Конспекты индивидуальных занятий для развития словообразовательных навыков у детей со стёртой формой дизартрии
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Воробьева Алина Вячеславовна

Конспекты индивидуальных занятий на развитие словообразовательных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: Образование детёнышей животных при помощи суффиксов

Цель: развитие умения образовывать названия детёнышей животных суффиксальным способом;

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей о животных и их детёнышей;

-Формировать грамматический строй речи (образование названий детёнышей животных при помощи суффиксов);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, конверт со стихотворением, массажный мяч (на каждого ребёнка), маски-шапочки (на каждого ребёнка).

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Дети я приготовила для вас сюрприз, посмотрите на наш волшебный экран (на экране появляется видеоролик «В мире животных»)

- Ребята, нам принесли какой-то конверт, давайте прочтём, что в нем написано? (Да)

-Здесь нам приготовили стихотворение, хотите послушать? (Да)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- Сегодня мы с Вами отправимся в сказочное путешествие по Волшебному лесу. С кем мы там познакомимся? Правильно с дикими животными, а ещё и их детёнышами.

- Ну, тогда ребята, сейчас мы с вами закроем глазки и с помощью нашего волшебного экрана перенесёмся в наш сказочный лес. Вы готовы? (Да)

- Раз, два, три – экран волшебный в лес нас перенеси.

Косвенные и наводящие вопросы

Дети смотрят на экран, возможно, задают вопросы о животных. Внимательно слушают стихотворение. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Кто, где живёт?»

Пальчиковая гимнастика

(с использованием массажных мячиков)

Задание «Где моя мама?»

Физкультминутка

Звучит музыка и

На экране появляется изображение лесной полянки (триггерная презентация) с изображением животных и их жилищ (по количеству детей).

- Ребята, животные заблудились и не могут найти свой домик, давайте поможем им? (дети выходят по очереди к экрану и переносят животное к его домику, если верно животное остаётся, если нет, возвращается на изначальное место)

- Вы ребята молодцы, постарались от души! Всех животных расселили? (Да)

- Тогда нам нужно идти дальше по лесу, Вы готовы? (Да)

- Ребята посмотрите, животные предлагают нам немного размять наши пальчики, вы согласны? (Да)

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и тёплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось – это ёж!

Звучит музыка и на экране появляется изображение леса (триггерная презентация) на котором есть животные и их детёныши, которые все перепутаны.

- Ребята посмотрите на наш лес, что-то тут не так. Как Вы думаете, что? (детёныши животных перепутаны)

- Правильно ребята, нам нужно помочь вернуть детёнышей их мамочкам, Вы мне поможете? (Да)

- Ребята, а какие суффиксы помогли Вам в изменении слова, давайте вспомним.

-Вы большие молодцы помогли вернуть мамам их детёнышей. Теперь нам нужно идти дальше, Вы готовы? (да)

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент с физкультминуткой.

- Ребята посмотрите, зайка зовёт Вас немного поиграть, Вы хотите? (Да) Тогда повторяйте движения за зайчиком.

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент, в котором животные обращаются к детям: «Ребята Вы о нас многое узнали, расскажите о нас, а мы выберем самый лучший рассказ о диких животных и их детёнышей»

- Дети Вы готовы рассказать о животных? (Да) Тогда ребята у нас с Вами есть слова помощники, которые отвечают на вопрос какой? Какая? Давайте начнём, а для того, чтобы Вам было легче мы наденем шапочки-маски про тех животных, о которых Вы хотите нам рассказать, а слова помощники будут нас направлять.

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент, в котором животные обращаются к детям: «Спасибо Вам ребята за такие хорошие рассказы, нам очень понравилось».

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, Вы готовы? (Да) Тогда давайте скажем спасибо нашим лесным друзьям и нашему волшебному экрану. (Спасибо и до свидания!)

- Давайте ребята закроем глазки и скажем волшебные слова: «- Раз, два, три – экран волшебный в детский сад нас перенеси.»

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1.Выполнение упражнение по образцу педагога.

2.Выполнение совместно с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Косвенные и наводящие вопросы.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например: Где живёт лиса? Лиса живёт в норе. И т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, катает массажный мяч в руках и по столу.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например: Мама медведица? Её детёныш - медвежонок. И т.д.

Дети проговаривают суффиксы: -онок; -ёнок; -ат.

Дети выполняют упражнения по образцу персонажа.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом.  Например: Я медведь – сильный, косолапый, большой, неуклюжий. Я люблю мёд и малину.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 2

Тема: Образование уменьшительно – ласкательных существительных

Цель: формировать у детей навыки словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей об игрушках;

-Формировать грамматический строй речи (образование уменьшительно – ласкательных существительных);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, игрушки (для демонстрации).

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Дети я приготовила для вас сюрприз, посмотрите на наш волшебный экран (на экране появляется видеоролик «Игрушки»)

После чего включается аудиозапись стихотворение «Резиновая Зина»

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина,

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем пригрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

- Как вы думаете, о чем сегодня будет наше с Вами занятие? (об игрушках) Правильно ребята, сегодня мы с Вами отправимся в Магазин игрушек. Вы готовы? (да)

- Ну, тогда ребята, сейчас мы с вами закроем глазки и с помощью нашего волшебного экрана перенесёмся в магазин. Вы готовы? (Да)

- Раз, два, три – экран волшебный в магазин нас перенеси.

Косвенные и наводящие вопросы.

Дети смотрят на экран, возможно, задают вопросы об игрушках. Внимательно слушают стихотворение. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Большой - маленький?»

Пальчиковая гимнастика

(с использованием массажных мячиков)

Задание «Игрушки для Кати и Катеньки»

Физкультминутка

Звучит музыка и

На экране появляется изображение игрушек.

- Ребята, посмотрите, что-то тут не так. Как Вы думаете что? (Все игрушки грустные).

- И правда, давайте узнаем, что же у них произошло (звучит аудиозапись с рассказом о ссоре игрушек).

