Интерактивные компьютерные игры как эффективное средство в речевом развитии дошкольников
материал по развитию речи

Теренко Наталья Анатольевна

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_0.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Интерактивные компьютерные игры

как эффективное средство в речевом развитии дошкольников»

Учитель-логопед: Теренко Н.А.

    (Слайд 2) Внедрение информационно-компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, они изменяют   традиционные взгляды на педагогический процесс, открывают новые возможности,       становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов и дошкольников.

    Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на речевое развитие детей с нарушениями речи.   При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий, как с традиционными методами обучения, так и с другими современными образовательными технологиями.

   Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством информационно-компьютерных технологий должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя интерактивные компьютерные игры.

   Я работаю с детьми, у которых различные речевые проблемы, но это современные дети, которые слишком рано включились в компьютерную среду, и давно  знакомы с компьютером, планшетом, смартфоном. Такие дети требуют при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.

   (Слайд 3) Поэтому в своей работе, как на индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятиях я использую интерактивные компьютерные игры с педагогического портала «Мерсибо», которые учитывают требования ФГОС к речевому развитию детей.

    Каждая из этих игр увлекательна, как и мультфильм, и в то же время решает какую-то педагогическую задачу: формирует  речевое дыхание, автоматизирует  “трудные” звуки, развивает фонематический слух и звуко-буквенный анализ, расширяет словарный запас, развивает грамматический строй и связную речь.

   Игры «Мерсибо» состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, спасает зайца от лисы,  помогает индейцам и так далее. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, определяют место звука в слове - это развивающая часть игр, и этим игры «Мерсибо» отличаются от обычных развлекательных компьютерных игр. Такие игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с ОВЗ.

   Игры продуманы до мелочей, в них яркие персонажи и интересные сюжеты, в конце игры ведущий похвалит ребенка. Ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка, вовлечь в занятие. Поэтому такие игры  хорошо использовать для мотивации к обучению, начала новой темы или закрепления пройденной.

   А сейчас я предлагаю вам поиграть в интерактивную компьютерную игру «Грибники». Та команда, у которой будет «волшебная мышка» отвечает на мой вопрос. Каждая команда спасает по 2 грибника, затем передаёт «волшебную мышку» другой команде.

    В лесу грибники заблудились, Поможем им найти друг друга?  

1.Повторите, что сказал грибник.

2. Сколько звуков произнёс грибник?

3.Какие звуки и сколько произнёс грибник гласные или согласные? Выберите красные или синие лего-кирпичики.

4.Какой первый звук произнёс грибник, выберите такую же букву.

5. Какой последний звук вы услышали, выберите такую же букву.

6.Что сказал грибник, выберите такие же буквы, Прочитайте, что у вас получилось.

(Слайд 4) Ноутбук, подключённый к телевизору или мультимедийной установке в ДОУ, открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Дети высказывают предположения и проверяют их, используя «мышку» в порядке очереди, либо согласно принятого в группе правила. Таким образом, дошкольники привыкают соблюдать правила, ошибаться и проверять различные варианты. Педагог выступает полноправным  партнёром детей по игре, не оценивает детей (действия детей направляет и оценивает компьютерный персонаж).

   (Слайд 5)  Игры для занятий я стараюсь подбирать, соблюдая  следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения (зная уровень развития каждого ребенка, определяю зону его ближайшего развития и использую вариативность игры согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (устанавливаю взаимосвязь между полученными знаниями, перехожу от простого к сложному, возвращаюсь к ранее пройденной игре с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание игры подбираю соответственно возрасту, уровню развития и подготовки детей).

4. Принцип индивидуализации  ( игры  подбираю с учетом  уровня речевого развития каждого ребенка. Темп и уровень сложности я определяю индивидуально для каждого ребёнка).

5. Принцип связи с жизнью (вместе с детьми находим аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

    Рассмотрим эти принципы на примере интерактивной компьютерной игры «Грибники». В эту игру можно играть как с группой детей, так и на индивидуальном занятии с ребёнком. Для адаптации игры к возможностям детей используется настройка сложности. Если соблюдать правила игры, то дети должны повторять за грибниками от одного звука  до цепочки из 4 звуков. Чтобы адаптировать эту игру к своим занятиям, я придумываю свои варианты игры. Например, сначала дети повторяли по одному звуку, отрабатывая чёткость его артикуляции, затем  по 2-3 и 4 звука, тренируя свой фонематический слух. А сейчас я снова решила вернуться к этой игре для развития фонематического слуха, звукового анализа и развития навыка чтения. Детям не надоедает играть в эту игру, потому что каждый раз мы играем в неё по- новому.

   На занятиях я не только использую готовые компьютерные игры, но с помощью «Конструктора картинок» на сайте «Мерсибо» создаю свои игровые сюжеты для занятий, игры-презентации, а также авторские дидактические пособия.

