Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Козлова Елена Владимировна

В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и неречевых процессов. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям коррекционных групп, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Значение своевременного развития детской речи трудно переоценить. Подчеркивая значимость развития речи детей дошкольного возраста, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  выделяет такую образовательную область как «Речевое развитие». Задачи речевого развития ,которые определяет  ФГОС ДО, представлены на слайде.

В последнее время неуклонно увеличивается количество дошкольников, имеющих те или иные нарушения в речевом развитии.       В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений, выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором страдает речь как целостная система и нарушаются все ее компоненты .При осложненных формах ОНР нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. Большинство современных авторов ( Бабина, Ткаченко, Большакова, Четвертушкина и др.) подчеркивают, что искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи и представляющими значительную сложность для коррекционной  работы.

Между тем недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте приводит не только к сохранению нарушений произносительной стороны речи и лексико –грамматического компонента , но и  к возникновению в будущем  у школьников дисграфии и дислексии , а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с тем, нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет и проявляется каждый раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Для того чтобы помощь этим детям была максимально эффективной, необходимы ранняя диагностика и соответствующая коррекционная работа, т.к. , по мнению Марковой , самостоятельно ребенок с общим недоразвитием речи не может овладеть правильным воспроизведением слоговой структуры слова.

Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (представлены на слайде)

На самом деле , в эти 14 типов входят не все существующие в русском языке слова( нет, например, слов «велосипед», «фотоаппарат», «здание» и др.), а только наиболее частотные. Если ребенок научился правильно воспроизводить эти 14 типов, то, как правило, у него не возникает проблем и в остальных случаях, т.к . слова с более сложной слоговой структурой как бы включают в себя более простые)

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов: 

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток). Могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста). В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица). Реже слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок)

 б) Итерация - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава).

 2. Нарушение последовательности слогов в слове:

 а) перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);

 б) перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

а) сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул). Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

б) вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации - уподобление одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”). Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры часто предшествует заиканию

6. Контаминации - соединение частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Базовым периодом для овладения слоговой структурой является период лепетной речи. В этом возрасте ребенок произносит звуки с разной интонацией, громкостью, длительностью. Именно это играет ведущую роль в освоении слогового состава. Затем ребенок учится воспроизводить ударные слоги в словах, добавляет рядом стоящие слоги. После этого пытается воспроизвести контур слова и произносить все слово, передавать всю структуру. Завершается формирование данного направления к 3 годам. Дети к этому возрасту способны произносить слова практически любой слоговой структуры (за исключением очень сложных и незнакомых) Подробно этапы формирования слоговой структуры в норме описаны А.Н. Гвоздевым  (представлены на слайде).

В отечественной специальной литературе представлен разнообразный материал  по формированию слоговой структуры слова. Вопросами диагностики и коррекции слоговой структуры слова занимались или продолжают заниматься  такие современные педагоги, как З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, С.Е. Большакова, В.А. Ковшиков, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина и другие. Однако теория и практика логопедической науки не располагают полной  информациях о факторах, значимых для усвоения слоговой структуры слова, поэтому универсальной методики пока не существует.

В целом разнообразие причин, вызывающих нарушение слоговой структуры слова у детей, можно представить в виде схемы.(слайд, кратко пояснить каждый пункт )

Следует отметить, что преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы. (В большинстве же случаев у детей с онр присутствуют оба этих фактора)

  Итак, исходя из вышеперечисленных причин возникновения нарушений слоговой структуры слова у дошкольников, можно сделать вывод, что  коррекционная работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова будет эффективной  при условии развития у детей как речевых, так и неречевых процессов.

  Задачи работы по преодолению нарушений ССС можно сформулировать  следующим образом:

  • Формировать базисные предпосылки усвоения слоговой структуры слова (оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации)
  • Развивать фонематические процессы (слуховое внимание, фонематической восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза)
  • Формировать навыки точного воспроизведения звуко-слогового состава слова
  • Создавать условия для возникновения мотивации к улучшению собственной речи

Далее я расскажу о средствах, используемых для решения каждой из поставленных задач.

Работу ведем с опорой на слуховую зрительную и кинестетическую функции, руководствуясь принципом постепенности и последовательности (от простого к сложному)!!!

1)Упражнения на развитие  оптико-пространственной ориентации.

  • сомато-пространственная ориентации (относительно собственного тела)
  • Вот какие мы (освоения детьми асимметрии собственного тела)

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у Лены (Коли, Вани…) впереди, что сзади?»

  • Наводим порядок (научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии)

 Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки,  расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети выполняют  действия по инструкции.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

  • Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети выполняют действия по инструкции

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

  • Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.

Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

  • Кто где находится

Вариант  1.  Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. 

Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант  2.  Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди Светы, куклу - позади Светы»; «Расскажи, кто где находится».

  • Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы (Маши, Васи…)».)

