Речевой праздник-развлечение в подготовительной к школе логопедической группе КВН «Наш родной язык».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Речевой праздник-развлечение  КВН «Наш родной язык» представляет собой итоговое мероприятие с детьми  подготовительной логопедической группы. Для сценария  КВН  были использованы материалы из книги Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Речевые праздники и развлечения в детском саду».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_nash_rodnoy_yazyk.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 х.Коржевского муниципального образования Славянский район

Учитель-логопед Яценко Марина Вячеславовна

Речевой праздник-развлечение в подготовительной к школе логопедической группе

КВН «Наш родной язык»

Задачи:

  • закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении);
  • формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять детей в чтении, составлении слов из букв, слогов, предложений из слов;  подвести итоги речевой подготовки детей к школе;
  • развивать психические процессы детей: целенаправленное восприятие, словесно-логическое и образное мышление;
  •  обучать детей групповой форме работы, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
  • воспитывать пытливость, настойчивость, любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
  • стимулировать познавательную активность детей.

Подготовительная работа: каждая команда получает задание подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие, песню о КВН.

    Оборудование: мелодия «КВН», В. Шаинского «Улыбка»,  на центральной стене изображение пирамиды, в кольцах которой написаны слова: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», «речь»; над пирамидой висит плакат «Наш родной язык», предметные картинки для игры «Цепочка слов» (КАРАНДАШ – ШКАФ – ФОТОАППАРАТ – ТОПОР – РЫСЬ – СПАСАТЕЛЬ – ЛОЖКИ – ИЗБУШКА – АПЕЛЬСИН – НОСОК; КЛЮЧ – ЧЕМОДАН – НОС – СТОЛ – ЛАНДЫШ – ШАР – РОБОТ – ТАРЕЛКА – АКВАРИУМ – МАК); два одинаковых рисунка гномов на мольбертах, разрезные слова по слогам (яблоки, лимоны, персики, бананы), цветные карточки со словами пословицы, медали для детей.

Участники: две команды детей из подготовительной к школе группы; болельщики — дети, педагоги, Королева Грамоты,  родители.

Ход праздника:

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры — команды «Звуки» и «Буквы»    входят в зал и встают друг напротив друга.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемое жюри счастливый случай свел  нас всех вместе. Весь год мы трудились, узнавали много нового, дружили, играли, обучались красивой правильной речи.

В народе говорят «Речь вести – не лапти плести». Русский язык — это язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах!

- Мы начинаем КВН «Наш родной язык».

-  А сначала я представлю участников КВН. Слева — команда «Звуки», капитан команды... (называется имя и фамилия ребенка). Ваш девиз?

Команда «Звуки»:   Мы — веселые ребята,

Не даем себе скучать.

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

- Справа — команда «Буквы», капитан команды... (называется имя и фамилия ребенка). Ваш девиз?

Команда «Буквы»: Мы ребята боевые,

Любим мы сражаться.

Мы готовы в КВН

Посоревноваться.

Участники КВН поют песню на мелодию В. Шаинского «Улыбка».

Мы на конкурс речи собрались.

Говорить красиво, четко научились.

Звуки, буквы знаем мы теперь,

И с красивой речью, правильной, сдружились.

Припев.

Нам доверено с тобой

Провести удачный бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты богата, наша речь.

Ты красива, наша речь.

Ты — наш друг,

И все мы в это будем верить.

Воспитатель представляет жюри.

Команды (приветствуют жюри):

Вам и слава и почет.

Все мы любим точный счет.

Жюри дает оценку приветствию команд.

Воспитатель:  Дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый конкурс объявляю я.

                     Вы на вопросы смело отвечайте

                     И баллы для команды получайте!

Конкурс 1.  «Разминка»

- Для разминки отводится 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ — одно очко.

Вопросы для команды «ЗВУКИ»

  1. Мы видим буквы или звуки? (буквы)
  2. Из чего состоит сказанное слово? (из звуков)
  3. Назовите мягкий согласный звук в слове фонарь.(рь)
  4. Назовите слово парк без звука [к]. (ПАР)
  5. Какой согласный звук два раза встречается в слове сосулька? (С)
  6. Назовите, одним словом сильный дождь.(ЛИВЕНЬ)
  7. Кто «папа» ягненка? (баран)
  8. Назовите слово, противоположное по значению слову говорить.(МОЛЧАТЬ)
  9. Назовите четвертое слово: птица — гнездо, человек — ... (ДОМ)
  10. Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост. (ПТИЦА)
  11. Как называется время суток после дня? (ВЕЧЕР)

Вопросы для команды «БУКВЫ»:

  1. Мы слышим звуки или буквы? (ЗВУКИ)
  2. Из чего состоит написанное слово? (ИЗ БУКВ)
  3. Какой твердый согласный звук есть в слове дерево!(В)
  4. Назовите слово коса без звука [к]. (ОСА)
  5. Какой звук дважды встречается в слове планета?(А)
  6. Кто «мама» жеребенка? (ЛОШАДЬ)
  7. Назовите слово, противоположное по значению слову спрашивать. (ОТВЕЧАТЬ)
  8. Назовите четвертое слово: ботинок — шнурок, пальто — ...(ПУГОВИЦА)
  9. Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног. (НАСЕКОМЫЕ)
  10. Как называется время суток между утром и вечером? (ДЕНЬ)
  11. Какой месяц между декабрем и февралем? (ЯНВАРЬ)

Жюри подсчитывают очки.