- Теперь-то все понятно, игрушки поссорились, потому что не знают своих названий. Давайте поможем им ребята? (Да)

- Хорошо, тогда нам нужно их разделить, но важно знать, что есть большие игрушки, а есть маленькие и их нужно называть ласково. Например, большой мяч – маленький мячик.

Упражнение проводиться с игрушками, изображёнными на экране (кукла, мяч, пирамида, куб и т.д.)

- Вы ребята молодцы, постарались от души! Все игрушки помирили? (Да)

- Тогда нам нужно идти дальше по магазину, Вы готовы? (Да)

- Ребята посмотрите, игрушки предлагают нам немного размять наши пальчики, вы согласны? (Да)

Я с игрушками играю: (Руки располагаются перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Дети протягивают руки вперёд якобы, бросая мяч.)

Пирамидку собираю, (Кисти у детей прямые и расположены ладонями вниз, дети поочерёдно кладут кисти рук друг на друга.)

Грузовик везде катаю. (Дети двигают приоткрытой кистью, изображая катание машинки.)

Звучит музыка и на экране появляется изображение детской комнаты (триггерная презентация) на котором есть Катя и Катенька.

- Ребята посмотрите на комнату, что-то тут не так. Как Вы думаете, что? (игрушки перепутаны и разбросаны)

- Правильно ребята, нам нужно помочь вернуть игрушки их хозяйкам, Вы мне поможете? (Да)

- Ребята, а какие суффиксы помогли Вам в изменении слова, давайте вспомним.

-Вы большие молодцы помогли вернуть игрушки их хозяйкам. Теперь нам нужно идти дальше, Вы готовы? (да)

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент с физкультминуткой.

- Ребята посмотрите, игрушки зовут Вас немного поиграть, Вы хотите? (Да) Тогда повторяйте движения за ними.

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент, в котором игрушки обращаются к детям: «Ребята Вы о нас многое узнали, расскажите о нас, а мы выберем самый лучший рассказ о ваших любимых игрушках»

- Дети Вы готовы рассказать о своей любимой игрушке, только нужно называть её всегда ласково? (Да) Тогда ребята у нас с Вами есть слова помощники, которые отвечают на вопрос какой? Какая? Давайте начнём, а слова помощники будут нас направлять.

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент, в котором игрушки обращаются к детям: «Спасибо Вам ребята за такие хорошие рассказы, нам очень понравилось».

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, Вы готовы? (Да) Тогда давайте скажем спасибо нашим друзьям и нашему волшебному экрану. (Спасибо и до свидания!)

- Давайте ребята закроем глазки и скажем волшебные слова: «- Раз, два, три – экран волшебный в детский сад нас перенеси».

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Косвенные и наводящие вопросы.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Мяч для Кати, а мячик для Катеньки и т.д.

Дети проговаривают суффиксы: -ик; -еньк; -к.

Дети выполняют упражнения по образцу персонажа.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом.  .

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Ребята, а теперь давайте повернёмся к соседу и назовём его ласково. Например, Соня-Сонечка.

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 3

Тема: Словообразования прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цель: формировать у детей навыки словообразования прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей об прилагательных;

-Формировать грамматический строй речи (образование уменьшительно – ласкательных прилагательных);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Дети я приготовила для вас кое – что интересное. В кабинет доносится стук. Да-да войдите. Ой, ребята кто это может быть (дети не догадываются)

- Да это же имя прилагательное, сегодня у нас на занятии пойдёт о нём речь.

После чего прилагательное читает стихотворение  

Сильно любознательное

Имя прилагательное.

В чём предметов – то секрет?

На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?

Сильный, добрая, родная.

А оно? Оно смешное,

Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,

Речь обогатить должны.

- Как вы думаете, о чем сегодня будет наше с Вами занятие? (об прилагательном) Правильно ребята, сегодня мы с Вами будем проводить время с прилагательными. Вы готовы? (да)

- Ну, тогда ребята, сейчас мы с вами закроем глазки и с помощью нашего волшебного экрана перенесём наше прилагательное  на экран. Вы готовы? (Да)

- Раз, два, три – экран волшебный в страну прилагательных перенеси.

Косвенные и наводящие вопросы

Дети смотрят на экран, возможно, задают вопросы об игрушках. Внимательно слушают стихотворение. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Волшебный суффикс еньк»

Пальчиковая гимнастика

Задание «На свои места»

Физкультминутка

Звучит музыка и

На экране появляется изображение радуга.

- Ребята, посмотрите, что-то тут не так. Как Вы думаете что? (Все цвета перепутались).

- И правда, смотрите, цвета расположены неправильно. Давайте, их исправим. (Дети называют расположение цветов в правильном порядке)

- Теперь-то все правильно, все цвета на своих местах. Ребята, а когда появляется радуга ведь, светит солнышко, а у нас его нет, но я знаю, как это исправить. Нам нужно назвать  цвета ласково. Вы мне поможете? (Да)

- Вы ребята молодцы, постарались от души! Вот и солнышко вышло?

- Теперь нам нужно идти дальше по магазину, Вы готовы? (Да)

- Ребята посмотрите, прилагательное зовёт нас немного размять наши пальчики, вы согласны? (Да)

Дождик – кап! (Ударяют указательным

пальцем одной руки по ладони другой)

То сильней, то тише.

Не стучи, не стучи, (Грозят пальцем.)

Не стучи по крыше!

Непослушный какой! (Укоризненно качают головой.)

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (Манят руками.)

И в тепле погрейся! (Кладут ладони на плечи, скрестив руки на груди.)

Звучит музыка и на экране появляется две куклы, одна большая, другая маленькая (триггерная презентация).

- Ребята посмотрите на наш экран, что-то тут не так. Как Вы думаете, что? (куколки раздеты в маечке и трусиках)

- Правильно ребята, нам нужно их одеть, Вы мне поможете? (Да)

- Ребята, а какой суффикс помог Вам в изменении слова, давайте вспомним.

-Вы большие молодцы помогли одеть наших кукол. Теперь нам нужно идти дальше, Вы готовы? (да)

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент с физкультминуткой.

- Ребята посмотрите, нас приглашают немного поиграть, Вы хотите? (Да) Тогда повторяйте движения за ними.