  • ориентация в трехмерном пространстве
  • Живые вагончики

Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.

Инструкции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»;

2)  «Расскажи,  кто впереди мишки,  кто позади мишки». И др.

  • Угадай игрушку

Ход игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др

  • Собери сказку

Ход игры. Перед ребенком - набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции.

Инструкции: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь человечка между домиком и елочкой». И др.

  • ориентация в двухмерном пространстве
  • Солнышко

Ход игры. На мольберте - изображение домика и солнышка.

Логопед меняет, расположение предметов в соответствии с текстом:: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».Вопросы : «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»

 Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко,- встали - солнышко высоко; присели - солнышко низко).

  • Игрушки для зайчика

Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.

Дети  выполняют  действия по иструкции.

Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».

  • Коврики

Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.

Дети выполняют действия по инструкции

Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

2)Упражнения на развитие функций моторного планирования :серийной организации движений с различными темпо-ритмическими характеристиками

  • различение  и воспроизведение  заданных темпа и ритма
  • выкладывание (продолжение ) визуально-ритмических рядов (различной сложности)

-по образцу

-по словесной инструкции

-продолжение графического изображения

  • Веселые инструменты

Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе). Детям  нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем сосчитать количесто ударов

Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».

  • Передай привет

Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.

Инструкция: «Передай привет правильно». Вопросы: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.

  • Танцующие снежинки

Ход игры .Перед детьми - ряд изображений снежинок (листочков, предметов и т.д) Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов,например

Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».

Упражнение может выполняться и наоборот: педагог отстукивает ритм, а дети подбирают  походящую картинку.

  • Бабочки и цветы

Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Перед детьми - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.

Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно» Движения могут совершаться руками, ногами, с помощью предметов , например ,игрушечного  молоточка, мяча….

  • Делай как я

(воспроизведение заданной последовательности движений общих, пальцевых, артикуляционных  - сопряженно, отраженно, с опорой на визуально-ритмический ряд)

- воспроизведение серии общих  движений

Ход упражнения. Дети, взявшись за руки, двигаются по кругу со словами «Дружным кругом, друг за другом мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе сделаем вот так..» Логопед и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

    руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;

    руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;

    руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;

    руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

-воспроизведение серии движений пальцев :

    игра на пианино

    прикосновения пальцами одной руки к другой

прикосновения  большим пальцем поочередно к остальным и др.

-воспроизведение серии артикуляционных движений

«улыбка»-«трубочка»

«окошко» -закрыли/открыли

«блинчик» - показали/спрятали

«толстячки»-«худышки» …и др.

Очень хорошо выполнять упражнения под счет или под музыку!

3) упражнения на развитие фонематических процессов

  • развитие слухового внимания на неречевом материале
  • Что звучит?
  • Где звучит?
  • Сколько раз звучит?
  • Что звучит сначала, что звучит потом?

Ход игры. Логопед демонстрирует детям

-звучание разных предметов (бумага, льющаяся вода, пакет и др..)

-музыкальных инструментов (погремушки, маракасы, бубен, колокольчик и др…)

- футляров от «киндер –сюрпризов» с различными наполнителями

Инструкция: «Послушайте внимательно и покажите, что вы сейчас услышали?Где?Сколько раз? Что звучало сначала, что звучало потом?» У детей такие же предметы и инструменты, как и у логопеда. Логопед прячет источник звука за ширмой, либо дети отворачиваются или закрывают глаза)

  • развитие фонематического слуха с использованием речевого материала (на этом этапе речевой материал произносит логопед!)
  • Длинные и короткие слова Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, дети  кладут  фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок раскладывает картинки (слушая , как слова называет логопед)  на две группы: к длинной полоске и к короткой

  • Поймай звук Ход упражнения: логопед произносит отдельные звуки (начиная с гласных), ребенок совершает заранее оговоренное действие, когда услышит нужный звук.

Инструкция : «Хлопни в ладоши («поймай» в кулачок, брось фишку в коробку и т.д.), когда услышишь звук А»

Подключаем зрительные символы звуков !!!

  • Рыбалка                 Ход игры: в импровизированном «озере» разложены бумажные рыбки , с прикрепленной к каждой рыбке с помощью металлической скрепки предметной  картинкой. Дети «ловят» рыбок магнитной удочкой.

Инструкция: «Посмотрим, что принесли нам рыбки. Если в названии предмета услышите звук А (любой другой), кладем рыбку в ведерко. Если этого звука там нет –«отпускаем» рыбку обратно в озеро»

 (пособие универсальное, практически , как чудесный мешочек!)

  • Спрячь слово в ладошки («Телеграф»)

Ход игры: дети отстукивают количество слогов в слове ( обучаясь практическим навыкам слогоделения)

Инструкция : «Сейчас мы с вами будем передавать телеграммы. Передайте слово : «машина» и т.д. Слова можно отхлопывать ладонями, отстукивать мячом, ложками, ногами и т.д.

