Паспорт проекта "Мир игровых пособий"
проект по логопедии (старшая группа)

Цыбирганова Юлия Михайловна

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду, стал особенно актуальным.Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. В группе должны быть центры развития ,в которых отображаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.Если в группе создать интересную, насыщенную, развивающую среду, это будет способствовать возникновению интереса ребенка к игре, общению со сверстниками, развитию знаний, умений, навыков по всем образовательным областям, желания посещать детский сад с удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta-mir_igrovyh_posobiy.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 167»

Ленинского района г. Саратова

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167

___________Н.А. Марченко

Приказ № 154 от 31.08.2021г.                              

Паспорт проекта

«МИР ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ»

Разработчики:

учитель-логопед: Цыбирганова Ю.М.,

воспитатели: Атикешева А.С .,Яценко Т.А.

Саратов-2021

Вид проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки проведения: октябрь 2021г. – май  2022 г.

Участники: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по изготовлению игровых пособий.

Актуальность:

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), вопрос создания предметно-развивающей среды в детском саду, стал особенно актуальным.

ФГОС ДО предъявляет определенные требования к РППС, она должна быть содержательно-насыщенной (обеспечивать разные виды деятельности, трансформируемой (предоставлять возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, полифункциональной (содержать полифункциональные предметы, возможность их разнообразного использования, вариативной (обеспечивать периодическую сменяемость игрового материала, доступной (предоставлять свободный доступ) и безопасной. РППС необходимо строить с учетом возрастных особенностей дошкольников, ведь в каждой возрастной группе игровая среда имеет отличительные признаки.

Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. В группе должны быть центры развития ,в которых отображаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Гипотеза:

Если в группе создать интересную, насыщенную, развивающую среду, это будет способствовать возникновению интереса ребенка к игре, общению со сверстниками, развитию знаний, умений, навыков по всем образовательным областям, желания посещать детский сад с удовольствием.

Цель: обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи  , логопедического кабинета авторскими игровыми пособиями  в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

                                                Задачи проекта:

1.Изучить и внедрить в практику подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы и с учетом авторской  программы «Примерная адаптированная основная образовательная программа  для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; под. ред. проф. Л. В. Лопатиной».

2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, познавательно-исследовательской, изобразительной, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования).

3. Способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ.

                         ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ:

БЛОК 1- Многофункциональные авторские логопедические пособия

                              (учитель-логопед: Цыбирганова Ю.М.)

        

Название пособия

              Цель

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

«Домик Весёлого язычка»

Укрепление мышц артикуляционного аппарата (языка  ,губ, щёк). Выработка   полноценных движений  органов артикуляционного аппарата.

Проведение артикуляционной гимнастики –«Сказка о весёлом Язычке» на индивидуальных, подгрупповых НОД.

Тренинг «Артикуляционная гимнастика в игровой форме»

«Осеннее дерево», «Новогоднее конфетти»,  «Волшебные ленточки»

Развитие  речевого дыхания, формирование длительного, направленного  выдоха.

Проведение дыхательной гимнастики на индивидуальных, подгрупповых НОД.

Мастер-класс «Учимся дышать правильно»

Пальчиковый театр «Звуковички»

Познакомить детей со звуковыми символами, закрепить характеристику звуков, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать фонематический  слух.

Варианты игр:

«Найди звуковичка», «Найди окошко для звука», «Подружи звуковичков», «Подбери картинку(-и) на заданный звук» на индивидуальных, групповых НОД.

  Представление разных видов театров- «Театр и дети»

Пуговичная математика»

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания, развитие мелкой моторики пальцев рук   

Варианты игр:

«Составь  и реши задачу, пример», «Сравни числа»,  «Нащупай и посчитай пуговички, предметы»

Выставка нетрадиционного оборудования и природного материала для игр.

«Лэпбуки. Времена года»

Систематизировать знания о временах года - осень, весна, развивать речевое  дыхание ,мелкую  моторику пальцев рук, лексико-грамматических категорий языка и  связной речи .

Речевые игры с лэпбуками «Золотая волшебница Осень»,«Весна –красна» на индивидуальных, подгрупповых НОД.

