"Игры и упражнения для развития речевого дыхания и релаксации"
консультация по логопедии

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

  1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2.  «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  3. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
  4. «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  5. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
  6. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  7. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
  8. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
  9. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?

«Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Игры и упражнения для развития речевого дыхания и релаксации"

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;

Увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

  1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
  2.  «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон и т.п. по запаху, сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
  3. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» - задуть свечу резким выдохом.
  4. «Костёр». Воспитатель кладёт перед детьми картинку (или макет) костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костёр», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
  5. «Не разбуди игрушку». Дети двигаются шагом под музыку в четырёхдольном размере. На первую, вторую долю – два коротких шага и вдох носом, на третью-четвёртую доли – остановка и долгий выдох.
  6. «Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
  7. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.п.
  8. «Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.
  9. «Чья птичка дальше улетит». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят на самый край стола. Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё. Продвигать птичек нужно только на выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?
  10. «Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.

«Часики».Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, произносить: тик-так.

«Петух».Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бёдрам. Выдыхая произносить ку-ка-ре-ку.

«Паровозик».Ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая: чух-чух-чух.

«Дровосек».Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить – вниз медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х.

«Гуси летят».Медленная ходьба в течении 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Произнесение ряда слов на одном выдохе.

Вдох – папа, папа; пока, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т.п.

Перечисление названий месяцев.

Например: январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

Перечисление времён года.

Зима; зима, весна; зима, весна, лето.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением.

Цель: Тренировка удлинённого выдоха с одновременным произнесением фразы.

Во время беседы по сюжетной картинке, произносится короткая фраза. Первый ребёнок повторяет фразу, дополняя её одним словом, второй – ещё одним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

«Цветы».В вазе знакомые детям цветы. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цветок и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

Цель. Отработка удлинённого выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

  1. «Ветерок».

Педагог:

Дует лёгкий ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Выдох спокойный, ненапряжённый.

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф…

И качает так листок – Ф-Ф-Ф…

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются осенние листочки и поют свои песенки…

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый - А-А-А…

Рябиновый – И-И-И…

Берёзовый – О-О-О…

Дубовый – У-У-У…

Дети хором поют: «А-А-А», «И-И-И», «О-О-О», «У-У-У».

  1. «Трубач».

Сидя, медленно вдыхая, громко произносить: ПФ-Ф-Ф. Повторить 4-5 раз.

  1. «Ёжик»

Сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди – медленный выдох на звуке Ф-Ф-Ф-Ф_. Выпрямить ноги – вдох (4-5 раз).

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.

 «Регулировщики»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлинённого выдоха произносить: Р-Р-Р-Р-Р (5-6 раз).

  1. «Каша кипит».

Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: Ф-Ф-Ф-Ф (3-4 раза).

  1. «Гуси шипят».

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад (в спине прогнуться, смотреть вперёд) – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

  1. «Шар лопнул».

Педагог:

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал:

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп

Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (5-6 раз).

  1. «Насос».

Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука С-С-С-С-С (руки скользят вдоль туловища)(6-8 раз).

  1. «Семафор».

Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох на звуке С-С-С-С-С (5-6 раз).

  1. «Лыжник».

Ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минуты. На выдохе произносить М-М-М-М-М (5 раз).

Игры и упражнения на релаксацию:

Настрои на релаксацию: 1Лечь удобно и расслабиться.2Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.3Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

Вводная часть перед каждым настроем

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая, спокойная музыка.

Педагог:

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию…(пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

«Водопад».

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий, белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим чудесным водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он струится по лбу…, голове…, шее… Белый свет течёт по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… (пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт всё дальше по груди, по животу.… Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как он обтекает всё ваше тело. Оно становится мягким и расслабленным. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Игры и упражнения на релаксацию:

«Воздушные шарики».

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким и невесомым. И ручки лёгкие и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушный шарик поднимается всё выше и выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей)… Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко и спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт три откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака».

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ножки – лёгкие. Всё ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому лёгкому, самому пушистому, самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое, нежное облако… (пауза – поглаживание детей). Гладит…, поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Лентяи».

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги…(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у. … Отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «Три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица:

«Солнечный зайчик».

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (Повторить 2-3 раза).

«Пчёлка».

Представьте себе тёплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть пот (задержка дыхания). Прогоняя пчёлку можно энергично двигать губами. Пчёлка улетела. Слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

«Бабочка».

Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей носик сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым я (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

«Качели».

Представьте себе тёплый летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

«Улыбка».

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щёк.… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения на снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног:

«Спящий котёнок».

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).

«Шишки».

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2-3 раза).

«Холодно-жарко».

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились.… Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза).

«Солнышко и тучка».

Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко, все расслабились (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

 «Игра с песком».

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак – удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжёлыми руками (повторить 2-3 раза).

  1. «Муравей».

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Упражнения для активизации работы мышц глаза.

(Гимнастика для глаз)

Комплекс №1. (способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшает кровообращение и.п. сидя)

  1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (2-3 раза).
  3. Вращать глазами по кругу 2-3 сек. (3-4 раза).
  4. Быстро моргать (1 мин).
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин).

Комплекс №2. (способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза и.п. - стоя).

  1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см. от глаз. Перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (повтор 4-5 раз).
  2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч; 2-3 раза).
  3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ними взглядом; назвать транспорт проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс №3 (улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение и.п. - сидя).

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза 1-2 сек.; отвести пальцы (3-5 раз).
  2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица) медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (3 раза).
  3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следит за ней двумя глазами; тоже самое, но в обратную сторону (4-5 раз)

Упражнения для активизации работы мышц глаза.

(Гимнастика для глаз)

Комплекс №4 (способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата и.п. - стоя).

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (3-4 раза).
  2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (2-3 раза).
  3. Посмотреть на левый носок ног; поднять голову посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (2-3 раза).

Комплекс №5 (тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости).

  1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (2 раза).
  2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (3-4 раза).
  3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

Комплекс № 6 (способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц).

  1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
  2. И.п. – стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками вправо-влево, следить глазами за мячом (5-6 раз).
  3. И.п. – руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить глазом за мячом (4-5 раз).
  4. И.п. – стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в исходное положение, следить за мячом (4-5 раз).

Гимнастика для глаз (с текстом)

«Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вверх-вниз, вправо-влево.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, чёрные тучки.

Лёгких - две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе вовсю засияло.

Поморгать глазками.

Продавало солнышко на весёлой ярмарке

Платья разноцветные, яркие-преяркие.

Приходил на ярмарку весёлый народ.

Побывал на ярмарке весь огород.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"

игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох , способствуют активации мышй губ.....

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....