Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи».

Коррекционно-образовательные задачи – расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающие задачи - развитие умения подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умения образовывать относительные прилагательные от существительных, умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; развитие фонематического восприятия и слуха, логического мышления, зрительного восприятия, памяти. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением; развитие плавного, длительного, глубокого вдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи - формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование - изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей, демонстрационные, предметные картинки по теме (муляжи овощей), поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), массажный мяч.

Предварительная работа:

- Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет, приветствие.

Л. Ребята, сегодня у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно, Он зовется ... (Чиполлино)

  • Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принѐс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей) Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и по очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображѐнными на них овощами или муляжи овощей.

Л.: Покажите, что вы достали из ящика? Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).

  • Что мы сейчас с вами назвали? (овощи)

  1. Игра «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.
  • А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.

  • А из чего состоят слоги?

  • Послушайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. Что это? (звук)

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны. А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

  • Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы с вами будем искать звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.

  1. Игра «Найди звукА».

Слова: лук, кабачок, перец, тыква,        чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.

Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

Л: Чиполлино рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всѐ ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?

  1. Мимические упражнение (релаксация) «Семена» на ковре

Л.: Давайте встанем, выйдем на ковѐр и представим, что мы маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили голову, руки, опускаем

плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили        растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление).

  1. Игра «Овощи-малыши»        (с мячом)

  • Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок? Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)

  • Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в маленькие овощи-малыши: например, я говорю чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш - чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:

Перец- перчик        тыква – тыковка        огурец – огурчик        лук – лучок морковь-морковочка                помидор – помидорчик        свѐкла – свеколка; чеснок – чесночок                редис- редисочка                баклажан – баклажанчик горох – горошек;

  • Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них живут великаны.

  1. Игра «Овощи у великанов» (с мячом)

  • А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские). Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов – лучище. Поиграем опять в игру-превращалку?

Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.

(огуречище, свѐклище, баклажанище, помидорище, чесночище).

  • Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли, превращая овощи и в малышей, и в гигантов.

Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем!

  • Встаѐм со стульев, делаем вместе со мной: 7.Физминутка «Урожай».

В огород пойдѐм, урожай соберѐм.        Идут по кругу, взявшись за руки, Мы морковки натаскаем                «Таскают»

И картошки накопаем,        «Копают»

Срежем мы кочан капусты,        «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,        Показывают круг руками три раза. Щавеля нарвѐм немножко        «Рвут»

И вернѐмся по дорожке.        Идут по кругу, взявшись за руки

  • А теперь мы повернулись и на место все вернулись.

  1. Игра «Какой, какая?»

  • Каждый из вас берѐт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладѐт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).

  • Это круглый красный помидор.        Это овальная, оранжевая морковь.
  • Это круглая зелѐная капуста.        Это круглая, красная свѐкла.
  • Это овальный зеленый огурец.        Это овальный фиолетовый баклажан.
  • Это круглый розовый редис.        Это круглая, оранжевая тыква
  • Это овальный коричневый картофель        Это круглый жѐлтый (фиолетовый) лук
  • Это круглый белый чеснок.        Это круглая жѐлтая репа
  • Это овальный красный (зелѐный) перец        Это овальный зелѐный кабачок.

  • Молодцы. Вот какой урожай вырастил Чиполлино. Он благодарит вас за помощь.

  1. Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»). Логопед помещает на доску картинки.

  • Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).
  • Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.

-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.

  • А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной: 10.Пальчиковая гимнастика.

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках): Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свѐклу.

Ох! .. (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы): Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свѐкла?

Ох!..(хлопок в ладоши)

  • Очень все постарались, вкусный суп сварили!

11. Дидактическая игра “Повар и овощи”

Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещѐ приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).

Л.: Салат из капусты? (капустный). Л.: Из свѐклы? (свекольный).

Л.: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая). Л.: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное). Л.: А из овощей можно делать соки? (да).

Л.: Как назовѐм сок из моркови? (морковный). Л.: Из свѐклы? (свекольный).

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

12 Итог занятия

Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?

  • Что мы с вами сегодня собирали? Кому помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдѐт к нам в гости.
  • Какие овощи мы собирали?
  • Где растут овощи?

Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»

Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить  и обобщить  знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».

уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...