Исследование восприятия детей дошкольного возраста
презентация по логопедии

Саблина Вера Сергеевна

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил: Саблина В.С. Исследование восприятия детей дошкольного возраста

Слайд 2

Методика изучения особенностей восприятия ( Т.Н.Головина ). Цель : исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений. Материал : изображения геометрических фигур (круги, треугольники) с неполными контурами и незаконченных контуров двух предметных изображений (бабочки и жука) (приложение 5 ). Ход исследования : ребенка просят дорисовать предметы (“Дорисуй треугольники” и т.п.). Подчеркивают, что все шесть треугольников одинаковой величины. Оценка результатов : дети дошкольного возраста хорошо выполняют задание по восстановлению целостности фигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но иногда допускают небольшую асимметрию. Ошибки в дорисовывании характерны для детей с отставанием в умственном развитии. Наибольшие трудности возникают у них при дорисовывании круга. Как правило, площадь дорисованной фигуры оказывается уменьшенной. При дорисовывании предметных изображений отстающие в развитии дети не понимают принципа работы, допускают выраженную асимметрию, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажают форму предмета.

Слайд 3

Методика исследования восприятия формы предметов ( Л.А.Венгер ) 1 . Методика для детей младшего дошкольного возраста . Цель : оценка степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона. Материал : три открытые коробки (размер стенки 20 х 30 см) с изображенными на них эталонами-образцами: прямоугольник, круг, треугольник; набор из 24 предметов: 8 — прямоугольной, 8 — круглой и 8 — треугольной формы. Предметы подразделяются на маленькие и большие (по 4 маленьких и 4 больших). Список предметов : -прямоугольные: кубик, спичечный коробок, флакон, пуговица, брусок, мыло, батарейка, книжка; -круглые: монета, медаль, пуговица, полушар , божья коровка (игрушка), пудреница, кольцо, цыпленок; -треугольные: конус, ключ, камень, ель (игрушка), крыша, ракета (игрушка с круглым основанием), формочка, призма.

Слайд 4

Обработка и оценка результатов : основным показателем при обработке результатов является правильность или ошибочность выполнения задания. Качественный анализ состоит в отнесении ребенка к одному из типов ориентировки. Первый тип — “ доэталонная ” ориентировка - случайное распределение объектов без соотнесения их формы с эталонами. Дети ориентируются не на форму, а на другие признаки предмета: величину (большие кладут в одну коробку, маленькие - в другую) или предметное значение предмета (круглую и квадратную пуговицы кладут в одну коробку). Второй тип — синкретический. Ребенок при сопоставлении предмета с эталоном выделяет отдельные признаки предмета, а не форму в целом. Например, ель и ракету, у которых круглые основания, неправильно относят к числу круглых. Третий тип — смешанный. Ориентировка зависит от сложности объекта. Простые предметы дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе сложных объектов у них появляется синкретический тип ориентировки .

Слайд 5

2. Методика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Цель : выявление степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой данного эталона. Материал : три открытые коробки. На одной из стенок каждой коробки изображен эталон-образец сложной формы. Эталоны различны по форме, но одинаковы по размеру (каждый вписывается в квадрат размером 4 х 4 см), набор карточек с пятнадцатью изображенными предметами (по пять на каждый эталон: машина, голова собаки, ботинок, коляска, трактор (эталон — угольник); пирамида, морковь, желудь, утюг, кукла (эталон — конус); гитара, лампа, матрешка, жук, груша (эталон — груша). Ход исследования: ребенку дается инструкция: «Перед тобой лежат карточки с картинками. Ты должен взять любую карточку, посмотреть на картинку и на фигурки, которые изображены на коробочках. Картинку надо положить в ту коробочку, на которой фигурка больше похожа на твою картинку.»

Слайд 6

Обработка и оценка результатов : подсчитывается количество правильно и ошибочно опущенных в коробки карточек. По результату выполнения задания ребенка относят к одному из типов ориентировки в задании. Первый тип - “ доэталонная ” ориентировка. Дети ориентируются не на сходство предмета с эталоном, а на его внешние признаки, например степень заполненности каждой коробки или содержание изображения. Второй тип - синкретическая ориентировка. Дети ошибочно относят весь предмет к какому-то эталону на основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура. Так, изображения груши или гитары относят к эталону, имеющему форму угла на основании одной детали — выемки сбоку. Третий тип — смешанная ориентировка. Ориентировка меняется в зависимости от сложности объекта. При анализе сложных объектов (имеющих выступающие за контур детали, например, коляски) у этих детей проявляется синкретическая ориентировка. Четвертый тип — адекватная ориентировка. Дети ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей. Задания выполняются безошибочно.

