Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.
статья по логопедии (младшая группа)

Статья учителя-логопеда Воронцовой А. А. об особенностях логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя-логопеда ГБДОУ детский сад «Кудесница»

Воронцовой Арины Александровны

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

За последние годы возросло внимание к детям раннего возраста. Одна из причин заключается в том, что детей с нарушением психо-речевого развития, нарушением поведения становится всё больше.

Причины этого явления самые разнообразные: это и снижение уровня психического и физического здоровья населения, и социальные факторы, экономические, экологические.

Увеличивающееся количество детей раннего возраста с психо-речевыми нарушениями - это проблема и для медиков, для родителей и для педагогов.  

Ранняя диагностика нарушений психических и речевых функций очень важна для того чтобы понять что делать дальше, как можно стимулировать речь малыша. И если с врожденными и биологическими факторами педагоги и родители сделать ничего не могут, то социальную ситуацию развития и педагогический подход можно пересмотреть и скорректировать. Для подбора адекватных приемов коррекции необходимо понимать не только особенности детей с задержкой речевого развития, но и учитывать особенности работы с детьми раннего возраста.

Возраста до 3 лет это возраст многих новообразований:

- активно развивается общая и мелкая моторика;

- развивается познавательный интерес, активно формируется представление о предметном окружающем мире, формируются мыслительные операции;

- развиваются сенсорные анализаторы, развивается сенсорно-перцептивное восприятие;

- формируется коммуникативная деятельность;

- формируются эмоционально-волевые реакции.

Все эти психические функции между собой связаны, активно взаимодействуют, складываются как кирпичики в пирамиду, вершина которой является речь. Речь - это высшая психическая функция, которая опирается на сложившиеся функции. Если какой либо «кирпичик-функция» не сложился в пирамиде, то пирамида не будет стоять устойчиво, ровно,  речь будет развиваться с проблемами. Одной из основных задач логопеда, работающего с детьми раннего возраста, является работа со всеми новообразованиями данного возраста.

Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с старшими дошкольниками не только объемом, но и содержанием, подачей материала, специфическими приемами проведения занятий.

Чтобы достичь взаимопонимания с неговорящим ребенком или ребенком, который еще не владеет активной речью, необходимо привлечь и удержать его внимание. Для этого подача любого материала должна быть максимально  красочной и эмоциональной. Яркие положительные эмоции не только работают на привлечение внимания, но и стимулируют речевую активность ребенка.

О влиянии двигательной деятельности на развитие всех психических процессов, на развитие речи всем хорошо известно. Окружающий мир ребенок познает через движение и речь. В раннем возрасте движения которые развиваются влияют на психо-речевое развитие больше, чем словесные упражнения. Мышечная система тесно связана с нервной, эндокринной системой и другими регуляторными механизмами. Речь это не только слуховой, артикуляторный, но и двигательный анализатор.

Представление, что при любом двигательном тренинге «укрепляются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и с трудом проникло в сознание педагогов» Бернштейн Н.А. Сочетание речевых и  двигательных упражнений - залог успешной стимуляции речи. В нашей работе с детьми раннего возраста с ЗРР хорошо зарекомендовали логоритмические упражнения.

Многие задачи решаются в логоритмических упражнениях: отрабатываются двигательные навыки ходьбы, маршировки, бега и т. д. Движения организуют общий тонус психической деятельности ребенка, эмоционально открывают для контакта. В движение вплетаются звукоподражания, слова, ребенок сначала запоминает движение, а потом запоминает звуки и слова. В этих упражнениях отрабатывается просодика: темп, ритм, интонации, тренируется голос и дыхание. Логоритмические упражнения помогают развить ребенку концентрацию внимания, объем, переключаемость, ребенку интересно и он делает это много раз, и каждый раз все лучше.

Как индивидуальные так и групповые логопедические занятия должны основываться на подражании деятельности взрослого. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, ребенок учится говорить, усваивает новые навыки. Чтобы любой навык закрепился, необходимо многократное повторение и чем сложнее навык, тем больше повторений необходимо. В структуре логопедического занятия с малышами обязательно должна быть четкая структура и постоянные элементы (например приветствие и прощание), которые позволят ребенку «включится» в работу.

Конечно, необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала и длительность занятий. Надо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления и потерю интереса к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста

Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Организация и проведение логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Детская деятельность – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит формирование психики ребенка. Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предмет...

Конспект логопедического занятия с детьми раннего возраста.

Тема: «Насекомые»Цель: развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.Задачи:Коррекционно-образовательные:- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков;- развивать...

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста

Презентация поможет родителям  понять актуальность ранней логопедической работы с детьми раннего возраста....

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими моторной алалией

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими моторной алалией...

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе о...