Проект «Семейный клуб “Волшебный мир звуков и слов” как форма коррекционно – логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста и их родителями
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

 Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности  важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом,  актуальность   темы заключается в том что, современным родителям необходима  постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда  для решения проблем речевого развития ребенка.

Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных  противоречий.  Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.

Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают  к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции.  Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

 
               

 

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynyy_klub.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

 учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерский детский сад №6

Проект

«Семейный   клуб “Волшебный мир звуков и слов”

как форма  коррекционно – логопедической деятельности с  детьми дошкольного  возраста и их родителями

Автор: Плут Светлана Николаевна, учитель - логопед


«От того, как прошло детство, 
                кто вёл ребенка за руку в детские  годы, 
  что вошло в его разум и сердце
  из окружающего мира от этого
         в решающей степени  зависит, каким
                 человеком станет сегодняшний   малыш»
/В. А. Сухомлинский/

                                                         

Актуальность

    Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня,  готовящийся законопроект «Об образовании», Типовое положение о дошкольном учреждении  определяют  «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

 Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно–педагогической деятельности  важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом,  актуальность   темы заключается в том что, современным родителям необходима  постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда  для решения проблем речевого развития ребенка.

Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложных  противоречий.  Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком.

Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, бывают  к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции.  Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к дальнейшему школьному обучению. Опыт показывает, что организовывая планомерную работу с родителями,  следует не только изучить ряд особенностей родителей воспитанников, уровень их педагогической наблюдательности, а также особенности внутрисемейных отношений, влияющих -  на личностные характеристики ребенка.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями был составлен проект семейного клуба  «Волшебный мир звуков и слов».

Цели и задачи                                                                          

Цель: поиск эффективных форм сотрудничества учителя-логопеда с родителям по коррекции речи дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
  3. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
  4. Определить эффективность выбранных нами форм и методов работы с родителями

                                                                     

      Содержание и этапы проекта

     Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения.   Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества логопеда и родителей.

 Самая распространенная форма и метод общения с родителями - беседа, ею пользуются все логопеды без исключения и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт.  В этом случае более приемлема методика  Вадима Артуровича Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями (Проект построен на использовании этой методики): 

     1-й этап - называется «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех».

      2-й этап - «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап - «Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Аналогичная поэтапная методика была разработана в Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания и с успехом применяется многими логопедами.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей,  которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье,  об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Так, анализ результатов ознакомительного анкетирования, проведенного в детском саду , позволил сделать следующие выводы:

10%-20%  (15%) - родителей  не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают, пускают все на самотек.

44%-37% (40,5%) - выражают свое эмоциональное отношение к фактам, переживают из-за дефекта, занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку возможности проявить свои интересы.

38%-37% (37,5%) -  родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.

8%-6% (7%) - достаточно хорошо педагогически осведомлены и компетентны.

Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьезен и может пройти спонтанно. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время, появляются родители, которые проявляют якобы осведомленность и огромный интерес к процессу коррекции,  сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребенком практически не занимаются. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

Проводимые групповые родительские собрания  в начале, середине и конце учебного года  помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность. И за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение).  Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и успехи и достижения детей.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации   - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что,  во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале,  убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.  Поэтому в группе  вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей.  «Учимся, играя», «Поговори со мною, мама», «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»;  «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать», «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе»,  «Леворукий ребенок»  и др.  Работая на протяжении ряда лет, я систематизировала тематику статей в соответствии с планом работы с родителями в старшей и подготовительной группе,  и пополняю их по предложению и запросам родителей.  В работе с родителями также широко используются вспомогательные наглядные средства:  тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий.  Единственный недостаток этой формы, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Фотовыставки «Мы расскажем вам о том, как мы весело живем!», «Моя семья») представлена в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми в группе. Выставка меняется 2 раза в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье.

Очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей консультации.  Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Проводятся в соответствии с планированием. Тематика консультаций также определяется на весь учебный год. Консультации  важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога.  Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др.  К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр.  Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях  родители могут делиться опытом друг с другом.

Индивидуально-практические  занятия  знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях.  На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом, и друг с другом обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы  «Такие простые игры», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.  У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются  фронтальные открытые занятия для родителей.  Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия я провожу 1 раза в год: во второй половине учебного года.  Перед занятием кратко знакомлю родителей с целями занятия и даю установку, на что нужно обратить внимание. После занятия провожу его анализ, даю рекомендации по использованию тех или иных приемов.  Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно.  Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, это дает возможность адекватно  и объективно оценить его возможности и способности.