Слайд 7

3 . Методика для детей старшего дошкольного возраста (6 лет). Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Материал : четыре одинаковые таблицы с шестнадцатью картинками, изображающими различные предметы (приложение 4). На каждой странице изображена фигурка-эталон для анализа формы предметов, нарисованных на картинках. Ход исследования :ребенку дается инструкция: “Рассмотри внимательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые более всего похожи на эту фигурку, и поставь под ними крестики. Ты должен отметить картинки на всех таблицах, сравнивая их уже с другими фигурками, нарисованными под ними”. Обработка и оценка результатов :для качественного анализа используется характеристика типов ориентировки в заданиях, приведенная в описании предыдущей методики.

Слайд 8

Методика “Кубики Кооса ”. Цель : изучение способностей к выполнению действий перцептивного моделирования. Материал: набор из девяти одинаковых раскрашенных кубиков (2 белые грани, 2 - красные, 2 красно-белые по диагонали), карточки-задания с узорами, трафаретка, расчленяющая узор на части по числу кубиков. Ход исследования (инструкция): “Посмотри внимательно на этот узор и попробуй сложить такой же из этих кубиков”. Первый узор выкладывает сам экспериментатор, предлагая ребенку повторить его действия. Оценка и интерпретация : учитывается характер действий ребенка при выполнении заданий (методом проб и ошибок, накладыванием кубиков на карточку, в умственном плане), уровень сложности заданий, доступных ребенку, восприимчивость к помощи взрослого и характер необходимой помощи, отношение ребенка к заданию. Возможна количественная обработка результатов методики. В этом случае необходимо фиксировать время выполнения каждого задания и использовать для обработки шкалы детского варианта теста интеллекта Векслера

Слайд 9

Материал : цветные изображения (мяч, кастрюля, варежка, пальто, разрезанные на 2, 3, 4, 5, 6 частей . Цель : исследование перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе простран­ственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации. Ход исследования ( инструкция) : подается в словесной форме. Ребенка просят сложить из кусочков, картинку. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений . Оценка и интерпретация: а нализируется не только успешность выполнения, но, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка. Хаотическая , то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка. М етодика «Разрезные картинки» –Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. – М., Айрис-Пресс, 2005.;

Слайд 10

Методика «Коробочка форм» – Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой . – М., Просвещение, 2007. Материал : Деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур – круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т.д. в наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометрические фигуры, т.е. шар, куб, параллелепипед и т.д. Цел ь : исследование уровня развития действий восприятия и степени их интериоризации , а также может применяться для проверки наличия у ребенка сенсорных эталонов формы.

Слайд 11

Ход исследования ( инструкция) : подается в словесной форме. «Давай поиграем, как будто эта коробочка – почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывает геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку – письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено .» Оценка и интерпретация: следует обращать внимание на характер деятельности детей – наличие ориентировки. Для детей 2,5-3 лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося друг с другом. поэтому, помогая детям, взрослые их обучают, формируя ориентировку и действия восприятия одновременно. Более способные дети и более обучаемые быстрее «схватывают» новый материал и сразу после показа способа действия с одной-двумя фигурками начинают действовать самостоятельно. В норме ориентировка как самостоятельный этап деятельности появляется в 3-3,5 года (хотя у импульсивных детей может появиться и значительно позднее, к 4-4,5 годам). Поэтому 3-4-летние дети должны осматривать фигурки прежде, чем начать их опускать в коробку. Однако эта ориентировка может быть еще внешней, то есть ребенок помогает себе пальчиками, ощупывает фигурки, поворачивает их в разные стороны, пытаясь засунуть в коробку. В этом случае также допустимо участие взрослого. В это время попытка ощупать фигурку и, тем более, силой втиснуть ее в неподходящее отверстие считается уже грубой ошибкой, свидетельствующей о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии.

Слайд 12

Методика «Эталоны» Л.А. Венгера – Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002. Материал : карточка с изображением 16-ти предметов и под ней последовательно предъявляются четыре эталона (четыре задачи сравнения предметов с эталонами0 Цель : выявить уровень развития персептивного действия; сравнения предметов с эталоном Ход исследования ( инструкция) : подается в словесной форме. Ребёнок внимательно рассматривает картинки на большой карточке и фигурку под ними на маленькой карточке. Выбирает те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру и т.д. внимательно смотрит на фигурку под картинками Оценка и интерпретация: ребенок не отметил 1 картинку соответствующую конусообразной фигуре (кукла), набрав 31 балл, это соответствует 5 уровню восприятия. (Приложение 1). Уровень адекватной ориентировки. При анализе формы предмета ребенок ориентировался на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяло ему безошибочно сопоставлять предмет с эталоном.

