Создание современной образовательной среды с учетом потребностей детей с ОВЗ
статья по логопедии

Дейнеко Ольга Викторовна

В статье описан сценарий методического мероприятия для учителей-логопедов в форме дискуссионной площадки. Этот опыт работы может быть интересен для старших воспитателей, которые стремятся разнообразить формы проведения методических мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое мероприятие для учителей-логопедов

«Создание современной образовательной среды с учетом потребностей детей с ОВЗ»

Форма: дискуссионная площадка

Информационно-дискуссионная площадка – это форма интерактивного общения, форма коллективной дискуссии, которая предоставляет широкую возможность для получения целевой информации, обмена лучшим практическим опытом, проведения плодотворных обсуждений, всестороннего рассмотрения обсуждаемых вопросов, поиска дополнительных возможностей для решения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Цель проведения – повышение профессиональных компетенций  учителей-логопедов.

Модератор – участник, который выполняет функцию организатора коммуникации

Куратор – участник, выполняющий функцию организатора содержательной части (выступающие) и технической работы информационно-дискуссионной площадки.

Правила проведения ИДП

1. на площадке рассматривается определённый круг вопросов. По каждому вопросу есть куратор, который делает сообщение, затем остальные участники делятся своим опытом работы по данным технологиям или использованию игр. Активные участники дискуссионной площадки получает Сертификат.

Слайд 2

Вопрос получения качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит перед каждым дошкольным учреждением. И каждое учреждение по-своему его решает.

Слайд 3

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183» функционирует 12 групп:  10 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы – компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Слайд 4

Вся работа коллектива нашего детского сада проходит под девизом

Каждый ребёнок – особенный

все дети – равные!

Мы стараемся предоставить детям с ОВЗ такие же условия для получения дошкольного образования как и для остальных детей, посещающих группы общеобразовательной направленности.

Слайд 5

Коррекционно-педагогическое воздействие в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР осуществляется через реализацию АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(осуществление квалифицированной коррекции отклонений
в психическом развитии)

АООП разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и с учётом Примерной адаптированной основной образовательной  программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 7 декабря 2017 г. № 6/17.

 Продолжительность  обучения в группах компенсирующей направленности                 составляет 3 года.

Слайд 6

Программно-методическое обеспечение АООП составлено с учётом Примерной адаптированной образовательной программы, одобренной в  декабре 2017г.,   с использованием учебно-методического комплекта (УМК) авторской комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, авторского методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»  под ред.С.Г. Шевченко.

Для проведения подгрупповой психо-развивающей работы с детьми ЗПР  педагогом-психологом нашего учреждения Баловой Ж.И. разработана авторская программа «Развивающие занятия с использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам для детей с задержкой психического развития».

Слайд 7

Целью реализации АООП является обеспечение условий для дошкольного образования детей с задержкой психического развития с учетом их индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных потребностей. Реализация программы предполагает психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую поддержку позитивной реабилитации и социализации, развитие личности ребенка дошкольного возраста с ЗПР; формирование и развитие компетенций, обеспечивающих преемственность между первой (дошкольной) и второй ступенью образования (начальной школой).

Слайд 8

Слайд 9 

Кадровые условия

Работу по освоению воспитанниками группы ЗПР Адаптированной основной образовательной программы работают 4 воспитателя и специалисты: учитель-дефектолог – 2, педагог-психолог – 1, учитель-логопед – 2, музыкальный руководитель – 1, инструктор по физической культуре – 1, инструктор по плаванию – 1. Все педагоги имеют либо высшую, либо первую квалификационною категорию.

Слайды 10 и 11

Предметно-пространственная развивающая среда групп оснащена современными пособиями «Фиолетовый лес» и коврограф Ларчик по технологии интеллектуального развития В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Эта технология оказалась очень доступной для детей с ЗПР.  В результате его использования  у детей отмечена положительная динамика в развитии.

