«Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
статья по логопедии (старшая группа)

Прокофьева Елена Валентиновна

Театрализованное приключение по сказке "Колобок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok_docx.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

(Театрализованное приключение по сказке «Колобок»).

     Стремление к прекрасному – естественная потребность человека, и воспитывать ее надо с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово дошкольники познают все многообразие окружающего мира, учатся любить его, обогащаются радостными, яркими впечатлениями.

     Праздники, развлечения, театрализованные приключения радуют детей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, стихи, сказки) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей.

     Умелый подбор музыкального материала, создание игровой ситуации, драматизация сказок, кукольный театр помогают быстро вызвать желаемую реакцию, интерес ребенка. Очень полезно использовать загадки. Простые, короткие, доступные даже для малышей, они развивают внимание, воображение, память, речь.  Дети постарше  любят слушать и повторять за взрослыми короткие стихи, песни, сказки, напевные народные потешки. Это важно для развития речевого аппарата, образного мышления, творческого воображения.

     Игра – верный спутник детства. Игры -  забавы вносят разнообразие, доставляют детям радость. Это и свободная пляска под аккомпанемент музыкального руководителя, и укладывание куклы спать под тихое пение колыбельной, и любимая игра, и элементы фольклора.  Для ознакомления детей с фольклором  в некоторых играх используются широко известные народные мелодии.

      Термин «фольклор» пришел к нам из староанглийского языка. Английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова переводятся как «народная мудрость». Именно так во всем мире принято называть устное народное творчество, литературное и музыкальное. Название это глубоко справедливо.  Ведь в произведениях устного народного творчества  воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость. Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Народная песня, весь музыкальный фольклор – это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», - сказал когда-то М.И. Глинка. Во многих произведениях русских композиторов  слышны напевы народных песен, ритмы танцев.

     Игры, игры – забавы, театрализованные приключения  богаты эмоциями и создают бодрое, жизнерадостное настроение. Они  благоприятно влияют на всестороннее развитие ребенка: в процессе игры он познают мир, мыслит, развиваются его  физические качества, художественный вкус, развивается его речь.

     Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой  фразовой речью, самостоятельно  составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.

     У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение  всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки  в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

     В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль может сыграть логопедическая ритмика. Она представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связывающую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь.  При использовании логопедической ритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды.

     Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика  помогает решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

     Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.

     Образовательные задачи: формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений, развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений.

     Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, воспитание личностных качеств, формирование и развитие организаторских способностей.

     Коррекционные задачи: коррекционная направленность логопедической ритмики обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень  нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. К коррекционным задачам относятся: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и т.д.

     Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

     Предлагаем Вашему вниманию театрализованное приключение по сказке «Колобок» в исполнении детей с ограниченными возможностями здоровья логопедической группы № 9 ГБДОУ д/с № 10 Красносельского района города Санкт – Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения)

Пояснительная записка Программа включает в себя традиционные психолого-педагогические методы коррекции: развивающие игры и упражнения. Так как данные методы не приносят сто процентных  резул...

«Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В материале излагается использование методики "мнемотехника" в работе с детьми с ОВЗ....

«Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», ...

Мнемотехника, как средство речевого развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии р...