Звучит музыка и на экране появляется прилагательное, в котором оно обращается к детям: «Ребята Вы обо мне многое узнали, расскажите о Ваших любимых мамах, какие они, а мы выберем самый лучший рассказ, только не забывайте использовать наш волшебный суффикс»

- Дети Вы готовы рассказать о своей любимой маме, только нужно называть её всегда ласково? (Да) Тогда ребята у нас с Вами есть слова помощники, которые отвечают на вопрос какой? Какая? Давайте начнём, а слова помощники будут нас направлять.

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент, в котором прилагательное обращается к детям: «Спасибо Вам ребята за такие хорошие рассказы, мне очень понравилось».

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, Вы готовы? (Да) Тогда давайте скажем спасибо нашему другу и нашему волшебному экрану. (Спасибо и досвидания!)

- Давайте ребята закроем глазки и скажем волшебные слова: «- Раз, два, три – экран волшебный в детский сад нас перенеси.»

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Косвенные и наводящие вопросы.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, зелёный – зелёненький.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Аня кукла большая ей мы оденем, белое платье, а Валя кукла маленькая, ей мы оденем голубенькое. и т.д.

Дети проговаривают суффикс: -еньк.

Дети выполняют упражнения по образцу персонажа.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом.  

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 4

Тема: Образование притяжательных прилагательных

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных);

- Учить правильно, отвечать на вопросы: чей?, чья?, чьё?

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Логоритмическое упражнение: при помощи левой руки дети загибают пальцы правой руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, волчишке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

О ком говорится в потешке? (ответы детей)

Кто здесь лишний? (ответы детей)

- Правильно воробей, а почему? (потому что он птица)

На экране появляются изображение с животными.

- Как вы думаете, о чем сегодня будет наше с Вами занятие? (о животных) Правильно ребята, сегодня мы с Вами будем проводить время с животными. Вы готовы? (да)

- Ну, тогда ребята, сейчас мы с вами закроем глазки и с помощью нашего волшебного экрана перенесёмся в наш Борский лес. Вы готовы? (Да)

- Раз, два, три – экран волшебный в лес нас перенеси.

Косвенные и наводящие вопросы

Дети смотрят на экран, возможно, задают вопросы о животных. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Чей хвост?»

Пальчиковая гимнастика

Задание на

практическое употребление притяжательных прилагательных

Физкультминутка

Задание «Чьи следы?»

Игра «Кто у кого?»

Звучит музыка и

На экране появляется изображение животных, у которых нет хвостиков, они в другой стороне.

- Ребята, посмотрите, что-то тут не так. Как Вы думаете что? (У животных нет хвостиков).

- И правда, смотрите, хвостики лежат в другой стороне. Давайте, поможем им найти свой хвостик. (Дети называют, чей хвост)

- Вы ребята молодцы теперь у животных все хвостики на своих местах?

- Теперь нам нужно идти дальше по нашему леску, Вы готовы? (Да)

- Ребята посмотрите, животные зовут нас немного размять наши пальчики, вы согласны? (Да)

Старший мишенька шагает:– топ-топ.        

Ноги мишка поднимает: топ-топ-топ.

 (Дети хлопают по столу ладошками).

Средний мишка догоняет: хлоп-хлоп-хлоп.

И в ладоши ударяет: хлоп-хлоп-хлоп.

(Дети выполняют хлопки в ладоши поочерёдно у левой и правой щеки)

Младший мишка – торопыжка: шлёп-шлёп-шлеп.

Шлёпает по лужам мишка:  шлёп-шлёп-шлёп.

(Дети хлопают по коленям.)

Звучит музыка и на экране появляется изображение животных и их жилищ.

- Ребята посмотрите внимательно все ли животные на своём месте? (нет)

- Тогда нам нужно правильно сказать, где чьё жилище, попробуем? (Да)

-Ребята вы большие молодцы!. Теперь нам нужно идти дальше, Вы готовы? (да)

Звучит музыка и на экране появляется видеофрагмент с физкультминуткой.

- Ребята посмотрите, животные нас приглашают немного поиграть, Вы хотите? (Да) Тогда повторяйте движения за ними.

Звучит музыка и на экране появляется следы разных животных и сами животные.

- Ребята посмотрите животные, оставили свои следы. Давайте вместе разберёмся, чьи же они? (Да) Дети идут вместе с логопедом по следам и видят, что из-за пенька торчит хвост.

- Молодцы! А теперь мы идём дальше.

Звучит музыка и на экране появляется изображение животных и детёнышей.

- Ребята посмотрите внимательно на наш экран, нам с Вами нужно определить, чьи это детёныши, что бы мама нашла своего ребёнка. Вы мне поможете? (Да)

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, Вы готовы? (Да) Тогда давайте скажем спасибо нашим друзьям и нашему волшебному экрану. (Спасибо и до свидания!)

- Давайте ребята закроем глазки и скажем волшебные слова: «- Раз, два, три – экран волшебный в детский сад нас перенеси».

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, хвост чей? – заячий и т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

В чьём дупле сидит лиса? Лиса сидит в беличьем дупле. В чью нору надо отправить лису? Лису надо отправить в лисью нору. И т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Чей это хвост ребята? Это лисий хвост. По чьим следам мы вместе шли? По лисьим следам. И т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например: Кто у зайчихи? У зайчихи зайчонок. Чей это детёныш? Это заячий детёныш. И т.д.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 5

Тема: Образование относительных прилагательных

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Ребята посмотрите на изображение на экране, кто на нём? (Повар Татьяна Геннадьевна).

-Правильно. Сегодня Татьяна Геннадьевна будет вместе с нами на занятии играть.

- Ну, тогда ребята, сейчас мы с вами закроем глазки и с помощью нашего волшебного экрана перенесёмся в на кухню. Вы готовы? (Да)

- Раз, два, три – экран волшебный на кухню нас перенеси.

Косвенные и наводящие вопросы

Дети смотрят на экран, возможно, задают вопросы о животных. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Какая каша?»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Какой суп»

Игра с мячом «Ответь, одним словом»

Задание «Мой суп»

Звучит музыка и

На экране появляется изображение разных каш.