Праздники и развлечения,  для участия в них привлекаются все родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Спектакли «Как Тигренок научился рычать», «Забавные посиделки», конкурсы чтецов по сказкам А.С.Пушкина  - прекрасная возможность для детей продемонстрировать свои достижения.  Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений.  Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

Во всех детских садах проводятся Дни открытых дверей.  Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома,  над  чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении. Как правило,  родители не в полной мере пользуются предоставленной им возможности посещения занятий.

Домашние задания.  Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе,  занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения.   Для дополнительной проработки иногда  домашние задания вывешиваются на стенде для родителей.  Существует множество уже готовых логопедических тетрадей, для выполнения домашних заданий детьми с родителями. Цель таких заданий – закрепление речевых умений и навыков, полученных в процессе логопедических занятий. И.Н.Реутина подготовила и дала на вооружение многим логопедам прекрасные тетради для работы с детьми, имеющими как ФФН, так и ОНР.  Они позволяют не только проводить работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, но и  лучше закрепить в речи правильные грамматические категории. При этом высвобождается время для более продуктивной деятельности логопеда, а родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребенка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Прекрасные результаты дает использование карточек и картотек. С их помощью не только прорабатывается речевой материал, само их наличие дисциплинирует детей, повышает их ответственность.  С целью вовлечения родителей  в процесс подготовки к школьному обучению, был подготовлен сборник тестовых заданий «Готов ли ваш ребенок к школе?», он позволяет самим родителям к  концу года определить уровень подготовленности к школьному обучению.   Родители с увлечением пользуются этим пособием, передавая друг другу. Задания красочны и доступны для детей.

Логопед обязан идти в ногу со временем. Сегодня широкие возможности в повышении эффективности работы с родителями открывает Интернет. Различные электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы можно использовать в работе с родителями, давая домашние задания, ссылки на тематические сайты.

Использование всего многообразия  вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, конечно, не должно быть самоцелью. Гораздо важнее так качественно изменить содержание собраний, семинаров, бесед, чтобы родители услышали логопеда, захотели и смогли помочь своему ребенку.

                                                            

План   реализации проекта

№ п\п

Срок

Формы и методы  работы

Содержание  работы

Результат

Ответственный

Первый этап Подготови

тельный

До 15 сентября

Анкетирование  родителей

Изучение уровня  компетентности  родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам:

«Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя – логопеда к ребёнку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель - логопед

Второй этап   -Практический

Октябрь

Семинар – практикум «Традицион - ные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Рекомендации по выполнению артикуляцион – ной гимнастики

Протокол проведения мастер – класса, отзывы родителей

Учитель - логопед

Ноябрь

Семинар – практикум «Пальчиком играем и речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук,  рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара  - практикума, отзывы родителей

Учитель – логопед

Старший воспита - тель

Декабрь

Консультация  «Речевое  дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения  консультации, отзывы родителей

Учитель – логопед, инструк -тор по физической  культуре

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуаль – ные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Протокол проведения мастер – класса, отзывы родителей

Заведующая, Учитель – логопед, воспитатели

Февраль

Мастер – класс  «Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер – класса, отзывы родителей

Учитель - логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретен - ных  на занятиях

Протокол проведения  праздника, отзывы родителей

  Учитель – логопед, музыка – льный  руково -дитель , воспитатели

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомить родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными  играми для детей.

Картотека игр и упражне - ний

Учитель - логопед

Еженеде - льно

Индивидуальные  консультации

Оказание помощи родителям  по интересующим их вопросам

Журнал регистрации  консультаций для родителей

Учитель - логопед

Ежемесячно

Оформление информационно -  методического  стенда «Уголок  логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей  об особенностях развития  речи детей

Учитель - логопед

Третий этап     Заключительный

Май

Мониторинг (анкетирова - ние) работы логопеда с родителями

Выявление уровня   родительской компетентнос – ти  в вопросах  речевого  развития детей

Анкета для родителей

 

Май

Мониторинг  детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

 

 

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта

Содержание деятельности семейного клуба

Мероприятия

Цель

Участники

Анкетирование

Изучить педагогическую наблюдательность родителей по отношению к своему ребенку, выявить адекватность позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту

Родители подг. гр.

Воспитатели

Учитель - логопед

Родительская

встреча

 «Давайте знакомиться».

Познакомить родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей , с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта

Родители подг. гр.

Воспитатели

Учитель - логопед

Консультирование

Рассказать родителям о речевых нарушениях ребенка. Познакомить с содержанием работы с ним.

Родители

Учитель - логопед

Составление соглашения между родителями и логопунктом ДОУ.

