Доклад – презентация опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»
учебно-методический материал по логопедии

Кононова Эльвира Александровна

В данной презентации представлены игровые приёмы, которые наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению грамоте, развитии лексико-грамматической речи, психических процессов.

Приведены примеры игровых приёмов с появлением на занятиях объектов, игрушек на основе технологии биоэнергопластики. Варианты сюжетных занятий, например, путешествия, игры-лабиринты, где ребенку предлагается выполнить упражнения по указанному маршруту. Игры, направленные на коррекцию различных речевых процессов с использованием средств технического оснащения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа логопеда нуждается в использовании игровых методов и приемов, наверное, в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевых нарушений приводят к изменениям в психической сфере: повышенной раздражительности, возбудимость, замкнутость, негативизма, заторможенности, истощаемости и др. В связи с этим постоянно возникает необходимость использования  эффективных методов и приёмов обучения, так они являются важным направлением коррекционной работы.

В данной презентации мы представим игровые приёмы, которые наиболее часто используем в своей работе, как наиболее эффективные (на наш взгляд), на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению грамоте, развитии лексико-грамматической речи, психических процессов.

Слайд №2

На каждом логопедическом занятии уделяется серьёзное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата. При работе со звуками очень хорошо зарекомендовали себя игровые приёмы с появлением объектов, игрушек на основе технологии биоэнергопластики. Совместные выполнения логопедом с ребенком различных игровых действий вызывают положительное эмоциональное реагирование. Игровые действия могут, состоят из ряда отдельных действий или элементов, которые должны обязательно сопровождаться речью.

Так, например, использование игрушек бегемота и львёнка в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия “Знакомство с органами речи”. Ребёнок может делать задания по образцу логопеда, может надеть её на руку, другой рукой помочь открыть или закрыть рот бегемота, потрогать зубки, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя).

 

Слайд №3

Во время проведения артикуляционной гимнастики бегемотик Жужа  “предлагает” выполнить вместе с ним  упражнения, найти правильное положение языка. Также ребёнку можно предложить  поиграть с забавной обезьянкой – нужно будет повторять все движения, которые она показывает. 

Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, мы  изготовили  дидактическое пособие "Язычок", который одевается также  на руку взрослого и ребёнка – это хороший игровой приём для самоккорекции.  Данный приём позволяет логопеду быть непосредственным партнёром ребёнка в игре и быть с ним на равных.

 Слайд №4

Одним из видов игровых методов является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над их выполнением. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Дидактическая игра может использоваться на фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.

Интересной формой занятий, с применением дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. В своей работе мы часто используем игры-лабиринты с различными сказочными историями, где ребенку предлагается выполнить упражнения по указанному маршруту.

На начальном этапе знакомства с применением данного приема в маршрут «бродилок», вводят игрушку (любого героя или машинку), и проходя его просят назвать всё то, что он увидит (происходит уточнение словаря, согласование различных частей речи, пространственные представления).

Подобные игры используются на этапе автоматизации и дифференциации звуков (пояснения)

Слайд №5

Закреплять полученный навык можно также с применением средств ТСО

Предлагаемые игры могут быть частью занятия, либо являться самостоятельными, как один из приемов закрепления полученных навыков. Мы в своей работе используем игры образовательного портала Мерсибо. Эти игры можно рекомендовать для самостоятельных упражнений в домашних условиях, так как на сайте портала можно приобрести подписку на игры.

Предлагаемые задания развивают логическое мышление, придают познавательному содержанию необычный, игровой характер, а также воспитывают усидчивость подвижных детей. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить игровую задачу, узнать что-то, чему-то научиться.

Слайд №6

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический, сюжетный и соревновательный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: герои сказок, мультфильмов и другие. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Сюжет «В гости к звуку» (объяснение)

Слайд №7

Сюжет «Скрытая история» (объяснение)

Слайд №8

Сюжет «Кража в музее» с применением средств ТСО (объяснение)

Слайд №9

Сюжет «В поисках буквы» (объяснение)

Слайд № 10

Сюжет «Фоторобот» (объяснение) Происходит закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.

Используя в работе игровые методы и приемы очень важно не перейти тонкую грань – сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть. Это очень важно при работе со старшими дошкольниками, когда происходит переход от игровой деятельности к учебной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов в работе логопеда в обучении дошкольников грамоте.

В статье рассматриваются особенности русской письменной речи, предпосылки ее формирования у дошкольников и этапы формирования основ грамоты у детей 6-7 лет....

Доклад по теме: "Игровые методы и приемы"

игровые  методы и приемы, используемые  на занятии...

Опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в обучении детей»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста; игра имеет важнейшее значение: она для них учеба, труд, серьезная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно вып...

Опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в обучении детей»

Опыт работы по теме:«Игровые методы и приемы в обучении детей»...

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...

ПРАКТИКУМ учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»

ПРАКТИКУМ  учителя-логопеда  для воспитателей логопедической группы   на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»

МАСТЕР-КЛАСС  учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы   на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»....