  • Поезд

Ход игры : перед детьми вагончики с разным количеством окошек и предметные картинки.

Инструкция: « разложите груз по вагончикам. Если в слове слышим один слог (одну «песенку»), то кладем в вагончик с одним окошечком и т.д.

Далее начинаем работу собственно над формированием звуко - слогового состава слов

4)  игры и упражнения на воспроизведение отдельных звуков и слогов. (используем символы звуков!!!)

  • Произнести звук столько раз, сколько точек на  кубике 
  • Произнесение серии звуков с опорой на визуально-ритмический ряд

- прямые слоги (ма, на, па)

- обратные слоги (от, ут, ум)

- закрытые слоги (мак, кап, бух)

- открытые и закрытые (на-ан, пу-уп)

- со стечением согласных (мда-мдо-мды, анк-онк-унк)

5) воспроизведение слов различной слоговой структуры

    После проработки предыдущих этапов  можем перейти к словам. Отрабатываем слова в соответствии со слоговой структурой Марковой. (14 типов). В эту структуру входят не все существующие типы ссс, но их отработки достаточно ( остальные – составные).На этом этапе последовательно отрабатываем слова.  

На примере 1 класса  ссс

  • Что спрятано?

Ход игры: с опорой на визуально ритмический ряд ребенок произносит последовательно два разных открытых слога. В конце логопед просит назвать, какое слово получилось и открывает спрятанный предмет (или картинку)

Важно! Игра даёт возможность многократного повторения слова

  • Конец слова за тобой

Ход игры:  Логопед, бросая мяч ребенку, называет первый слог слова. Ребенок, возвращая мяч, добавляет заданный слог, а затем произносит слово полностью.

  • Собери словечко

Ход игры:  Логопед, предлагает ребенку сложить разрезную картинку (из двух частей), в процессе выполнения задания называя каждый слог слова, изображенного на картинке,а затем все слово целиком. Вариант 1: с опорой на картинку – образец. Вариант 2 : без наглядного подкрепления.

  • Один – много 

Ход игры : Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов.

Инструкция: «Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов много, и назови их (кот –коты, мак – маки, конь – кони и т.д.).

Отработав слова, сразу вводим их в предложения (все слова в предложении  -тоже 1 клас ссс).

  • Жадина

 Ход игры : перед ребенком раскладываются картинки  или мелкие игрушки и игрушка-персонаж

Инструкция: «Это Кеша. Он очень жадный. Как он будет говорить? (Образец: это моя вата, это моя ванна, это моё небо и тд.)

 По аналогии проводятся игры  с предложениями : «Мою….», «Вижу…», «Кто дома?» (дома Тома, дома Ваня, дома баба и т.д)

2 класс ссс:

  • Что спрятано?

Используем визуально-ритмический ряд из трех элементов

  • Один – много 

Играем на примере глаголов: бегала – бегали, лепила -  лепили, ходила – ходили, копала  - копали, болела- болели, катала- катали, давала- давали, гуляла – гуляли и т.д

  • Конец слова за тобой
  • Собери словечко

В словосочетаниях и предложениях  : «Что у мамы?»  -  Мамина помада, мамины лимоны, мамины утята и тд.. «Что купила Муха?» -  Муха  купила бананы, муха купила батоны» и т. д.

Аналогично продолжаем отрабатывать последовательно все 14 классов слоговой структуры. Для достижения результата необходимо многократное проговаривание речевого материала. Чтобы сделать этот процесс увлекательным для ребенка, используем как картинки, так и реальные предметы, а также специально изготовленные игры.

  • Игра с фонариком «Что я вижу?» (1,2 класс ссс)
  • Игра «Логодиски» (все классы ссс)

6)автоматизация в речи слов различной слоговой структуры

 (Пока только предложения, дети малы, не все звуки поставлены!)

  •  Отработка в стихах  (рифмованные тексты)

Пример

Это –аквариум, маленький пруд

В нем разноцветные рыбки живут

***

Стра-стра-стра, вот строитель у костра.

Стру – стру-стру, вот старик идет к костру.

Стры-стры-стры, на строительстве –костры.

(Т.А. Ткаченко)

  •  Отработка в рассказах (нерифмованные тексты)

Пример

На втором этаже школьного здания расположен медицинский кабинет. Здесь заболевших детей осматривает медсестра. Медсестра делает прививки и дает лекарства школьникам из младших классов и старшеклассникам. (Т.А. Ткаченко)

И так, нарушения ССС проявляются у детей в разной степени – от грубых искажений слов, делающих речь совсем малопонятной, до ошибок , которые допускает ребенок лишь в сложных и малознакомых словах. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка.

У дошкольников с ОНР формирование ССС возможно только при условии целенаправленного обучения ,  предполагающего развитие первоначально базисных процессов, и только затем  -работу с речевым материалом

Динамика усвоения ребенком ССС зависит от характера речевого нарушения и индивидуальных возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного ...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...