Слайд 12

Наличие компьютерной техники, доступность сети интернет расширяет возможности поиска необходимой информации. В группах для детей ЗПР имеются музыкальные центры, телевизоры, оснащены компьютерами, регулярно используют интерактивный комплекс «Играй и Развивайся» на основе датчика движения Kinect, который позволяет детям развивать не только интеллект, выполняя задания, но и развивать координацию движений, так как этот комплекс позволяет выполнять задания без контактным способом.

В детском саду для успешной реализации АООП имеются дополнительные помещения, оснащенные необходимым оборудованием:

Слайд 13-17

  • Сенсорная комната – индивидуальные занятия с педагогом-психологом, направленные на развитие всех органов чувств и снятие психо-эмоционального напряжения;

Слайд 18

  • Логопедический кабинет – индивидуальные занятия с учителем – логопедом;

Слайд 19

  • Детский плавательный бассейн – 2 занятия по обучению плаванию, снятие мышечного напряжения;

      Слайд 20-21

  • Зоосад – наблюдение за живыми объектами, стабилизация нервно-психического состояния;

     

      Слайд 22

  • Физкультурный зал – проведение 2-х физкультурных занятий и 1 дополнительное по программе «Детская йога»;

       Слайд 23-26

  • Предметно-пространственная среда в группах.

       Слайд 27-30

  • Психолого-педагогические условия

Военно-спортивная игра «Зарница»

Спортивные праздники

Развлечение по ПДД

День театра.

Слайд  31

Тесное взаимодействие с родителями

Слайд 32-33

Работа консультационного центра для родителей, имеющих особенных детей.

О результативности проводимой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности свидетельствует показатель количества воспитанников, выпускающихся из ДОУ и готовых к обучению в общеобразовательных школах:

2018 г. – 36 % выпускников,

2019 г. – 30 % выпускников.

Проблема 1

Эффективно ли использование разнообразных интерактивных форм в практической работе учителя-логопеда по формированию фразовой речи у детей с ОВЗ?

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивногообучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно -образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Проблема 2

Имеют ли преимущества использование интерактивных технологий в образовательном процессе с детьми ОВЗ?

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. 

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

стимулирует познавательную активность детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Проблема 3

Как влияет на стимулирование активной речи детей с ОВЗ использование  различных образовательных технологии?

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ»
  • технологии предметно – развивающей среды

Проблема 4

Является ли песочная терапия эффективным методом формирования речи детей с ОВЗ

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры с песком.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песок  для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия с песком дают ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию! 

Выводы и решения дискуссионной площадки.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей.

Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми; развивают все компоненты устной речи детей; способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование разнообразных интерактивных игр и интерактивных технологий в практической работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ, имеют  большие преимущества  и  высокую эффективность в проведении коррекции речевых нарушений .  

Использование  различных образовательных технологий оказывает положительное  влияние на стимулирование активной речи детей с ОВЗ?

Песочная терапия является эффективным методом формирования речи детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

Проектирование и организация современной образовательной среды развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Мы уверены, что сказка и игра позволяют ребенку понять и усвоить законы жизни наиболее доступным для него путем.Используя в своей работе рекомендации ФГОС ДО, мы разработали проект: «Играем в ск...

Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...

Статья "Создание мотивирующий образовательной среды для эвристического обучения детей младшего дошкольного возраста"

В данной статье описан опыт работы по развитию сенсорного восприятия посредством использования эвристического обучения и создания развивающей предметно-пространственной среды группы. Данная статья опу...

«Использование леготехнологий в создании современной образовательной среды в ДОУ»

laquo;Использование лего-технологий в создании современной образовательной среды в ДОУ» (планшеты и компьютерная игра Лего-DUPLO, многофункциональное пособие «Леготека», мнемотехник...

Организация образовательной среды с учетом современных требований

В дошкольных организациях необходимо создание особой развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на ребёнка, котораястроится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей, и...