    Предлагаю вашему вниманию игру «Небылицы». Посмотрите на экран, перед вами картина, которую нарисовал художник. Рассмотрите всё внимательно и скажите, какие ошибки здесь допустил художник, и как их можно исправить. А поможет нам в этом «волшебный» микрофон, потому что он знает все правильные ответы на все вопросы в мире. «Волшебный» микрофон мы будем передавать по часовой стрелке. Тот, у кого в руках окажется «волшебный» микрофон - отвечает, а остальные внимательно слушают, если вы согласны с ответом, то хлопайте, если нет - топайте. Всё понятно? Начинаем!

    В этой игре дети закрепляют произношение звука Ш в предложениях, учатся правильно употреблять предлоги. развивают внимание и мышление,

Этот игровой сюжет я составила сама с помощью «Конструктора картинок»  

«Конструктор картинок» – это программа для создания пособий детскими специалистами. 

     Здесь более 600 изображений, которые разложены по папкам – это разнообразные фоны, животные, предметы, персонажи сказок, буквы,  цифры, схемы слов и другие. Картинки яркие и понятны детям. Изображения высокого качества и в едином стиле. С их помощью можно подготовить игровые сюжеты, дидактические пособия для автоматизации и дифференциации звуков, лексических тем, отработки грамматического строя и связной речи, изучения букв и чтения по слогам, тренировки памяти, внимания и других задач. Для этого я нахожу нужное изображение. Добавляю его на экран, увеличиваю, уменьшаю, переворачиваю с помощью «мышки». Если надо, то сохраняю и   распечатываю материал, который выглядит профессионально.

    А сейчас я предлагаю вам разделиться на пары. На экране и перед вами на столах вы видите несколько предметных картинок, которые я создала с помощью Конструктора картинок. Какие игровые задания можно придумать с этими картинками? Я вам хочу предложить некоторые из них:

  1. Перед вами лежат лего-кирпичики. Положите под каждой картинкой столько лего-кирпичиков, сколько слогов будет в названии этой картинки.
  2. Посмотрите на картинки, подумайте, какая картинка здесь лишняя, закройте её большим белым кирпичиком. Объясните свой выбор. (Убрали лего)
  3.  «Что изменилось?» Посмотрите на экран, запомните расположение всех картинок. Отвернитесь от экрана, повернитесь. Скажите, что здесь изменилось?

    А теперь предлагаю каждой команде подумать, посовещаться и представить нам те игровые задания, которые  вы смогли бы предложить детям в своих группах?

   Как много игровых заданий можно предложить детям только с 6 предметными картинками – на автоматизацию звука в словах, на дифференциацию, на звуко-слоговой анализ слова, на развитие грамматического строя речи, на составление предложений, на развитие памяти и внимания. А если это сопровождается использованием компьютерных технологий, то получается  прекрасный наглядный, обучающий материал, который оживляет занятие и интерес детей повышается во много раз.

    (Слайд 6) Для меня  интерактивные компьютерные игры стали необходимым средством обучения детей с нарушениями речи. Такие игры, в совокупности с правильно подобранными современными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

   Использование интерактивных компьютерных игр позволило мне  сделать процесс обучения и развития детей  с нарушениями речи  более интересным, эффективным и современным.

    (Слайд 7) И в заключении, я хочу предложить вам выразить своё отношение  к мастер-классу, заполнив это «Плодовое дерево» плодами-яблоками. Яблоки  символизируют ваше участие в мастер-классе. Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания или продолжите одну из фраз на экране. Повесьте  яблоки на дерево,  можно озвучить написанное.

   Закончить свой мастер-класс хотелось бы словами Бернарда Шоу

«Если у  Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»

Используемая литература и материалы по теме в сети интернет.

1. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста методические рекомендации для специалистов дошкольного образования/под ред. М.Л.Семёновой.-Челябинск:ЧИППКРО,2013

2. Интерактивный педагогический портал «Мерсибо»   https://mersibo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться  к которой, слиться с которой и приятно, и...

ИННОВАЦИОНННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Камни всегда интересовали людей, привлекали своей необычностью и красотой, своей функциональностью и свойствами. Камни – это дикая природа, прикоснуться  к которой, слиться с которой и приятно, и...

"Стоунтерапия,как эффективное средство оздоровления и развития дошкольников"

Оздоровительная работа с детьми при помощи камней....

Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как  эффективное средство в речевом развитии  детей  дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том,  какие имеющиеся педагог...

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

Статья "Пальчиковые игры - эффективное средство стимулирующее речевое развитие дошкольника"

В  статье рассказывается сколько пользы приносят пальчиковые игры, почему они так актуальны, как помогают в развитии речи....