- Ребята, каждое утро на завтрак мы что едим? (Кашу). Правильно, а теперь обратите внимание на наш экран, на нём изображено много разных каш, давайте вместе скажем какие они?

- Вы ребята молодцы все каши знаете.

- Теперь нам нужно идти дальше по нашей кухне, Вы готовы? (Да)

- Ребята мне тут Татьяна Геннадьевна сказала, что хочет, что бы размяли свои пальчики, вы согласны? (Да)

Мы капусту рубим, рубим (Ладошки движутся параллельно друг другу)

Мы морковку трём, трём (Кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим ("солим" щепоткой)

Мы капусту жмем, жмем (Пальчики сжимаем и разжимаем)

Звучит музыка и на экране появляется изображение овощей и супов.

- Ребята посмотрите внимательно, что изображено на экране? (Супы и овощи)

- Правильно. А теперь нам следует, сказать какие супы бывают, Вы мне поможете? (Да)

-Ребята вы большие молодцы! Со всем справились. Теперь нам нужно идти дальше, Вы готовы? (да)

Звучит музыка.

- Ребята вара готовят и другие угощения, а вот какие Вы мне и ответите, но отвечать должен тот, у кого будет мяч в руках, хорошо? (Да)

Звучит музыка и логопед бросает мяч.

- Ребята Татьяна Геннадьевна нас сегодня балует. Посмотрите на Ваших столах лежат конверты, откройте их. В них у Вас лежат кастрюли с супом, который для Вас приготовил наш повар. У каждого суп свой. Вам нужно составить предложение, опираясь на те ингредиенты, которые есть у Вас в супе.

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, Вы готовы? (Да) Тогда давайте скажем спасибо нашему повару и нашему волшебному экрану. (Спасибо и до свидания!)

- Давайте ребята закроем глазки и скажем волшебные слова: «- Раз, два, три – экран волшебный в группу нас перенеси».

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, каша из риса-рисовая; каша из гречки-гречневая и т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Суп из овощей-овощной; суп из грибов-грибной. И т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Запеканка из творога-творожная; варенье из вишни-вишнёвое и т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например: Мне повар сворил рыбный суп, потому что у меня в кастрюле рыба.. И т.д.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 6

Тема: Образование качественных прилагательных

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи качественные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование качественных прилагательных);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, мяч.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Ребята, придя сегодня на работу, я увидела на столе конверт, наверное, нам кто-то прислал письмо, давайте его откроем? (Да).

-Здесь письмо от Незнайки. Он пишет нам, что забыл все признаки предметов и просит нам помочь ему разобраться и отправить ответное письмо. Поможем ему? (Да)

Косвенные и наводящие вопросы

Дети слушают логопеда, задают вопросы. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Какой по запаху и вкусу?»

Задания «Какая температура?»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Погода в разные времена года»

Физкультминутка

Задание «Свойства предметов»

Задание «Животные и их качества»

- Ребята, давайте немножко поиграем, посмотрите внимательно на экран, что там изображено? (Овощи, фрукты, костёр и т.д.). Правильно, а теперь наша задача, описать какой они имеют запах и вкус?

- Вы ребята молодцы все  ответили правильно.

- Ребята мне тут пришла одна идея, все знают игру «Съедобное, не съедобное»? (Да). Давайте поиграем в похожую игру, я буду бросать вам мяч и называть продукт, а вы мне говорить его температуру? (Да) Но сначала, нам с вами нужно вспомнить какими прилагательными мы характеризуем температуру? (тёплый, холодный, горячий)

- Правильно ребята, тогда давайте начинать.

- Ребята вы большие молодцы! Со всем справились.

Ребята, давайте вместе с Вами разомнём наши пальчики? (Да)

Тогда повторяйте за мной.

Нужно пальчики размять (соединяют пальцы  друг другом, при этом растопыривая их)

Раз, два, три, четыре, пять. (поочерёдно их рассоединяют и соединяют обратно)

Мы похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)

На колени их положим. (кладут на колени)

Посчитаем пальцы снова (поочерёдно соединяют пальцы на растопыренных ладошках)

Мы к занятию готовы. (складывают ручки на стол)

- Ребята посмотрите внимательно, что изображено на экране? (Времена года)

- Правильно. А теперь нам следует, сказать какая погода бывает в каждое время года, Вы мне поможете? (Да)

Тогда давайте начинать.

-Ребята вы большие молодцы! Со всем справились. Теперь нам нужно немножко размяться, Вы готовы? (да)

Топает топтыжка по дороге Мишка (имитация ходьбы)

Ест малину не спеша, не боимся малыша (имитация движений, после чего дети обнимают  себя)

Мёд он лапой кушает, маму с папой слушает (имитация движений, дети грозят пальчиком)

- Ребята, а вы знаете, какие бывают свойства предметов? (Да, мягкий, жёсткий, твёрдый и т.д.)

- Посмотрите внимательно на экран, что на нём изображено? (Диван, стул, скамейка, лист бумаги, книга)

- Правильно, а теперь нам нужно выяснить, какими свойствами обладают эти предметы, вы мне поможете? (Да)

- Ребята посмотрите, на нашем экране кто-то появился, кто это? (Животные, лев, заяц, медведь, волк и т.д.)

Правильно, а вы знаете, что животные определяются собственными физическими качествами? Какие вы знаете физические качества? (Сильный, слабый, хилый, мощный и т.д.)

- Ребята, за сегодняшнее занятие Вы многому научились, и теперь мы сможем написать ответное письмо Незнайке и помочь ему разобраться. Сегодня вечером вы его напишите вместе с воспитателем, договорились? (Да)

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, персик очень ароматный, вкусный, сладкий и т.д.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, мороженное очень холодное, суп –горячий и  т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, летом погода стоит жаркая, зимой погода холодная, морозная и  т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет физкультминутку.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Я сижу на мягком диване; я держу в руках толстую книгу. И т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Медведь сильный зверь, а лев мощный зверь и т.д.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 7

Тема: Образование глаголов префиксальным способом

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи глаголы образованные префиксальным способом.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование глаголов префиксальным способом);

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, ручки (по количеству детей для упражнения) кукла, машинка.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

Вы ребята заходите,

Посмотрите на окно.

