Игры по речевому развитию на различные лексические темы
консультация по логопедии

Хабибуллина Людмила Владимировна

Игры по речевому развитию на различные лексические темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Игры по речевому развитию  лексическая тема "Семья"

2. Игры по речевому развитию лексическая тема "Домашние животные"

3. Игры по речевому развитию лексическая тема "Продукты питания"

4. Игры по речевому развитию лексическая тема "Профессии"

5.  Игры по речевому развитию лексическая тема "Транспорт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию  лексическая тема: «Семья»

«Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий.

«Кто старше? Кто младше?». Составление сложносочиненное предложение с союзом а.

Папа – сын («Папа старше, а сын младше») Папа – дедушка Дядя- племянник Внук – дедушка.

«Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Старший – младший; большой – … , молодой - … , старше – моложе, младше

«Назови  отчества  женщин  и  мужчин».  Упражнение  в  словообразовании информационного слова.

Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита).

«Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия.

Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

«Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи. Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество) Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)?

В каком классе учится брат (сестра)?

Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).



Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию

лексическая тема: «Домашние животные»

«У кого – кто?». Образование информационного слова с ум.- ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе.

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

«Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

«Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья.

«Кто где живет?». Употребление предложного падежа информационного слова.

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

«Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.

«Подбери признак ». Согласование информационного слова с ИП. Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.

Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - … .

«Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище Ротик – рот – ротище Носик – нос – носище Лобик – лоб – лбище

Хвостик – хвост – хвостище Усики – усы – усищи Глазки – глаза - глазищи

Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:

Кто это? Домашнее или дикое животное?

Где живет? Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть). Чем питается?

Как называют детенышей? Какую пользу приносит?



Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию

лексическая тема: «Продукты питания»

«Один - много». Образование мн.ч. информационного слова в родительном падеже.

Суп – супы – много супа (супов)

Щи – щи – много щей Котлета – котлеты – много котлет

Молоко – молоко – много молока Пирог – пироги – много пирогов Холодец – холодец – много холодца Сосиска – сосиски – много сосисок

Сок – соки – много соков (сока) Консервы – консервы – много консервов Фарш – фарш – много фарша Каша – каши – много каш.

«Счет  продутов».  Образование  информационного  слова  и  ИП  мн.  числа  в родительном падеже.

Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов

«Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Хлеб из ржи - ржаной

Каша из манки - манная

Бульон из курицы - куриный

Котлеты из моркови - морковные

Бульон из рыбы - рыбный

Котлеты из свеклы - свекольные

Бульон из мяса - мясной

Котлеты из капусты - капустные

Молоко у коровы - коровье

Оладьи из картофеля - картофельные

Молоко у козы - козье

Каша из гречки - гречневая

С названиями фруктов и овощей:

Каша из риса - рисовая

«Назови сок, варенье»

Каша из пшена - пшенная

Сок из груш - грушевый

Каша из геркулеса - геркулесовая

Варенье из груш – грушевое и т.д.

«Назови по образцу». Образование качественных прилагательных. Жарить картофель – значит, он какой? – жареный

Варить свеклу – значит, она какая? - вареная Парить репу – значит, она какая? – пареная Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая

Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные

Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные Солить капусту – значит, она какая? – соленая.



Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию

лексическая тема: «Профессии»

«Кто   что   делает?».   Составление   предложений.   Работа   над   слоговой структурой слова.

Милиционер регулирует уличное движение и т.д. со словами:

Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, каменщик, точильщик, милиционер, библиотекарь, доярка, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик, сапожник, парикмахер, пожарник, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник, пилот, машинист).

«Кто чем работает?»  Образование творительного падежа информационных слов.

Маляр – кистью, дворник - … , садовник - … , парикмахер - … , портной -

«Кому   что   нужно   для   работы?»       Образование   дательного    падежа информационные слова.

Поварешка нужна повару, письмо нужно … , метла нужна … , указка нужна

… , топор нужен … , градусник нужен … , весы нужны … .

«Назови». Поиск соответствующего понятия.

а) детского врача (педиатр), зубного врача (стоматолог), глазного врача (окулист), врача, делающего операции (хирург), врача, лечащего нервы (невропатолог), помощника врача (медицинская сестра);

б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки);

в)        медицинские        инструменты        (шприц,        шпатель,        пипетка,        градусник, молоточек, пинцет, стетоскоп).

Беседа по теме. Поиск соответствующего понятия и построение монолога. Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей.        Для        чего        нужны        профессии?        Кем        ты        хочешь        стать,        когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

«Опиши профессию по плану». Построение монолога. Название профессии.

Что делает человек этой профессии?

Какие инструменты нужны для работы по этой профессии?



Предварительный просмотр:

Игры по речевому развитию  лексическая тема: «Транспорт»

«  Вспомни виды транспорта» (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т.д.), их названия.

«Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных. Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная

Билет на автобус (какой?) - автобусный Масло для машин (какое?) – машинное.

Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д.

«Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.

Автобусом управляет (водитель) Грузовиком управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Вертолетом управляет (вертолетчик). Самолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Велосипедом управляет (велосипедист).

«Собери предложение». Связь слов в предложении.

Машина, ехать, дорога, по. Самолет, небо, летит, высоко, в. Шоссе, автомобиль, мчится, по. Едет, тропинка, по, велосипедист.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

«Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов. Возит молоко – молоковоз; возит муку - … ; возит лес - … ; возит бетон - … ; возит цемент - .. ;        мешает бетон – бетономешалка;        черпает землю – землечерпалка;        укладывает трубы – трубоукладчик;                дробит камни – камнедробилка.

Составить  описательный  рассказ про транспортное средство  (по  выбору), по плану: Как называется это транспортное средство?

К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)? Из каких частей оно состоит? Чем приводится в движение?

Для чего используется, что перевозит? Кто им управляет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы для составления рассказов-описаний по различным лексическим темам.

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и  наглядность позволит детям легко и прост...

Причины речевых нарушений и речевое развитие детей различного возраста.

Информация для родителей детей дошкольного возраста, а также рекомендации по формированию правильной речи....

Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей...

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам.

Игры могут использовать воспитатели на своих зантиях....

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам. материал по развитию речи (средняя группа)

Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум....

Познавательно-речевое развитие.Мнемотаблицы по лексическим темам недель.

Коррекционная педагогика.Презентация:"Познавательно-речевое развитие.Мнемотаблицы по лексическим темам недель".Материалы из опыта работы....