Автоматизация звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Колчинская Ольга Сергеевна

Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ, введение звука в самостоятельную речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Звездочка»

 

                                                        Учитель-логопед – Колчинская О.С..

                                   

Автоматизация поставленных звуков у детей с тяжелыми  нарушениями речи

 

Автоматизировать звук – значит довести приобретенный ребенком навык до автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ, введение звука в самостоятельную речь.

Автоматизация поставленного звука у детей с речевым недоразвитием проводится поэтапно:

  • автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов, слогов, словосочетаний, предложений);
  • самостоятельное называние речевого материала с автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы воспитателя, опорные слова, схемы предложений;
  • автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи, небольшие рассказы);
  • автоматизация звуков в самостоятельной речи (составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказов текстов и т.п.)

Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания и поддержания интереса детей. С этой целью используются как традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием мнемотехники. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с – насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой  целью используются символы звуков, звуковые дорожки.

Для автоматизации звука в слогах  ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли…са, ве…сы, бу…сы и т.д.

С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».

Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) – с опорой на предметные картинки.

Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам  и правильно произнести слова, содержащие заданный звук.  

 («Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).

На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и родительном падежах.  (Оса – осы, коса – косы, нос – носы, носок – много носков и т.д.). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад – садик, сом – сомик, стол – столик и т.д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты – капустный, сок из абрикосов – абрикосовый).  Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.).

Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».

Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок,  потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения.

Далее переходят к заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок. Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.

Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука – овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во время режимных моментов, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.

 

 

Использован речевой материал из пособий: Т.М. Божевой, И.С. Лопухиной, А.И.

Богомоловой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.

Материал с сайта - - https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....

"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"

Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей  протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...

Консультация для воспитателей группы для детей с ТНР "Логопедические игры на автоматизацию звуков [Ш], [Р] во фразовой речи".

Консультация для воспитателей группы для детей с ТНР "Логопедические игры на автоматизацию звуков [Ш], [Р] во фразовой речи"....

Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»

В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...

Т.В.Бендикс. Игры-ходилки для автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Практическое пособие.

Пособие содержит 11 игр по типу игры-ходилки.  В ходе игры  дети бросают кубик и перемещают фишку по игровому полю, называя последовательно картинки на автоматизируемый звук. В качестве фише...

статья "Автоматизация звуков у детей с нарушениями речи с помощью дидактического пособия «Чудо-улей: из практики учителя-логопеда ДОУ"

Процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи очень длительный, поэтому для «оживления» занятий, логопеды стараются сделать дидактические пособия красочными, удобными в ...