Песочная терапия, как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР.
консультация по логопедии

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Учитывая все данные особенности коммуникативных и речевых способностей детей с ЗПР, современная наука предлагает множество самых разнообразных способов их развития: беседы, игры, сказкотерапия и др. Однако, хочется выделить особенности и преимущества такого направления, как песочная терапия, хотелось бы обратить внимание на её использование в качестве метода развития коммуникативных способностей и развития речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме развития коммуникативных способностей ребёнка, которые включают в себя такие составляющие, как:

  • вербальные способы общения, осуществляемые посредством речи и предполагающие правильное её использование;
  • невербальные способы общения, включающие мимику, пантомимику и др. ;
  • акустическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность, включение в речь пауз, смеха, плача и др.);
  • тактильную (прикосновения, пожатие руки, объятия);
  • способность выражать свои чувства, потребности, желания, и понимать чувства других людей, эмпатия, сопереживание, умение взаимодействовать с другими детьми и пр.

Детьми с ЗПР ,такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им трудно установить контакт со сверстниками и взрослыми, так как сказывается недостаточность языковых средств. Такие пособия, как сюжетные картинки чаще всего не вызывают интереса у наших детей. Отчасти поэтому в течении занятия наблюдается низкая речевая активность. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой психического развития, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Песочная терапия, представляет собой один из видов арт-терапии, она стала довольно популярной в последнее время и зарекомендовала себя как эффективное средство в работе с детьми с ЗПР с речевыми нарушениями. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеев. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми как воспитателю, так и родителям, начиная с младшего возраста.

Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, коммуникации, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. Песочная терапия помогает в работе с трудными детьми, с детьми агрессивного поведения и при адаптации детей к детскому саду.

Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Песок – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Игры с песком использую как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе на занятиях. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

-стабилизировать психоэмоциональное состояние;

-совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

-развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

-стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляю в нескольких направлениях:

- во-первых, в процессе обогащения словаря обучающихся, который первоначально используется ими на занятиях, а затем постепенно входит в активный словарный запас;

- во-вторых, в процессе становления и развития речи как средства общения;

-в-третьих, в процессе совершенствования регулирующей функции речи, содержащей большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

Дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта, для профилактики и коррекции психических состояний каждого ребенка. Практический опыт показал, что игры с песком снимают стресс у детей, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение детей, способствуют возникновению у них положительных эмоций.

Самое главное преимущетво данного метода – это его универсальность.

Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика). В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно, речевому развитию детей .

Такая работа положительно влияет на развитие детей. Дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Дети начинают лучше разговаривать и проявлять элементы связной речи. Песочница -это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...

Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами песочной терапии.

Дети с ОВЗ имеют недостаточные коммуникативные навыки, эмоциональные и личностные нарушения, проблемы социального взаимодействия и общения. Формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ имеют...