Слайд 13

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА Используют специально подобранные игрушки. Среди них: пирамида , матрешки, разноцветные палочки и брусочки, « почтовый ящик». Предъявление игрушек сопровождается соответствующей инструкцией. В процессе наблюдения за игровой деятельностью ребенка обследующие лица имеют возможность составить представление об особенностях его психики и моторики.

Слайд 14

Оборудование. Пирамида из 4 - 5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пирамида из 6 - 8 колец меньшего размера - дети старше 5 лет. Цель: исследование координации движений руки ребенка, состояние тонких движений кисти (наличие или отсутствие мора, пореза и других функциональных нарушений); степень сформированности представлений о величине, цвете; умение сравнивать с учетом указанных признаков; адекватность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы ; наличие и стойкость интересов; обучаемость. Ход исследования: перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) их, как было». Во время наблюдения за действиями ребенка можно определить состояние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают помощь, предлагая найти самое большое кольцо и надеть его на стержень . Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: « Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» ( ребенок должен последовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овладения счетом. При этом дают инструкции: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца». Составление пирамиды из колец

Слайд 15

Оценка и интерпретация: Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступают к работе. До 3-х лет допустим сбор пирамиды без учета величины. Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них с эталоном. наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец , другие раскладывают кольца в ряд по величине и затем поочередно нанизывают их на стержень. К 5-и годам дети пользуются способом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной инструкции или указания типа : «Посмотри, какое колечко больше? Надень самое большое кольцо ». Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоятельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельности, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают величину колец. Однако в отличие от умственно отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на аналогичное задание . Умственно отсталые дети 3 - 4 лет дают реакцию радости на яркую пирамидку , но это не интерес к заданию. Понимание цели задания в этом возрасте не наблюдается. Чем тяжелее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и неадекватные действия с кольцами (разбрасывают , стучат ими по столу и т. п.).

Слайд 16

Составление и выкладывание матрешек Оборудование: м атрешка 2 - 4 - 5-и составная предлагают детям до 5-и лет . Матрешка 6 - 8-и составная - детям с 5-и лет. Цель: исследование понимания ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины игрушки, может ли собирать матрешки на основе зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость. Ход исследования : детям показывают большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследующийне дойдет до самой маленькой матрешки. После этого дается инструкция : « Сложи матрешки так, чтобы получилась одна». Анализ результатов: п ри работе с матрешкой у детей обнаруживаются те же особенности, что и при работе с пирамидой.

Слайд 17

ОБСЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ При психолого-педагогическом обследовании детей широко используются таблицы , которые составляют приложение к данной работе. Содержание таблиц включает либо только рисунки, либо рисунки в сопровождении текстов, либо только тексты. В одних случаях предполагается устное выполнение задания, в других - письменное. Следует иметь в виду, что все таблицы должны быть вырезаны и наклеены на картон, некоторые надо разрезать по пунктирным линиям. Есть таблицы, которые нуждаются в копировании. Г лавным принципом построения приложения и, соответственно , описательной части пособия является группировка материала (заданий ) с учетом их основной направленности на исследование того или иного психического процесса (восприятия, мышления, памяти и т. д.) либо школьных знаний .

Слайд 18

Восприятие цвета Таблица 1 - 2 Цель: определить способность дифференцировать цвета, знание названий основных цветов. Ход исследования: перед ребенком кладут картинку (табл.1) с изображением детей в детском саду. Инструкция: «Посмотри на цветочки, которые в руках у детей, и покажи, в каких шкафчиках лежат их вещи». После этого спрашивают: «Покажи шкафчик с зеленым (красным, синим, белым, желтым , черным) цветком. Назови, какого цвета этот цветок ». Затем предлагают таблицу 2 Ребенка просят сгруппировать подходящие по цвету предметы и назвать цвета. Анализ результатов : дети с нормальным умственным развитием 4 - 5 лет успешно справляются с предложенными заданиями. Дети с задержкой психического развития выполняют задания таблицы 1 - 2; трудности возникают при определении названия цвета. У умственно отсталых детей цветоразличение формируется значительно позже . Некоторые 6 - 7-летние умственно отсталые не знают названий цветов. Бывают случаи непонимания цели задания.

