Консультация для родителей и педагогов "Игры для развития правильной артикуляции и дыхания"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чукарина Наталья Константиновна

В консультации представлены игры для развития правильной артикуляции и дыхания детей. Игры ориентированы преимущественно на средний и старший дошкольный возраст. Данный методический материал может быть использован родителями и педагогами средних, старших и подготовительных групп ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_artikulyatsii_i_dyhaniya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

детей логопедических групп

Игры для развития правильной артикуляции и дыхания

          Уважаемые взрослые! Ваш ребёнок растёт и развивается. К сожалению, сроки роста и формирования различных органов артикуляционного аппарата неравномерны, что ведёт, в том числе, и к недостаткам произношения.

При аномалиях прикуса возникает неправильное смыкание челюстей, т.е. неправильная артикуляция зубных рядов при жевании, глотании, во время разговора. Кроме этого, в период активного роста челюстных костей особое место занимают аномалии, возникающие в результате ротового дыхания, нарушения глотания, сосания языка, губ, пальцев. Неправильный прикус отражается на лице, обусловливает нарушение мимики, связанное с нецеленаправленной функцией.

При систематических играх для формирования правильного прикуса возникает новый динамический стереотип (новая привычка говорить, жевать и т.д.), поэтому для закрепления его необходимо ежедневно на протяжении не менее З-х месяцев заниматься следующими играми, чтобы:

а) тренировать целенаправленные движения нижней челюсти;

б) тренировать мышцы челюстно-лицевой области (жевательные и мимические мышцы);

в) координировать положения языка и мышц челюстно-лицевой области с органами полости рта при глотании;

г) тренировать умение правильно держать голову, все элементы правильной осанки (см. игры на развитие правильной осанки).

Самолетик-самолет

Цель игры:   формирование правильного дыхания (его глубины, ритма)

 укрепление мышц рук и грудной клетки, усвоение   понятий «налево», «направо координация движений в  пространстве.

Ход игры:  Ведущий  показывает, как играть в «самолет»: разводит руки

 в стороны ладонями вверх, поднимает голову вверх — вдох.

Делает  поворот в сторону, произнося «жжж», — выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д.

Ребенок повторяет за ведущим 2— З раза. Затем ведущий читает стихотворение, а ребенок делает движения самостоятельно по 2—4 раза в каждую сторону в ритме стиха.

Самолетик-самолет           (ребенок разводит руки в

Отправляется в полет.       стороны ладонями вверх)

Жу, жу, жу,                         (делает поворот право и выдох «жжж»)

Жу, жу, жу,

Постою и отдохну.             (встает прямо, опустив руки,— пауза)

Я налево полечу,                (поднимает голову — вдох)

Жу, жу, жу,

Жу, жу, жу,                         (встает прямо и опускает руки — пауза)

Постою и отдохну.

Шарик лопнул

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование

углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.

Необходимые материалы: фанты из бумаги.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается — дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2—5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения у ребенка.

Подпрыгни и подуй

Цель игры: улучшение функции дыхания, повышение тонуса,

адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

Необходимые материалы: воздушный шарик.

Ход игры: на небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик. У кого шарик отлетел дальше, тот и побеждает.

Чей шарик дальше?

Цель игры:  укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Необходимые материалы: стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

Перышки

Цель игры: тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Необходимые материалы: 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3—4 перышка.

Ход игры: Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее.

Совушка – сова

Цель игры: развитие координации движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры: Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети- «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед, взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууффф». Повторяют 2—4 раза.

Запасливые хомячки

Цель: тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Необходимые материалы: 2 стула, листы бумаги, 4—5 фантов.

Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (лист бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и воз вращается так же по «кочкам» обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».

Самый сильный ветер

Цель игры: улучшение функции дыхания. Укрепление мышц челюстно-лицевой области.

Необходимые материалы: два стола, 4 рейки, 10 воздушных шариков.

Ход игры. Ведущий выбирает, кто из ребят «самый сильный ветер», для этого игроки разбиваются на пары. Между членами пары устраиваются соревнования, кто быстрее сдует со своего   стола 5 воздушных шариков. Сдувать шарики надо по одному, вытянув трубкой губы.

Среди победителей пар устраивается новое соревнование, пока не определится «самый сильный ветер».

Игра не рекомендуется детям, страдающим астматическим бронхитом, бронхиальной астмой.

Часики

Цель игры: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.

Ход игры. Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — немного быстрее, а секундная бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. По команде: «Как часовая стрелка — медленнее,  как минутная — быстрее, как секундная — еще быстрее» — необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот. Ведущий должен следить, чтобы рот ребенка был постоянно открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Маляры

Цель игры: восстановление навыков правильной артикуляции языка, зубов и мышц челюстно-лицевой области, тренировка правильного положения головы и туловища.

Ход игры. Ведущий с ребенком повторяют стихотворение:

Красить комнаты пора —

Пригласили маляра.

Он приходит в старый дом

С новой кистью и ведром.

Затем ведущий говорит: «Сейчас мы будем красить потолок, только кистью будет язычок, а потолком твердое нёбо».

Всадники

Цель игры: воспитание навыка правильной артикуляции языка, зубов и мышц челюстной области в стадии отправного толчка при глотании.

Необходимые материалы: игрушечные лошадки или стулья.

Ход игры. Ведущий предлагает детям сесть на игрушечных лошадей, слегка раскачать их, потом по команде «Поскакали» широко раскрыть рты и начать щелкать языком. Упражнение выполняется от 2 до 4 мин. Если нет игрушечных лошадок, то можно использовать стулья, только чтобы игроки не раскачивались.

Выполни команду и не ошибись

Цель игры: развитие мышц челюстно-лицевой области, концентрации внимания и координации движений.

Ход игры. Ведущий просит закрыть глаза и выполнять команды: открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, назад, в сторону, поднять язык вверх, надуть щеки. Ведущий внимательно следит за правильным выполнением команд. Самые усердные дети поощряются.

Отбойный молоток

Цель игры: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области при глотании.

Ход игры. Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки, которыми работают шахтеры, а дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этою нужно звук «ддд» произносить долго-долго». После этого дети пытаются произнести этот звук в течение 3—4 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитие правильной речи у ребёнка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важнейших задач в системе образования....

Консультация для родителей "Игровые упражнения для развития дыхания"

Консультация для родителей  с комплексом упражнений по развитию дыхания. Можно исползовать для групповых и индивидуальных занятий....

Консультация для родителей. Комплекс упражнений для развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого дыхания.

Предложенный материал  поможет родителям  организовать занятия с ребенком  в домашних условиях....

Консультация для родителей и педагогов по развитию речевого дыхания с проведением мастер-класса

 Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но ...

Консультация для родителей "Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

Всем известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Дыхание осуществляет не только свою физиологическую функцию осуществления газообмена в организме, но ...

Консультация для родителей "Занимательные упражнения для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях."

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? ...