Изготовление  лэпбука –«Лето ,ах, лето..» совместно с родителями

Плей-кейс «Зимушка-зима»

Обогащение и активизация  словарного запаса, формирование  лексико-грамматических категорий и развитие  связной речи, развитие речевого дыхания ,мелкой моторики и логического мышления  по лексическому циклу «Зима».

Речевые игры с плей-кейсом индивидуальных, подгрупповых НОД..

Пополнение плей-кейса речевыми играми по теме «Новый год»

«Фетровый лес. Лето. Зима»,

«Фетровые корзиночки»

Закрепление и   правильное  употребление лексико-грамматических  категорий по теме «Дикие животные» посредством речевых игр с фетровыми элементами.

Речевые игры с пособиями:

«Угадай на ощупь силуэт животного», «Кто чем питается?» на индивидуальных, групповых НОД.

Творческая мастерская  «Знакомимся с фетром»

БЛОК 2- Авторские пособия

(воспитатель: Яценко Т.А.)

Названия пособия

Цель

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Дидактическая игра "Математическое лото"

Формировать у детей количественные представления , умение считать, развивать представления о цифрах

Совместная игра с детьми

Предложить родителям сделать  своими руками лото для закрепления цифр

Карты- вкладыши "Геометрический чемоданчик"

Развивать  у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений

Игра с детьми, закрепление представления о цветах и геометрических фигурах

Консультация «Знакомим детей с геометрией»

Многофункциональное пособие "Математическая игротека"

Упражнять в счете в пределах 10, знакомить с цифрами и составом числа из 2х меньших чисел

Игры "Назови соседей числа", "Какое число пропущено" и т.д.

Рекомендации родителям по изготовлению пособия

Математический планшет

"Счет от 1 до 10"

Поощрять желание ребенка узнавать что-то новое, учить анализировать, обобщать

Познакомить детей с игрой, показать , как пользоваться планшетом

Мастер- класс "Планшет своими руками"

Математический планшет с резиночками "Геометрик"

Развивать фантазию и творческий потенциал ребенка, мелкую моторику рук, формировать познавательные способности, закреплять геометрические фигуры, их разнообразие

Познакомить детей с игрой, показать , как пользоваться планшетом

Консультация  «Какая польза от "Геометрика"- математического планшета»

Игра - головоломка "Квадраты Воскобовича"

Развивать логическое мышление, пространственное воображение, коструктивные умения, счетные навыки, мелкую моторику рук

Совместные игры с детьми

Мастер- класс по изготовлению квадрата Воскобовича своими руками

Геометрический коврик  (напольный) со схемами

Развивать зрительное восприятие  формы плоскостных фигур, ориентировка в пространстве, умение пользоваться схемами

Самостоятельные игры детей в свободной деятельности

"Кубики историй"

Разнообразить образовательную деятельность с детьми, обогатить устную речь, облегчить процесс запоминания сюжета

Рассказывание историй с детьми

Познакомить родителей с настольной игрой "Кубики историй" (сторителлинг), развивающая фантазию и речь

Игра

"Цветик- Семицветик"

Закреплять представления детей о составе числа из 2х меньших, развивать логическое мышление

Рассказать детям несколько вариантов игры

Предложить родителям изготовить игру "Цветик-Семицветик" по развитию речи и окружающему миру

БЛОК 2- Авторские пособия по развитию речи

(воспитатель: Атикешева А.С.)

Названия пособия

Цель

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

«Назови столько предметов, сколько фигур»
(с использованием прищепок)

Согласовать  имена существительные с прилагательными в роде, числе  и  

падеже

На индивидуальных,
подгрупповых НОД

Консультация для родителей «Игры с прищепками»

«Приметы весны»

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе

Д/и «Закончи предложение», «Продолжи

 предложение»,
на индивидуальных, подгрупповых НОД

Изготовление наглядного материала
«Весна-красна»

«Собери весёлую гусеницу»



Закрепить знания детей по лексическим темам  «Перелётные  птицы», «Животные Севера»,
«Приметы весны»,
«Насекомые»

Д/и «Какого животного, насекомого не стало», «Какой, какая, какие?», «Назови одним  словом» на индивидуальных, подгрупповых НОД,

Пополнение пособия заданиями по лексическим темам: «Овощи»,
«Фрукты», «Лес.
Деревья» и др.