Соседу руку протяните,

Поздоровайтесь легко.

А теперь ребята сядем

Тихо-тихо стул возьмём.

Аккуратненько присядем

И играть сейчас начнём.

Ручку в руки мы возьмём

Отдадим её соседу.

Он кладёт её на стол

Начинаем мы беседу.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость, знаете, кто это (логопед демонстрирует куклу с машинкой)? (Это кукла).

-Это не просто кукла, эту куклу зовут Девочка Стрелочка, и она тоже, как и вы хочет многому научиться, поможем ей? (Да)

Косвенные и наводящие вопросы

Дети слушают логопеда, выполняют его задания, задают вопросы. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Ехала машина»

Задание «Закончи предложение»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Исправь ошибку»

Физкультминутка

Задание «Скажи наоборот»

- Ребята, давайте немножко поиграем? (Да)

- Тогда начала вам нужно послушать небольшой рассказ, вы готовы? (Да)

Жила была Девочка Стрелочка и была у неё любимая игрушка Машинка. Машинка эта стояла в тесном гараже. И больше всего на свете она хотела путешествовать. И вот однажды, когда все спали, она решила отправиться в маленькое путешествие. Машинка выехала из гаража и поехала по дороге, доехала до горки, въехала на горку, съехала с горки и подъехала к магазину, объехала его и по той же дороге вернулась к своей хозяйке и тихонечко заехала в гараж.

- А теперь ребята ответьте  на несколько моих вопросов, вы готовы? (Да)

1. От куда выехала машинка?

2. По чему ехала машинка?

3. К чему подъехала машинка?

4. На что въехала машинка?
5. С чего съехала машинка?

6. Что объехала машинка?

7. Куда заехала машинка?

- Вы ребята молодцы на все  вопросы ответили правильно.

- Ребята давайте немножко поиграем, я Вам буду проговаривать предложение, а вы должны будете его закончить, договорились? (Да). - Тогда давайте начинать.

1. Машина из гаража…..

2. Машинка по дороге…..

3. Машинка к горке…..

4. Машинка на горку …..

5. Машинка с горки …..

6. Машинка магазин …..

7. Машинка в гараж …..

- Ребята вы большие молодцы! Со всем справились.

Ребята, давайте вместе с Вами разомнём наши пальчики? (Да)

Тогда повторяйте за мной.

По дороге мы поедем (сживают кулачки и водят ими по столу)

С мамой, папой и сестрой. (загибают пальчики)

Много мы кого там встретим (хлопают в ладоши)

На машине грузовой. (имитируют движения руля)

Посигналим громко-громко (выполняют движения ладошкой вперёд назад)

И помашем им привет. (машут ладошкой)

А они ответят звонко (сжимаем разжимаем пальцы)

Шлём взаимный вам привет! (хлопают в ладоши)

- Ребята Девочка Стрелочка допустила некоторые ошибки в предложениях, давайте поможем ей их исправить? (Да)

Тогда давайте начинать.

1. Машина объехала из гаража.

2. Машинка заехала по дороге.

3. Машинка заехала к горке.

4. Машинка объехала на горку.

5. Машинка въехала с горки.

6. Машинка въехала на магазин.

7. Машинка  съехала в гараж.

-Ребята вы большие молодцы! Со всем справились. Теперь нам нужно немножко размяться, Вы готовы? (да)

Я шофёр люблю водить (дети ходят по кругу имитируя езду за рулём)

Ездить по дорогам. (начинают ходить в разнобой)

Я шофёр люблю рулить (дети ходят по кругу имитируя езду за рулём)

Рулить вместе с другом. (находят себе пару и берутся за руки)

Ездим мы по городам (дети ходят парами по кругу имитируя езду за рулём)

Нам не скучно даже (начинают прыгать и кривляться)

Маме из окошечка (руки около лица расположены вертикально)

Вместе с другом машем (машут)

- Ребята, а давайте с вами немножечко поиграем ещё? (Да)

- Тогда слушайте внимательно, я буду говорить вам слово, а вы скажете мне это слово наоборот, например, залезть, а вы мне скажете вылезть, хорошо? (Да)

1. Отойти

2. Приходить

3. Попить

4. Открыть

5. Развязать

6. Расстегнуть и т.д.

- Ребята, за сегодняшнее занятие Вы и Девочка Стрелочка многому научились. Вы большие молодцы, справились со всеми занятиями. Давайте скажем до свидания нашим дорогим друзьям, до новых встреч. (дети прощаются)

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети внимательно слушают рассказ, затем выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, Машинка выехала из гаража и т.д.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, мороженное очень холодное, суп –горячий и  т.д.

Дети выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет физкультминутку.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например:

Медведь сильный зверь, а лев мощный зверь и т.д.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 8

Тема: Образование глаголов совершенного и не совершенного вида

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи глаголы совершенного и не совершенного вида.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование глаголов совершенного и не совершенного вида);

- Познакомить детей с вопросами: что делает? Что сделает и т.д.

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, кукла Буратино бибобо, конверты, цветные квадратики, раскраски, сюжетные картинки, (по количеству детей для упражнения) палитра, мяч, ручка, палочка от барабана.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Ребята посмотрите, кто же к нам сегодня пришёл в гости? (у логопеда на руке одета кукла бибобо Буратино) - Правильно ребята это Буратино. Давайте все вместе с ним поздороваемся. (дети здороваются). Ребята, кажется, он хочет прочесть вам стихотворение, послушаем его внимательно, хорошо? (Да)

Я сейчас вам расскажу

Как свой день я провожу.

Бегал, прыгал и скакал,

И смеялся, и упал.

Очень долго я шалил,

Стол сломал, компот пролил.

Испугался очень я,

Стал послушным я друзья.

- Спасибо тебе Буратино за твоё стихотворение. А вы ребята внимательно слушали? (Да) Тогда вы сможете ответить мне на вопрос. Назовите, пожалуйста, слова – действия, которые вы услышали в этом стихотворении.

- Молодцы ребята!

