привезут,

То сок здесь из неё скорее отожмут.

Затем, его будут варить,

Чтоб сладкий сахар получить.

Казачата: А что там ещё на заводе есть?

Логопед: Ребята, расскажем нашим гостям что есть на заводе, поиграем в игру: «Чего много на заводе?»

Я буду называть один предмет, а вы – много.

Машина – много машин                  Люди – много людей

Свёкла – много свёклы                    Сок – много сока

Сахар – много сахара

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем экскурсию.

Слайд 2. Элеватор.

Казачата: Какой огромный дом! Что это?

Логопед: Кто расскажет нашим гостям об этом здании?

Дети: Это элеватор. Там сушат и хранят урожай зерна для нашего города и района, чтобы потом из этого зерна смолоть муку и испечь хлеб.

Логопед: Элеватор очень большой и высокий, как многоэтажный дом.

Если у дома один этаж, то он какой?

Дети: Одноэтажный.

Логопед: Если у дома два этажа, то он какой?

Дети: Двухэтажный.

Логопед: Если у дома пять этажей, то он какой?

Дети: Пятиэтажный.

Логопед: Правильно, ребята. А наш элеватор такой большой, что там можно хранить очень много зерна.

Казачата: Как здорово, что вот так теперь можно сохранить весь урожай! В наше время элеваторов не было.  Ребята, а куда нужно отвезти  муку, чтобы испечь хлеб?

Дети: Муку привозят на пекарню.

Слайд 3. Пекарня.

Казачата: А что выпекают на пекарне?

Дети: На пекарне выпекают хлеб, булки, баранки, батоны, пирожки.

Казачата: А как ласково назвать хлеб?

Дети: Хлебушек.

Далее логопед называет названия хлебобулочных изделий, а дети произносят ласково:

Булка – булочка                   Сайка – саечка

Баранка – бараночка            Батон – батончик         Пирог – пирожок

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, немного отдохнём, поиграем и пойдём.

Физкультурная минутка

По узкому проулку

Шагает пекарь с булкой

И зёрнышки кунжута

на корочке блестят.

Струится над проулком

Чудесный запах булки

И все на свете булку

Попробовать хотят.

Встречает пекарь дочку,

Даёт ей два кусочка

Чудесной свежей булки

На завтрак и обед.

Ещё кусочек Маше,

Ещё два – Вове с Пашей,

Собачке – толстый ломоть…

И булки больше нет!

 

шагают на месте

медленно волнообразно разводят руки в стороны

руки на пояс

шагают на месте

руки «в кулачки», шевелят большими пальцами обеих рук

поворачиваем кулачки

разгибаем указательный палец, средний и безымянный,

мизинец

вращаем кистями рук

Логопед: Ну, что, подкрепились? А вот и новый объект.

Слайд 4.

Казачата: Ух, какое большое поле! Что это, ребята?

Дети: Это стадион.

Логопед: Посмотрите, это он,

Усть – Лабинский стадион!

Спорт нам очень помогает,

Наши мышцы развивает.

Силу, ловкость нам даёт,

На рекорды нас зовёт.

Казачата: А  кто занимается на стадионе?

Дети: На стадионе тренируются спортсмены.

Логопед: А как называют спортсмена, если его вид спорта

Футбол?

Дети: Футболист

Логопед продолжает игру «Измени слово»:

Самбо – самбист                         Хоккей – хоккеист

Баскетбол – баскетболист          Велосипед – велосипедист

Гимнастика – гимнаст                Борьба – борец

Плавание – пловец                     Лыжи – лыжник         Бокс – боксёр

Логопед: Молодцы, ребята! Всех спортсменов назвали правильно.

Казачата: Здорово, ребята, мы столько нового сегодня узнали! Вы нас познакомили с современным городом. Он так расцвёл и преобразился! Ну что, пойдём дальше.

Слайд 5. Музей.

Казачата: А это место нам знакомо! А вот нам интересно: знакомы ли вы с нашим прошлым? Угадайте, о каких предметах старины  будет идти речь?

Загадки.

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Слайд 6. (Самовар)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля - …

Слайд 7. (Чугунок)

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

Слайд 8. ( Ухват).

Три братца пошли на речку купаться.

Двое купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

Слайд 9. (Вёдра и коромысло)

Казачата: Молодцы, ребята! А где можно сейчас встретить все эти предметы?

Слайд 10.

Дети: В музее.

Логопед: Правильно.

Чтоб окунуться в прошлое –

Не надо машину времени изобретать.

Хранит он фотографии и редкие картины,

Которые, когда – нибудь,

Мы будем изучать.

Ведь он – хранитель старины,

Истории страны моей.

И помнить мы её должны,

На то и нужен нам музей!

4 этап – рефлексия.

Логопед: Казачата, вы довольны нашей экскурсией?

Казачата: Да! Спасибо вам большое! Мы увидели как изменился город.

Логопед: Ребята, а вам понравилась экскурсия?

Дети: Да! Очень понравилась.

Логопед: Ребята, что вам запомнилось из нашей экскурсии?

Дети: Стадион – он большой. Там можно заниматься разными видами спорта.

            Сахарный завод – там варят сахар.

            Элеватор – там хранят урожай зерна.

            Пекарня – там пекут вкусный хлеб.

            Музей – там хранятся разные старинные предметы.

Логопед: Молодцы ребята! Вы были очень внимательны. Настало время прощаться с нашими Казачатами и возвращаться в наш детский сад.

Казачата прощаются с детьми, остаются в своём прошлом (в музее). Дети возвращаются в детский сад, делятся впечатлениями о времени, проведённом с гостями из прошлого.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к конспекту

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему «Экскурсия по родному  городу»

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию, речевому развитию, социально – коммуникативному развитию детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (6-7) лет. Тема занятия «Экскурсия по родному  городу»

Виды деятельности: развитие речи.

Цель: Формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Активизация словаря.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в множественном числе, образование сложных (двукоренных) слов, образование уменьшительно – ласкательных форм существительных, образование существительных с помощью суффиксов  -ист-,  -аст-, - ец-, -ник-, -ёр, согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, и общей моторики.

2.Уточнять представления детей о традиционных предметах быта и истории кубанской станицы.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речевого общения.
  2. Воспитание уважения, взаимопомощи, чувства дружбы и ответственности в детском коллективе.
  3. Воспитание уважения к традициям предков и любви к своей малой Родине.

Представленный конспект является авторской разработкой, в соответствии с задачами основной образовательной программы ДО, рабочей программой педагога. Конспект построен с учётом дидактических и общепедагогических принципов: непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей), принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие возрастным особенностям), принцип психологической комфортности. Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию по основной образовательной программе дошкольного образования.

Для реализации задач в занятии были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной форме программные задачи. На каждом этапе занятия в работе с детьми использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации. Были подобранны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Техническое оснащение занятия: компьютер, проектор для демонстрации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint.

Данный материал может использоваться педагогами в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  Тема: «Приметы осени. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение.«Детский сад №3»Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Приметы осени....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием тренажера - перчаток «Умнички». Тема: «Волшебница Зима» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет. (Образовательные области: «Познавательн

Обогащение знаний детей о сезонных изменениях в зимней  природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира с применением  мнемотехники и нетрадиционного оборудования....

Презентация к конспекту организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Экскурсия по родному городу»

Презентацияк конспекту организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Экскурсия по родному  городу»...

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....