Слайд 19

Восприятие формы, величины (размера), цвета Таблица 3 Цель : в ыявить понимание инструкции и цели задания; умение выделять признак формы; знание названий основных геометрических фигур. Важно установить, как влияет на выполнение задания опыт, приобретенный ребенком при работе с таблицей 1 В этой связи интересно узнать, какая инструкция окажется достаточной: краткая устная инструкция, инструкция- разъяснение и т. д. Ход исследования : перед ребенком кладут нижнюю часть таблицы с изображением детей, а рядом - верхнюю часть таблицы, на которой изображены разные полотенца. Дают задание: «Покажи, на какой крючок дети повесили свое полотенце». Ответ ребенка говорит о его способности или неспособности соотносить предметы по форме (похожее задание выполняется при работе с таблицей 1). Затем дают задания следующего характера: «Покажи, у кого на футболке нарисован кружок (квадрат, треугольник и т. п.)», «Скажи, что нарисовано на этом (показывает) полотенце». На основании полученных ответов судят о способности различать и называть геометрические фигуры. Анализ результатов: обычно к 4 - 5 годам дети с нормальным умственным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знают их названия .

Слайд 20

Таблица 4 Цель : выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой", «маленький », « одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты; качество внимания в процессе деятельности . Ход исследования: н а таблице изображено несколько пар одних и тех же предметов, различных по величине (большая, маленькая собачка и т. д .). Ребенку дают задание типа: «Покажи маленькую собаку», « Покажи большую морковку». Затем предлагают такие, например, вопросы: «Какая это груша ?», «Какая это сумка «Какой это гриб?», «Покажи предметы одинаковые по величине». Анализ результатов: д ети с нормальным умственным развитием различают предметы по величине и выполняют это задание к 3 - 3,5 годам. Дети с задержкой психического развития в этом возрасте испытывают трудности , нуждаются в помощи. Умственно отсталые дети лишь при специальном обучении усваивают признак величины к 5 - 6 годам. Трудным для всех детей является выделение и словесное обозначение «одинаковых » по величине предметов.

Слайд 21

Восприятие пространственных отношений Таблица 7 Задание 1. Цель : исследовать умение различать правую – левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п. Ход исследования: Процедура проведения. Перед ребенком кладут таблицу и просят сказать , в какой руке мальчик держит мяч, на какую ногу девочка надевает сапог и т. д. Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием понимают смысл задания и при оказании помощи в виде наводящих вопросов или показа способа определения стороны напротив находящихся объектов к 6 - 7 годам выполняют подобные задания. Дети с задержкой психического развития в 6 - 7 лет понимают задание, определяют стороны у себя, но при показе сторон на картинке испытывают трудности . При оказании помощи могут справиться с предложенным заданием. Умственно отсталые дети испытывают большие трудности при определении стороны у себя даже в 7 - 8 лет. Осуществить перенос на картинку в этом возрасте , как правило, не могут даже при оказании помощи.

Слайд 22

Задание . Цель : выявить уровень развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости; зрительного анализа и воспроизведения заданных конструкций; способности к воспроизведению образца по памяти; умение планировать свои действия в соответствии с заданной целью; наличие самоконтроля. Ход исследования: перед ребенком выкладывают фигуру из трех палочек и просят сложить рядом такую же. Детям 4-х лет можно оказывать помощь , обращая внимание на образец (см. табл. 7 внизу). Анализ результатов : д ети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и к 5 годам проводят зрительный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляют неверное выполнение. Возможно речевое сопровождение. Без труда воспроизводят по памяти. Дети с задержкой психического развития проявляют интерес, способны по образцу и по памяти выполнить задания, но нужна организующая помощь, так как навык самоконтроля к 5 годам еще не сформирован. Умственно отсталые дети в 5 лет по образцу и по памяти задание не выполняют . Они играют палочками. Необходимо совместное поэтапное выполнение .

Слайд 23

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

Слайд 24

Список литературы: Психолого-медико-педагогическое обследование ребѐнка / Под ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой . – М.: Бук-Мастер, 1998. – 225 с.: ил. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой . – М.: Просвещение, 2004. – 164 с. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной . – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с . Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине пре...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В этой статье я освещаю методику исследования словаря для детей дошкольног возраста  материалы использованы из  моего диплома ,надеюсь это пригодится начинающим логопедам и не только...

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Методика экспериментального исследования словаря детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией...

Альбом (перечень) методик психодиагностического исследования для детей дошкольного возраста, используемых в работе педагогом-психологом ГБДОУ

Данный перечень методик психодиагностического исследования, используемых в работе с детьми дошкольного возраста поможет начинающим и практикующим педагогам-психологам систематизировать свою работу по ...