Косвенные и наводящие вопросы

Дети слушают логопеда, выполняют его задания, задают вопросы. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Назови действие»

Задание «Посмотри и назови»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Помести в правильный вагон»

Игра «Волшебные цвета»

Физкультминутка

Задание «Расскажи»

- Ребята, давайте немножко поиграем вместе с Буратино, чтобы он не заскучал? (Да)

- Смотрите, какие интересные игрушки он принёс (палитра, мяч, ручка, палочка от барабана). Он даст вам с ними поиграть, но нам нужно назвать действие, которое он будет выполнять, вы готовы? (Да)

- Молодцы. А если он делал это когда-то давно, как мы об этом скажем?

Правильно, пока действие не закончилось, мы говорим, рисует, а если это действие закончилось, мы говорим, рисовал.

- Какие слова изменились, давайте их повторим все вместе.

- Ребята вы правильно всё назвали и Буратино вам приготовил задание по интересней. Вы готовы? (Да) Тогда посмотрите пожалуйста на наш экран (в презентации изображены картинки поочерёдно ). Что вы видите? (Курочки клюют зерно, мишка ест мёд, мальчик пьёт воду и бабушка вяжет).

- Что делает курочка?

- Что сделала курочка?

- Что делает мишка?

- Что сделал мишка?

- Что делает мальчик?

- Что сделал мальчик?

- Что делает бабушка?

- Что сделала бабушка?

- Ребята вы большие молодцы! Со всем справились.

Ребята, давайте вместе с Буратино разомнём наши пальчики? (Да)

Тогда повторяйте за нами.

Пальчики сожмём мы крепко,

А затем их разожмём.

Мы потом построим клетку  (Соединяют пальцы, кисти при этом растопырены)

Ручки в кулачки сожмём.

Мы походим по дорожке

И привет помашем кошке.

- Молодцы!

-Ребята Буратино придумал нам ещё задание. Посмотрите у вас на столах лежат конверты. В них находятся картинки. На доске у нас изображено 2 вагончика: 1-действие ещё не закончилось; 2 – действие уже закончилось. Под доской на столах лежат корзинки. Вам нужно будет составить предложение по картинке  и определить, поместить в нужный вагон (корзинку) ваше предложение. Вы готовы? (Да) А Буратино будет вам помогать, если вы затрудняетесь в выполнении упражнения.

- Ребята, а давайте с вами немножечко поиграем ещё? (Да)

- Тогда слушайте внимательно, в этих же конвертиках у вас ещё лежали цветные квадратики? (Да) Буратино принёс с собой цветной круг. Посмотрите внимательно, что изображено на круге? (Действия) Правильно ребята. Сейчас мы будем крутить круг, и на какой цвет покажет стрелочка, тот, у кого такой же цвет квадратика будет называть действие, только полным предложением, договорились? (Да)

Дети сначала называют действие, отвечая на вопросы логопеда что делал? что сделал?

Крутим, крутим мы цвета,

Чтобы поиграть.

Я теперь ведь поняла

И могу сейчас назвать.

Ребята, Буратино уже устал и зовёт вас немного размяться, вы готовы (Да). Сейчас, мы выйдем тихонечко из-за столов, включиться музыка и мы будем играть. Как только музыка выключиться каждый из вас назовёт, что делал сосед. И так будет несколько раз, вы готовы? (Да)

- Ребята, оказывается, у подружки Буратино Мальвины сегодня день рождение. И он приготовил нам небольшой рассказ. Давайте послушаем рассказ про девочку Мальвину и поможем рассказать про её день рождение? (Да)

У Мальвины день рождения. Ей сегодня исполнилось 6 лет. Пьеро приготовил вкусный торт, а Буратино вкусный салат. Артемон пошёл собирать букет. Все вместе они накрывали стол. Потом все собрались за столом и подарили Мальвине подарки.

- Ребята, а теперь мы по цепочке будем пересказывать этот рассказ.

- Молодцы, а теперь, давайте попробуем рассказать этот же рассказ, только если бы её день рождение было, например неделю назад.

- Ребята, за сегодняшнее занятие Вы и Буратино многому научились. Вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. И Буратино приготовил вам небольшой подарок. Посмотрите, в этих же конвертах лежат раскраски про Буратино и всех его друзей. Вечером вы сможете их раскрасить. Давайте скажем спасибо и до свидания нашему другу, до новых встреч. (дети прощаются)

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети внимательно выслушивают инструкцию, затем выполняют упражнение поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, Буратино стучит по столу, Буратино играет в мяч и т.д.

Буратино стучал по столу, Буратино играл в мяч и т.д.

Дети повторяют: стучит-стучал, рисует-рисовал и т.д.

Дети выполняют упражнение все вместе, при этом проговаривая свои действия. Например, курочка клюёт зерно, курочка склевала зерно и  т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, мальчик сажает деревья. Я помещу своё предложение в 1 вагон, потому что действие не закончено и т.д.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например: девочка поливает цветок, девочка поливала цветок и т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет физкультминутку.

Дети под музыку выполняют физкультминутку.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 9

Тема: Образование сложных слов

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи сложные слова.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование сложных слов);

- Учить выделять на слух сложные слова;

- Формирование плавности дыхания;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, конверты, сюжетные картинки, (по количеству детей для упражнения).

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Ребята сегодня у меня для вас сюрприз. Мы с вами отправимся в волшебную страну Словосложения, вы хотите?

- Тогда сейчас нам нужно с вами закрыть глазки и сказать волшебные слова: «Раз, два, три экран волшебный в страну Словосложения перенеси!»

Звучит музыка и на экране появляется изображение сказочной страны.

Косвенные и наводящие вопросы

Дети слушают логопеда, задают вопросы. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Волшебные слова »

Задание «Посмотри и сложи»

Пальчиковая гимнастика

Задание «Сложное прилагательное»

Игра «Объясни Незнайке»

Физкультминутка

Задание «Расскажи»

- Ребята, давайте немножко поиграем? (Да)

- В этой стране много сложных слов. Сейчас я вам прочитаю стихотворения, а вы когда услышите сложные слова,  должны будете хлопнуть в ладоши, договорились? (Да)

Пароход плывёт по морю

И плывёт он на пару,

Пароход не знает горя

Он везёт там детвору.