Воспитатель: Сегодня мы ждем гостью. Догадайтесь, кто она.

Она из Королевства, где читают, пишут без ошибок.

Где учат звуки, буквы,

Правила письма и  ударение.

Со строчек умных книг она спешит к вам

На речевое развлечение. (Королева Грамоты)

Входит Королева Грамоты.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я, Королева Грамоты, весь год наблюдала, как вы старательно занимались и многому научились.  Сегодня нам предстоит подняться на вершину этой пирамиды. Как вы думаете, как она называется? (Речь. Показывает плакат и кратко объясняет состав пирамиды.)

      Наша речь состоит из звуков. На письме они обозначаются буквами. Из букв образуются слоги. Слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения. Предложениями мы разговариваем друг с другом. И из них складывается наша речь.

- Вы готовы подняться на вершину пирамиды?

Конкурс 2  «Знатоки звуков»

Логопед   показывает   на   половину «Звук» нижнего кольца пирамиды.

Королева Грамоты: Первая игра «Цепочка слов».

Команде «Звуки» даются картинки:

КАРАНДАШ – ШКАФ – ФОТОАППАРАТ – ТОПОР – РЫСЬ – СПАСАТЕЛЬ – ЛОЖКИ – ИЗБУШКА – АПЕЛЬСИН – НОСОК

Команде «Буквы» — картинки:

КЛЮЧ – ЧЕМОДАН – НОС – СТОЛ – ЛАНДЫШ – ШАР – РОБОТ – ТАРЕЛКА – АКВАРИУМ - МАК

Королева Грамоты: Каждая команда пусть составит цепочку слов по своим картинкам. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова.

2. Игра  «Два короля».

Королева Грамоты:  Мы продолжаем играть со звуками. Жили-были два короля. Один король правил государством  твердых звуков, а другой — государством мягких звуков. И слова им нравились разные. Первый любил слова, в которых все согласные звуки были твердыми, а другой любил слова, в которых хотя бы один согласный звук был мягким. Давайте поиграем в этих королей.

Каждая команда выбирает короля. Короли надевают короны: один -  синюю, другой — зеленую.

Королева Грамоты:  В садах у королей растут цветы небывалой красоты.  Ваши величества короли, выберите те цветы, которые растут в ваших садах!

Цветы: мак, тюльпан, колокольчик, ромашка, василек, астра, роза, гвоздика, лилия, фиалка, нарцисс.

Короли с детьми  выбирают цветы.

Жюри дает оценку конкурсу.

Конкурс 3. Знатоки букв.

(Педагог указывает на половину «Буква» нижнего кольца пирамиды).

- А теперь посмотрим, как вы знаете буквы.

  1. Игра «Да - нет».

     - Я загадаю букву, а вы, задавая мне вопросы, угадайте ее. Помните, что я могу говорить только ДА или НЕТ.

(играют команды по очереди)

  1. Игра «Рассыпанное слово».

- В саду у короля растут еще одни цветы. Узнать, какие это цветы, вам помогут веселые кубики с буквами.

Вам буквы выданы не зря.

Из них попробуйте, друзья,

Составить цветка название –

Весны благоухание.

Команде «Звуки» предлагаются 9 кубиков. На кубиках буквы для названия цветка

  • Был я солнышком лучистым, стал я облачком пушистым (ОДУВАНЧИК).

Команде «Буквы» предлагаются кубики с буквами для названия цветка

  • Пробивался сквозь снежок

         Удивительный росток.

         Самый первый, самый нежный

         Удивительный цветок. ПОДСНЕЖНИК.

(в течение минуты команды составляет из букв слово)

Жюри дает оценку конкурсу.

Королева Грамоты указывает на следующую ступеньку пирамиды — «Слог».

Конкурс 4 «Знатоки слогов»

1.  «Слоги считай — слово называй».

- Название какого животного состоит из одного слога? Команде «Звуки» нужно назвать такое животное из животных наших лесов, а команде «Буквы» — животное жарких стран. (Ответы детей.)

- А теперь назовите слово из трех слогов. Команде «Звуки» нужно назвать птицу, а команде «Буквы» — насекомое. (Ответы детей.)

2.        «Рассыпанные слова».

Посмотрите, эти слоги

 Разбежались кто куда

 И горюют: снова слово

 Не сложить им никогда!

 Кто помочь словам готов?

 Все они из трех слогов.

- Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия фруктов, которые лежат у меня в корзине. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Для каждой команды выставлены по два «рассыпанных» на слоги слова:

мо-ны-ли  бло-я-ки                                 си-ки-пер  на-ны-ба

Жюри дает оценку конкурсу.