«Теремок»








Развивать речевую активность детей

Д/и «Вспомни сказку», «Угадай, чей голосок, «Кто ,где живёт?», в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей, индивидуально и по подгруппам

Игра-драматизация сказки  «Теремок»

«Математические кубики»


Закрепить счёт в пределах 10,

совершенствовать математические умения

Д/и «Считай дальше», «Повтори»
на индивидуальных и групповых НОД,

Мастер-класс «Математические кубики»

Предполагаемые результаты:

для детей:

1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи и логопедического кабинета  авторскими  многофункциональными  игровыми пособиями.

2. Повышение уровня речевой, игровой, двигательной и познавательной активности детей, развитие интеллектуальных способностей.

3. Развивать фантазию и творческий потенциал детей с тяжёлыми нарушениями речи.

                                               для родителей:

1. Создание условий для участия родителей в работе, проводимой в ДОУ, продолжение тесного сотрудничества с родительским коллективом.

2.Оказание помощи родителям посредством консультаций и мастер-классов по изготовлению игровых пособий в домашних условиях.

3.Организация детско-родительских выставок изготовленных пособий.

для педагогов:

1. Обмен опытом работы на педагогическом совете, образовательных ресурсах в интернете.

2.Распространение положительного опыта посредством участия в конкурсах различных уровней.

3. Распространение положительного опыта посредством публикаций  в  научных сборниках.

Список литературы и пособий   по проекту:

1.О.С.Гришанова,Н.А.Пушкарёва и др. «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации: дидактические материалы учителей-логопедов Саратовской области,ГАУ ДПО «СОИРО»,2021

2 О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с

использованием нестандартного оборудования»,Детство- Пресс,Сп-б.2103

3.С.В.Исханова «Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения»,Феникс,Ростов на Дону,2014

4.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения» ,М.: изд-во ГНОМ,2011

5.Л.В.Лебедева «Игры и упражнения с родственными словами»,М,2009

6. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи.Книга1,2,3.4 Айрис Пресс,М,2007

7. Т.Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками», ТЦ  Сфера,М,2010

8. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с

использованием нестандартного оборудования», Детство- Пресс,Сп-б.2103

9.В.П.Новикова «Математика в детском саду» Мозаика-Синтез ,Москва ,2016

10.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду:старшая группа(5-6 лет)»

11.О.А.Соломенникова»Ознакомление с природой в детском саду.Старшая группа 5-6 лет»Мозаика-Синтез,Москва,2020 г.

12.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию 3-7 лет»,Санкт-Петербург

Детство-Пресс,2021 г.

13. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Издательство «Мозайка-Синтез»  Москва 2005г.

14.О.Б. Дыбина «Ребенок и окружающий мир» Издательство «Мозайка-Синтез» Москва 2005г.

15.Бантикова С.Г. "Геометрические игры " Д\в 2012 №1стр.60-66

16.Бондаренко А.С. Дид.игры в д/с.Изд.: М: Просвещение 2013

17.Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. Ярославль 2014

18.Ерофеева Т.И.Знакомство с математикой.М: Просвешение 2006

19.Новикова В.П.Математику в д/с

20,Михайлова З.А. и др. "Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста- СПб :ДЕТСТВО-ПРЕСС

21.Вахрушева Л.М."Развитие мыслительной деятельности детей дошк.возраста-М:ФОРУМ,2009

22.Развивающие игры Воскобовича В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"

Паспорт к дидактическому пособию по ФЭМП "Почтальон Математики"...

Паспорта авторских дидактических пособий

Техника изготовления, использованные материалы, особенности и примерные формы организации совместной деятельности с дидактическим пособием...

Паспорт дидактического игрового пособия «Помогай город»

В паспорте представлено дидактическое пособие "Помогай город" и дано описание по работе с ним...

Паспорт авторского методического пособия "Речевые горки"

Формирование умения в составлении сказок и рассказов на тему предложенную воспитателем...

Паспорт-описание игрового дидактического пособия «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Паспорт-описание игрового дидактического пособия«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА» Дидактическое пособие «Волшебный мир театра» изготовленодля детей среднего и старшего дошкольного во...

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....