Познакомить родителей с обязанностями логопункта и родителей.

Заведующий

Родители

Учитель - логопед

Семинар- практикум «Хорошая речь слаще меда».

Дать возможность родителям дошкольников, посещающих логопункт, общаться со специалистами, получить информационно- психологическую помощь

Родители

Учитель - логопед

Педагог -   психолог

Ст.воспитатель

Воспитатели.

Рук.по физо.

Праздник «Говорилки»

Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ

Родители

Воспитатели

Дети

Муз.рук.

 Работа с индивидуальными папками («накопительный портфель ребенка»)

Закрепление материала, изученного ребенком в детском саду.

Родители

Дети

Учитель - логопед

Воспитатели

Работа с тетрадями домашних заданий

Закрепление материала, изученного ребенком в детском саду.

Родители

Дети

Учитель - логопед

Тематическая встреча

«А как речь- то говорит, словно реченька журчит». 

Привлечь родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родители

Учитель - логопед

Воспитатели

Памятки по выполнению домашнего задания.

Познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания с ребенком.

Родители

Учитель - логопед

Проведение занятия с ребёнком в присутствии родителя.

Познакомить родителей с коррекционно- педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, дать возможность понаблюдать за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, оценить имеющиеся трудности ребёнка.

Родители

Дети

Учитель - логопед

Тематические консультации

-О нормальном речевом развитии ребёнка.

- Учимся рассказывать.

- Рекомендации логопеда.

(игры и игровые приёмы)

- Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей.

- Речевые нарушения:

 (ЗРР, ОНР, ФНР, ФФНР)

- Предупреждение заикания у детей

 

Родители

Учитель - логопед

 

Библиотечка для родителей» 

Дать родителям методические рекомендации.

Родители

Учитель - логопед

Ст.восп-ль 

Конкурс «Самая красивая и содержательная папка»

Оценить творческий подход к оформлению папки, к выполнению домашнего задания, качество выполненного задания, степень участия ребенка.

Родители

Воспитатели

Дети

Учитель - логопед

Ст.восп-ль.

Анкетирование

 Оценить коррекционно-педагогическую   деятельность логопункта.

Родители

Учитель - логопед

Воспитатели

Рекомендации по работе с детьми в летний период.

Закрепление пройденного материала в летний период.

Родители

Учитель - логопед

Выдача выпускникам свидетельств об успешном окончании логопукта.

Учитель - логопед

Воспитатели

Дети

родители

Награждение родителей благодарностями за участие в развитии ребенка.

Заведующий Учитель - логопед родители.

Ожидаемые результаты:

  • Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей.
  • Родители овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками.
  • Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы.           

   Список используемой литературы:

  1. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  2. Выготская  И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда.
  3. И.Г. Выгодская , Е.Л. Пеллингер,  Л.П. Успенская.  – М.: Просвещение,   1993. – 223с.
  4. Драгунский В. «Заколдованная буква», Москва «Росмэн» 1996г.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  7. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. О. И. Крупенчук. – Спб: Издательский дом «Литера»,  2001. – 208с.
  8. Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  9. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Составитель М. А. Поваляева. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. -  349с.
  10. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. А. Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.
  11. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. «Помоги принцу найти Золушку»
  12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М., Аст, Астрель. 2002.  – 94с.
  13. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  14. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
  15. Филичева Т.Б., Соболева А.С. «Развитие речи дошкольника», Екатеринбург «Арго» 1997г.
  16. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996
  17. Шаинский В. «Избранные песни», Москва «Советский композитор» 1989г.
  18. Интернет сайт «Музыкальный форум mp3sort.ru», тема: «Музыкальные инновации для развития ребенка», музыкальные игры для детей старшего возраста.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект "Семейный Оздоровительный клуб "Здоровей-ка""

Данный проект выполняет функцию организатора взаимодействия и просвещения педагогов ДОУ , детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников и здорового образа жизни в целом....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ" ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ №22 Г. БУГУЛЬМЫ СЕВРЮКОВОЙ Н.В.

В презентации представлен опыт работы воспитателя на тему "Использование интерактивных технологий  в формировании грамотной речи дошкольников"...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ"

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МБДОУ №22 «Золотая рыбка» г. Бугульмы РТ Севрюковой Н.В. по развитию речи и интеллектуальному развитию дошкольников. Пособие адре...

Проект семейного клуба «Солнышко» старшей логопедической группы «Семицветик»

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.Задачи:- отработать четкое и правильное произношение звукоподражательных слов;- разв...

Волшебный мир звуков и слов

Нарушение речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причина возникновения этих нарушений весьма разнообразна, но являются следствием несвоевременно и...