На луну летит ракета,

А в ракете звездочёт.

Звездочёту нужна смета

Летит к звёздам на учёт.

Скоро осень, листопад.

Листья с дерева упали,

Ну, а я бегу в детсад,

Чтобы осень мы встречали.

- Молодцы.

- Какие слова вы услышали, давайте их повторим все вместе.

- Ребята вы правильно всё назвали, но в этой стране ещё много интересных заданий. Вы готовы? (Да) Тогда посмотрите, пожалуйста, на наш экран (в презентации изображены картинки транспорта). Что вы видите? (транспорт).

1. Самолёт

2. Мусоровоз

3. Бензовоз

4. Вертолёт

5. Пароход

6. Лесовоз

7. Молоковоз

8. Паровоз

- Ребята посмотрите внимательно на эти картинки, и подумайте, из каких двух основ состоят эти слова. Давайте попробуем их назвать.

- Ребята скажите, а другой транспорт например: такси, автобус или велосипед могут ездить в этой стране? (Нет) Правильно, а почему? (Потому что они состоят из одной основы). Молодцы!

Ребята, давайте разомнём наши пальчики? (Да)

Тогда повторяйте за мной.

Наши пальчики писали, (Имитируют движения письма)

А потом они устали. (Сжали пальчики в кулачки)

Мы сейчас их разомнём, (Трясут кистями)

И помашем и пожмём.

Вот они и отдохнули, (Хлопают в ладоши)

На занятие нас вернули.  (Складывают руки друг на друга на столе)

- Молодцы!

-Ребята посмотрите на наш экран, где мы очутились? (В зоопарке) Правильно, давайте посмотрим, кто здесь живёт. (Жирафа, тигра, зайца, медведя) Ребята вы уже поняли, как создаются сложные слова? (Да) Давайте ещё посоставляем? Посмотрите, мы оказались у клетки с тигром. Посмотрите, какой у тигра хвост? (Длинный) Правильно, а если мы соединим длинный и хвост, то получим? (Длиннохвостый)

Аналогично составляется с жирафом (длинная шея), зайцем (длинные уши), медведь (короткий хвост) и т.д.

- Ребята, посмотрите, кто это оказался в этой стране вместе с нами? (Незнайка) Правильно. Ой, посмотрите, Незнайка грустный стоит, давайте ка спросим у него, почему он грустит? Ну, теперь всё понятно, он не знает определений некоторых сложных слов, давайте поможем ему разобраться? (Да)

Ребята нам с вами нужно объяснить такие слова, как трёхколёсный, четырёхэтажный и сороконожка.

Ребята, а что могут обозначать эти слова? (Дом, велосипед, гусеницу). Давайте сейчас каждый из вас придумает одно предложение с любым из этих слов.

Молодцы, теперь Незнайка весёлый и во всём разобрался. Давайте скажем до свидания нашему другу. (Дети прощаются с Незнайкой)

Ребята, а теперь нам нужно немного размяться, вы готовы? (Да).

Сейчас, мы выйдем тихонечко из-за столов, включиться музыка и мы с вами будем имитировать движения листопада, парохода, снегопада. Как только музыка выключиться каждый из вас будет летать как листик, плыть как пароход и говорить ту-ту, затем тихонечко как снежинки сядем на свои места, вы готовы? (Да)

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат конверты, а в несколько картинок. Одни простые, а на других изображены картинки названия, которых состоят из двух слов, вам нужно правильно определить картинки, которые состоят из двух слов, а за тем с любой из этих картинок составить предложение. Вы готовы? (Да)

- Ребята, а теперь мы по цепочке вы расскажете свои предложения.

- Молодцы, а теперь, нам нужно возвращаться в детский сад, но для этого нужно сказать волшебные слова. Раз, два, три экран волшебный в детский сад нас перенеси.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети внимательно выслушивают инструкцию, затем выполняют упражнение все вместе, при этом проговаривая свои действия. Например,

Я услышал-пароход, звездочёт, листопад.

Дети выполняют упражнение все вместе, при этом проговаривая свои действия. Например, бензовоз состоит из двух основ бензин и везёт и  т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Дети выполняют упражнение, объясняя, из каких слов они состоят. Отвечают на вопросы. За тем поочерёдно рассказывают свои предложения.

Дети под музыку выполняют физкультминутку.

Дети выполняют упражнения все вместе, затем поочерёдно друг за другом рассказывают свои предложения.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.

Занятие № 10

Тема: Словообразование  профессий женского рода

Цель: учить детей образовывать и употреблять в речи профессии женского рода.

Задачи:

Коррекционно – образовательная:

- Закреплять знания детей по теме;

-Формировать грамматический строй речи (образование профессий женского рода);

- Формирование плавности дыхания;

- Учить различать и правильно называть профессии женского рода;

Коррекционно – развивающие:

- Развивать умение у  детей грамматически правильно оформлять речь;

- Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Развивать фонематический слух, связную речь, память, внимание;

- Развивать диалогическую речь, координацию движений с речью;

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать дружелюбие и уважение по отношению друг к другу;

- Воспитывать умение детей действовать согласно  инструкции педагога;

Оборудование: ноутбук, проектор, сюжетные картинки (швеи, художницы, повара, певицы, мед. Сестры, танцовщицы), конверты с изображением предметов и профессий (по количеству детей).

Этапы занятия

Деятельность педагога

Предполагаемая детская деятельность

Приёмы и методы

Инструкции детям

Виды помощи

Организационная  часть

Сюрпризный момент

- Дети входят в кабинет и здороваются.

- Ребята посмотрите, кто – то приходил к нам в гости и разбросал картинки, давайте все вместе их соберём и посмотрим на них? (Да)

(Сюжетные картинки, продавец, учительница, мед. Сестра, швея, повар, логопед, певица, актриса, танцовщица).

- Молодцы вы всех назвали, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами разговаривать? (о профессиях)

Правильно, а о профессиях каких, мужских или женских? (Женских)

Молодцы ребята!