Конкурс 5. «Знатоки слов»

Королева Грамоты указывает на следующую ступеньку пирамиды — «Слово».

1.  Игра «Он-она»  (проходит в быстром темпе).

Королева Грамоты:  

                      У меня для вас игра

                      Под названьем «Он – она».

Попрошу вас, не зевайте,

Слово в стих мой добавляйте.

Он слон — она... (Слониха.)

Он лось — она... (Лосиха.)

 Он кот — она... (Котиха.)

Нет, конечно! Это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Что ж, сыграем еще раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж — она...

Он заяц — она...

Он еж — она...

Он бык — она...

Всем знакомо это слово?

Да, да, да! Она — корова.

2. Эстафета «Оживи гнома».

  На мольбертах два одинаковых рисунка гномов, выполненных пунктирной линией. К ним предлагается набор карточек со словами, одинаковыми для каждой команды: колпак, борода, нос, улыбка, глаза, брови.

- Это портреты гномов. Но они заколдованы, и потому не видны! Помогите их расколдовать. Для этого нужно прочитать слово на каждой на карточке, подумать, что оно означает, и обвести фломастером эту часть портрета. Победит та команда, которая выполнит задание первой.

Команды начинают выполнять задание одновременно. Дети работают по цепочке. 

- Молодцы! Гномы благодарят вас за помощь. После такой сложной работы можно и немножко отдохнуть. Объявляю музыкальную паузу!

Пропойте хором мелодию песни «В лесу родилась елочка». Команда «Звуки»! Представьте, что вы — хор лягушат и лягушек. Поэтому вам нужно вместо слов произносить «ква-ква-ква» ». А команда «Буквы» изобразит хор щенков и собак! Поэтому ей придется лаять «гав-гав-гав».

Оценка жюри.

Конкурс 6. «Знатоки предложений»

Логопед показывает следующую ступеньку пирамиды — «Предложение».

Логопед: Пришла пора узнать, какая команда является знатоками предложения.  

  1. Игра «Найди ошибку».

Логопед предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.

«Звуки»:

  • Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
  • Цветы не поливали, потому что они засохли.
  • Солнышко прячется, потому что ночью темно.
  • У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
  • Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

    «Буквы»:

  • Петя испачкался, потому что его поругала мама.
  • Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
  • День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
  • Пришла весна, потому что прилетели грачи.
  • В комнате темно, потому что включили свет.

Жюри дает оценку конкурсу.

2. Конкурс капитанов «Скороговорки».

- Заработать дополнительные очки своей команде могут и наши капитаны. Для них конкурс скороговорок. Каждый капитан своей команды по очереди берет карточку со скороговоркой.  Скороговорку нужно произнести быстро и без ошибок.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Собирала Маргарита Маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
  • Жаба в луже сидела, на жука глядела…»
  • У сороки и вороны в сковородке макароны…»

Жюри дает оценку конкурсу.

Королева Грамоты: Вот мы и поднялись мы на вершину пирамиды. На ней написано слово …РЕЧЬ.

-  Команды, расположите слова в соответствии с цветом и прочитайте известную  пословицу.

«Видна птица по крыльям, а человек по речи».

- А какие вы знаете пословицы о речи?

Дети:

  • Без русского языка не сколотишь и сапога.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • С глупой речью сиди за печью.
  • Приятная речь заставляет и медведя танцевать.
  • Недоброе слово больней огня жжет.
  • Хорошая речь лучше меда.
  • Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.
  • Слово не воробей, вылетит  - не поймаешь.
  • Каков ум, такова и речь.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • «Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Вот и подошла к концу наша игра Клуба веселых и находчивых. Вы научились правильно говорить, вас могут понимать дети, взрослые, ваша речь поможет  вам в дальнейшем в школе. Берегите ее. Речь — это драгоценность, владеет ею только человек.

Так же, как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит.

Как прекрасна! Как жива!

Слышим мы её слова:

мама, дом, семья, отец,

небо, солнышко, скворец.

Это главное наследство,

Что должны беречь мы с детства.

Будем мы родную речь (хором)

Изучать, любить, беречь!

Жюри отмечает уровень готовности детей к школе, награждает победителей и участников, подводит итоги.        

Для сценария  КВН  были использованы материалы из книги Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Речевые праздники и развлечения в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...

СЦЕНАРИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

На занятии в увлекательной форме дети знакомятся детей с традициями русских праздников,  с  красотой и   величием  русского  языка  и  культуры....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...

Конспект НОД по реализации ОО «Речевое развитие» в подготовительной к школе логопедической группе, совершенствование грамматического строя речи с использованием интерактивных технологий.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) с использованием интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ на...

Конспект беседы в подготовительной логопедической группе "Международный день родного языка"

        Конспект НОД в подготовительной логопедической группе № 11     в рамках участия в проекте «Международный день родного языка».Беседа...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Бойцы невидимого фронта» для детей подготовительной к школе логопедической группы №6Цель – закрепить зн...