Косвенные и наводящие вопросы

Дети слушают логопеда, собирают картинки, рассматривают их, задают вопросы. Затем поддерживают беседу с логопедом, отвечая на его вопросы.

Основная часть

Задание «Кто, что делает? »

Задание «Кому, что нужно для работы»

Пальчиковая гимнастика

Игра с мячом «Мастерицы»

Игра «4 лишний»

Физкультминутка

Задание «Расскажи»

- Ребята, давайте немножко поиграем? (Да)

- Смотрите, какие интересные вопросы я для вас приготовила, вы готовы? (Да) Вам нужно будет назвать, кто, что делает, при этом используя глаголы, а я вам буду по очереди демонстрировать картинки хорошо? (Да)

1. Швея что умеет? (шить, кроить)

2. Художница, что умеет? (рисовать)

3. Певица, что умеет? (петь)

4.Повар, что умеет?  (готовить)

5. Танцовщица, что умеет делать? (танцевать)

6. Мед. Сестра, что умеет делать? (ставить уколы, лечить)

- Молодцы.

- Давайте все вместе ещё разок повторим, кто что делает. Швея-шьёт и т.д.

- Ребята вы правильно всё назвали, и я приготовила задание по интересней. Вы готовы? (Да) Тогда посмотрите, у вас на столах лежат конверты, в них вы увидите изображения предметов и профессий, вам нужно будет сопоставить их. Например, половник, кому нужен ребята? Кто без него не сможет работать? (Повар) Правильно.

- Ребята вы большие молодцы! Со всем справились.

Ребята, давайте разомнём наши пальчики? (Да)

Тогда повторяйте за мной.

Наши пальчики устали, (Трясут ручками)

Мы картинки собирали. (Хаотичные движения кистями)

Мы сейчас их разомнём, (Сжимают и разжимают пальцы)

Заниматься мы начнём. (Изображают движения письма)

Будем слушать, и играть, (Стучат кулачками сверху-вниз)

Наши пальцы разминать. (Хлопают в ладоши)

- Молодцы!

-Ребята существует много мастериц, как же нам назвать их профессии? Вы мне поможете? (Да)

1. Он художник, а она? (Художница)

2. Он учитель, а она? (Учительница)

3. Он писатель, она? (Писательница)

4. Он проводник, а она? (Проводница)

5. Он певец, а она? (Певица)

6. Он танцор, а она? (Танцовщица)

7. Он лётчик, а она? (Лётчица)

8. Он продавец, а она? (Продавщица)

9. Он уборщик, а она? (Уборщица)

10. Он переводчик, а она? (Переводчица)

 

- Ребята, а давайте с вами немножечко поиграем ещё? (Да)

- Тогда слушайте внимательно, сейчас на доске появятся 4 картинки, одна из них лишняя, вам нужно будет её найти и назвать, вы готовы? (Да)

Дети сначала проговаривают все картинки, а затем объясняют, почему именно этот предмет лишний и называют профессию.

1. Фен, бинт, расчёска, ножницы.

2. Сковорода, кастрюля, нитки, половник.

3. Тетради, указка, ручка, ложка.

4. Сантиметр, иголка, микрофон, швейная машинка.

5. Градусник, карандаш, шприц, белый халат.

Мы устали заниматься! (Топают ногами)

И хотим сейчас размяться. (Прыгают)

Вправо влево потянулись,

К ножкам мы своим нагнулись.

К потолку подняли руки,

Мы теперь не знаем скуки. (Прыгают, хлопая в ладоши)

Сядем тихо на места,

Всё, закончилась игра.

- Ребята, мы сегодня узнали много профессий женского рода. Давайте попробуем составить рассказ про ту профессию, которая вам больше все нравиться, но она обязательно должна быть женского рода, хорошо? (Да)

У детей на экран выведен план рассказа для помощи. Например: профессия мед сестра, она  работает в больнице, осматривает больных и т.д.

- Ребята, а теперь мы по цепочке будем рассказывать.

- Молодцы!

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

1. Повторение педагогом инструкции;

2. Косвенные и наводящие вопросы;

3. Выполнение упражнение вместе с педагогом.

Дети внимательно выслушивают инструкцию, затем выполняют упражнение все вместе, при этом проговаривая свои действия. Например,

Швея что умеет? (шить, кроить)и т.д.

Дети повторяют: швея-шьёт и т.д.

Дети выполняют упражнение каждый индивидуально, после чего они проговаривают свои действия. Например, микрофон я сопоставил с певицей и  т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия. Например, он художник, а она художница и т.д.

Дети выполняют упражнения все вместе, при этом проговаривая свои действия. Например: лишний бинт, потому что это профессия врача, а всё остальное относится к профессии парикмахера и т.д.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет физкультминутку.

Ребёнок под текст, который проговаривает педагог, выполняет физкультминутку.

Дети выполняют упражнения поочерёдно друг за другом, при этом проговаривая свои действия.

Заключительная часть

Подведение итогов

Вопросы.

 - Ребята вот и подошло к концу наше с Вами занятие.

- Что Вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было самым сложным на занятии?

- Молодцы! Вы очень старались сегодня на занятии, все без исключения  и порадовали меня своими ответами. Спасибо Вам за занятие.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".

Форма проведения: индивидуальная (возраст  детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия  и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...

Конспект фронтального занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР "Морская экспедиция"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Его цель - создания условий для развития графомоторных навыков на материале лексической темы...

«Система работы по развитию моторики у детей со стёртой формой дизартрии».

Стёртая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речи. Так как эти  расстройства возникают вследствие невыраженного микроорганич...

Конспект логопедического занятия по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи

Логопедическое занятие по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи направлено также на развитие высших психических функций, координации речи и движения, эмоционально-волевой сферы....

Развитие речевого дыхания у детей со стёртой формой дизартрии

Формирование направленной воздушной струи - основа эффективной коррекционной работы по преодолению дизартрического компонента....

Конспект индивидуальной работы по развитию общеречевых навыков у детей с заиканием по теме «Домашние птицы».

Индивидуальные логопедические занятия - только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Подбор речевого материала должен быть строго индивидуальным для к...